Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:07, контрольная работа
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются:
индивидуальное, личностное управление — это управление, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем;
коллективное управление — это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща;
1. Приведите разновидности видов, форм и способов управления, дайте их характеристику ................................................................................
3
2. Приведите основные принципы формирования организационных структур управления и раскройте их сущность .................................
7
Задача .....................................................................................................
11
Список использованной литературы ..................................................
13
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Основы менеджмента»
Выполнил студент гр. 802301-38 Специальности ИСИТ (э) Никулина Т.Н. |
|
Проверил: Оценка: ________________ ________________________ (подпись) ___________________(дата) |
Почтовый адрес: г. Гомель, ул. Студенческий проезд, 21-119 т. (8-029) 3269408 e-mail: aqua-tn@.mail.ru |
|
Минск 2011
Содержание
1. Приведите разновидности
видов, форм и способов |
3 |
2. Приведите основные
принципы формирования |
7 |
Задача .............................. |
11 |
Список использованной литературы
.............................. |
13 |
1. Приведите разновидности видов, форм и способов управления, дайте их характеристику
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются:
индивидуальное, личностное управление — это управление, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем;
коллективное управление — это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща;
международным считается управление, когда объектами и процессами управления осуществляют уполномоченные международные организации (ассоциации, агентства, фонды) и органы;
государственное управление — это управление со стороны государственных, исполнительных, правовых органов и руководящих их лиц;
муниципальное, местное управление — это управление, осуществляемое местными органами власти;
ведомственное управление — управление специальными организациями или органами, именуемые ведомствами;
управление со стороны собственника — осуществляет сам собственник объекта;
уполномоченное управление — это управление, при котором управленческие действия осуществляются уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками.
С позиций макроэкономического подхода по признакам объекта управления различают управление мировой экономики, то есть экономическими объектами, в которых участвуют несколько государств. Управление в одной стране разделяется на виды, называемые управление сферами экономики, отраслями, хозяйства, направлениями экономической деятельности. В составе управления экономикой выделяют региональное управление, управление предприятиями, компаниями, фирмами. Отдельно по признаку объекта управления выделяют управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.
На микроэкономическом уровне, в организационных системах выделяют управление технической подготовкой производства, основным и вспомогательным производством, персоналом, инновациями, финансами, сбытом продукции, затратами, производительностью, факторами интенсификации и т.д.
Управляющие воздействия бывают централизованные, когда управляющие действия формируются одним органом и передаются многочисленным объектам управления, и децентрализованные — когда управляющие воздействия какого-то объекта передаются самому объекту.
Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.
В современной теории менеджмента методы управления классифицируются по самым различным признакам.
В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.
По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговли, промышленности и т.п.
Методы управления подразделяются на следующие группы:
1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.
2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных.
Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.
3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.
5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;
предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.
Все вышеперечисленные методы не стоит противопоставлять, так как наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии [2].
2. Приведите основные принципы формирования организационных структур управления и раскройте их сущность
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
В рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Принципы формирования организационной структуры:
Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
Практически это означает,
что попытки слепо копировать
структуры управления, успешно функционирующие
в других социально-культурных условиях,
не гарантируют желаемого
Важный фактор построения управленческих структур - это уровень развития на предприятии.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
В управлении организацией различают связи:
Руководители уделяют большое внимание принципам и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности клиентов.
Вся существующая совокупность принципов управления подразделяется на три основных группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе - принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.
В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкости, демократизации, регламентации и формализации управления.
Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.
Вторым, не менее важным принципом менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.
Информация о работе Контрольная работа по «Основы менеджмента»