КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Управление персоналом
на предприятии»
1. Управление развитием
персонала: понятие адаптации, виды
адаптации. Основные методы развития
персонала. Цели обучения персонала,
условия формы и методы организации
обучения, оценка его эффективности.
Управление развитием
персонала: понятие адаптации, виды адаптации. Адаптация (от позднелатинского «adaptio»)
— это приспособление строения и функций
организмов (и их групп) к условиям существования.
Адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации,
основывающееся на постепенном включении
работника в процесс производства в новых
для него профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-административных,
экономических, санитарно-гигиенических
и бытовых условиях труда и отдыха. Под
адаптацией понимается не только процесс,
но и результат.
Результатом адаптации к предприятию
является состояние соответствия между
производственной средой (среда адаптации)
и работником (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает
абсолютным, носит обратимый характер.
Особенностью адаптации является непрерывность,
с которой связаны понятия пределов, сроков
и критериев адаптации.
Выделяют следующие виды адаптации:
- Социальная адаптация - это процесс вживания индивида в социальную
среду и превращение ее в сферу его деятельности,
что предполагает следующие этапы:
- внедрение в среду;
- принятие и усвоение норм и ценностей
этой среды;
- активное отношение субъекта к этой среде
с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.
- Производственная адаптация - включение
работника в новую производственную среду,
усвоение норм трудовой деятельности,
установление и расширение взаимосвязей
между работником и производственной
средой.
- Профессиональная адаптация - характеризуется дополнительным
освоением возможностей, знаний и навыков,
формированием профессиональных качеств.
Профессиональная адаптация содержит
как объективный (выполнение должностных
обязанностей, норм выработки, квалификация
работника, наличие специальных знаний и навыков), так
и субъективный (мотивы выбора профессии,
эмоциональная оценка и планы относительно
изменения или сохранения профессии) аспекты.
Профессиональная адаптация проходит
два этапа:
- формирование у работника положительного отношения к определенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда;
- овладение требуемыми профессиональными
навыками и умениями, их закрепление в
условиях конкретного производства, приобретение
знаний, позволяющих быстро ориентироваться в различных производственных
ситуациях, контролировать и программировать
свои действия.
4) Психофизиологическая адаптация
- приспособление к новым физическим
и психическим нагрузкам, физиологическим
условиям труда.
Объектом адаптации являются условия труда - комплекс
факторов производственной среды, которые
оказывают различное психофизиологическое
воздействие на работника: влияют на самочувствие,
настроение, дееспособность, а при длительном
воздействии - на утомляемость, трудоспособность,
состояние здоровья, физические и психологические
нагрузки, уровень монотонности труда,
ритм труда, удобство рабочего места, внешние
факторы воздействия (шум, освещение и
т.п.).
5) Социально-психологическая адаптация
- включение работника в систему
взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами
жизни, ценностными ориентациями.
Этот вид адаптации имеет
познавательный, практический и эмоциональный
элементы. Познавательный - связан с информацией
о формальной и неформальной структуре
коллектива. Практический - с непосредственным включением
его в социальную жизнь предприятия. Эмоциональный
- выражается в формировании определенного
уровня удовлетворенности взаимоотношениями
в группе и своей позицией в их системе.
6) Организационная адаптация - ознакомление
с особенностями организационного управления
предприятием, местом своего подразделения
и должности в общей организационной структуре
и системе целей, создаются связи и отношения
между работником и организацией, которые
упорядочивают их взаимодействие.
7) Экономическая адаптация - уровень заработной
платы, способы материального стимулирования
и т.п.
8) Непроизводственная адаптация
выражается во внепроизводственном общении
с коллегами: совместном отдыхе, обучении,
занятиях спортом и т.д., к бытовым условиям,
предоставляемым на предприятии.
Выделяют также первичную и вторичную
адаптации, которые имеют разные цели,
задачи, способы и механизмы управления.
Первичная адаптация - приспособление
молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной
деятельности (выпускники учебных заведений).
Цели первичной адаптации:
- включение молодежи в трудовую деятельность;
- распределение рабочей силы;
- социализация и профессионализация;
- замещение убывающих работников;
- профессиональный отбор и ориентация.
Вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих
опыт профессиональной деятельности (меняющих
место работы, профессию, статус).
Цели вторичной адаптации:
- перераспределение кадров;
- приведение в соответствие качеств работников
требованиям рабочих мест;
- дальнейшая социализация и профессионализация;
- повышение уровня стабильности и сплоченности
коллектива;
- совершенствование производственного
климата.
Основные методы
развития персонала. Развитие персонала – это система взаимосвязанных
действий, включающих выработку стратегии,
прогнозирование и планирование потребности
в персонале, управление карьерой и профессиональным
ростом, организацию процесса адаптации,
обучения, тренинга, формирование организационной
культуры.
Цель развития персонала - повышение
трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области
функционирования и развития организации.
Успешное развитие персонала требует
использования конкретных методов, направленных
на формирование и активизацию знаний,
возможностей и поведенческих аспектов
персонала. Среди методов развития персонала можно
выделить следующие:
- Методы формирования и развития
кадрового потенциала организации:
- методы организационного развития, совершенствования
структур, составление штатного расписания;
- методы улучшения фирменного стиля управления;
- методы конфликтного менеджмента, содействующие
межличностным коммуникациям и созданию
благоприятного микроклимата;
- техника групповой работы менеджера.
- Методы развития потенциала каждого
сотрудника:
- методы повышения квалификации за пределами организации;
- фирменные однодневные или недельные
семинары;
- конференции, групповые дискуссии;
- дуальные менеджмент-тренинги (решение
совместно с учеными конкретных хозяйственных
задач);
- модернизация или методы решения проблем
в процессе творческой дискуссии без право вето у модератора, т. е. человека который ведет дискуссию;
- система методов содействия развитию
творчества (например, деловые игры).
Цели обучения персонала,
условия формы и методы организации
обучения, оценка его эффективности.
Обучение персонала – это развитие профессиональных
знаний, умений и навыков сотрудников
исходя из цели развития соответствующих
подразделений, которые в свою очередь,
привязаны к стратегии компании. Обучение
может быть разной форм, содержания и способа организации. Все это зависит
от конкретной цели, временных и финансовых
ресурсов.
Цели обучения с точек зрения работодателя
и самого специалиста существенно отличаются.
Цель обучения с точки зрения работодателя:
- организация и формирование персонала управления;
- овладение умением определять, понимать
и решать проблемы;
- воспроизводство персонала;
- интеграция персонала;
- гибкое формирование персонала;
- адаптация;
- внедрение нововведений.
Цели непрерывного образования с позиции
работника:
- поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
- приобретение профессиональных знаний
вне сферы профессиональной деятельности;
- приобретение профессиональных знаний
о поставщиках и потребителях продукции,
банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
- развитие способностей в области планирования
и организации производства.
Содержанием обучения могут быть как
узкоспециальные профессиональные знания,
управленческие и коммерческие навыки,
так и корпоративные ценности. Возможны
разнообразные способы организации – силами
внутренних специалистов и менеджеров,
силами внутреннего тренера, с приглашением
внешних преподавателей, тренеров, экспертов.
Компании обычно используют смешанные
формы обучения, а крупные организации
создают для себя собственные учебные
центры и корпоративные университеты.
Существует огромное количество методов
развития профессиональных знаний и навыков.
Вся их совокупность может быть разделена
на две большие группы – обучение непосредственно
на рабочем месте и обучение вне рабочего места.
Основными методами обучения на рабочем
месте являются:
- Направленное приобретение опыта. Это систематическое планирование обучения
на рабочем месте, основу планирования
составляет индивидуальный план профессионального
обучения, в котором изложены цели обучения.
- Производственный инструктаж. Это общая информация, введение в специальность,
адаптация, ознакомление обучающегося
с новой рабочей обстановкой.
- Смена рабочего места (ротация) - получение знаний и приобретение опыта
в результате систематической смены рабочего места.
В результате этого за определенный промежуток
времени создается представление о многогранности
деятельности и производственных задач
(специальные программы молодого поколения
специалистов).
- Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Данный метод заключается в обучении и ознакомлении работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
- Наставничество – это сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник
обеспечивает непрерывную, беспристрастную
обратную связь и периодически проверяет
уровень исполнения работы наставляемых.
Применение метода эффективно в тех случаях,
когда что-то идет не так или кто-то неправильно
что-то делает и возникает необходимость в исправлении такого положения вещей. Метод может практиковаться как систематический.
- Подготовка в проектных группах - сотрудничество, осуществляемое в учебных
целях в проектных группах, создаваемых
на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком
задач.
Обучение вне рабочего места более эффективно,
но связано с дополнительными финансовыми
расходами и отвлечением работника от
его служебных обязанностей. При этом
сознательно меняется среда, работник
отрывается от производственного процесса. Выделяют
следующие методы обучения персонала
вне рабочего места:
- Чтение лекций – это пассивный метод обучения, используется
для изложения теоретических и методических
знаний, практического опыта.
- Программированные курсы обучения. Данный метод более активный метод обучения, эффективен
для получения теоретических знаний.
- Конференции, семинары, беседы «за круглым
столом», экскурсии, дискуссии, встречи
с руководством - это активный метод обучения; участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы
поведения в различных ситуациях.
- Метод обучения руководящих кадров, основанный
на самостоятельном решении конкретных
задач из производственной практики. Этот метод позволяет соединить теоретические знания
и практические навыки, предусматривает обработку
информации, конструктивно-критическое
мышление, развитие творчества в процессах
принятия решений
- Деловые игры – это обучение манере вести себя в различных
производственных ситуациях, при ведении
переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные
точки зрения.
- Тренинг - ежедневное обучение, в ходе которого
один инструктирует или тренирует другого
относительно основ его деятельности
путем интенсивного обучения, демонстрации
и практической работы в целях повышения эффективности деятельности.
- Самостоятельное обучение. Это наиболее простой вид обучения, для которого
не требуется ни инструктор, ни специальное
помещение, ни определенное время: обучающийся
учится там, тогда и так, как ему удобно,
но для этого нужна сознательность и желание самого
обучающегося усваивать новые знания.
- Методы решения производственно- экономических
проблем с помощью моделей. Данный метод подразумевает моделирование процессов, происходящих
на конкурирующих предприятиях. Слушатели
распределяют между собой роли конкурирующих
между собой фиктивных организаций. С
помощью исходных данных слушатели должны
принять соответствующие решения для
нескольких стадий производства продукции
или услуг (производство, сбыт, финансирование,
кадровые вопросы и т.д.).
- Кружок качества «вместо учебы», рабочая
группа. Молодые специалисты разрабатывают конкретные
решения по проблемам управления организацией,
объединившись в рабочие группы. Разработанные
в рабочих группах предложения передаются
руководству организации, которое рассматривает предложения,
принимает по ним решения и информирует
рабочую группу о принятии или отклонении
ее предложений.