Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

По мере развития белорусского государства и включения его в мировое сообщество, а также в соответствии с курсом на создание социально ориентированной экономики, в республике формируется новый механизм управления, сочетающий методы государственного регулирования с использованием рыночных механизмов. Закрепление положительных тенденций в развитии экономики, переход к устойчивому и динамичному развитию предъявляют повышенные требования к кадровому корпусу, обусловливают необходимость усиления государственного воздействия на процессы формирования управленческого кадрового потенциала, способного решать сложные задачи социально-экономической реформы. На это обращает особое внимание Президент Республики Беларусь, отмечая, что повышение эффективности работы всех управленческих кадров – не только одна из важнейших организационно-управленческих задач, но и задача политическая.

Содержание

Введение
Глава 1. Концепция государственной кадровой политики Республики
Беларусь с. 5
Глава 2. Принципы государственной кадровой политики Республики
Беларусь на современном этапе с. 9
Глава 3. Перспективный кадровый резерв в контексте государственной кадровой политики……………………………………………………….. с. 16
Глава 4. Системные подходы к реализации государственной политики в административно-территориальных единицах Республики Беларусь на
примере Витебской области с. 23
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

кадровая политика.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)


 Содержание

Введение

Глава 1. Концепция государственной кадровой политики Республики

Беларусь с. 5

Глава 2. Принципы государственной кадровой политики Республики 
Беларусь на современном этапе с. 9

Глава 3. Перспективный кадровый резерв в контексте государственной кадровой политики……………………………………………………….. с. 16

Глава 4. Системные подходы к реализации государственной политики в административно-территориальных единицах Республики Беларусь на

примере Витебской  области с. 23

Заключение.

Список  использованной литературы.

 

Введение

По мере развития  белорусского государства и включения  его в мировое сообщество, а  также  в соответствии с курсом на создание социально ориентированной экономики, в республике формируется новый механизм управления, сочетающий методы государственного регулирования с использованием рыночных механизмов. Закрепление положительных тенденций в развитии экономики, переход к устойчивому и динамичному развитию предъявляют повышенные требования к кадровому корпусу, обусловливают необходимость усиления государственного воздействия на процессы формирования управленческого кадрового потенциала, способного решать сложные задачи социально-экономической реформы. На это обращает особое внимание Президент Республики Беларусь, отмечая, что повышение эффективности работы всех управленческих кадров – не   только одна из важнейших организационно-управленческих задач, но и задача политическая.

Приоритетные  направления решения вопроса  работы государственных органов с кадрами находят выражение в государственной кадровой политике, реализуемой через соответствующий механизм. Успешное решение социально-экономических задач общества, проблем, возникающих перед страной в условиях глобализации мировых процессов и поиска своего места в них невозможно без осуществления объективной и целенаправленной государственной политики. 

В органах  государственного управления Республики Беларусь сложилась определенная система работы с кадрами, создана соответствующая нормативно-правовая база. В практике управленческой деятельности начинают находить применение комплексные технологии отбора, изучения, оценки и карьерного продвижения кадров.

Последнее время  в нашей стране уделяется пристальное  внимание кадровой политике. Подготовлен  и подписан Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 года №354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций», утверждена Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь. Ее принятие обусловлено необходимостью реализации стратегического курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствование механизма управления общества.

Значительным  шагом на пути формирования современного и эффективного государственного аппарата стало принятие 14 июня 2003 г. Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Принятые  документы являются своевременными на современном социально-политическом этапе развития республики в контексте  решения вопросов, связанных с государственной кадровой политикой, а также государственной молодёжной политикой нашей страны.

Эти документы  направлены на систематизацию и дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по вопросам подбора, подготовки, повышения  профессионального уровня и расстановки руководящих кадров.

Настоящая  работа рассматривает вопросы государственной  кадровой политики на современном этапе  на основании изучения Концепции  государственной кадровой политики Республики Беларусь. В работе также нашли рассмотрение  ряд актуальных вопросов, связанных с омоложением и оптимизацией кадров управления, качеством работы управленцев, а также проблемы перспективного кадрового резерва.

 Важным  элементом государственной кадровой политики на этапе ее внедрения является сбалансированная и единообразная кадровая политика в административно-территориальных единицах Республики Беларусь. Системные подходы к реализации кадровой политики в Витебской области также станут объектом изучения настоящей  работы.

 

Глава 1. Концепция государственной кадровой политики в Республике

Беларусь.

Государственная кадровая политика в нашей стране всё более начинает базироваться на прочном нормативно-правовом каркасе. Подтверждением этому является утверждение  Указом Президента в июле 2001 года Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь (далее Концепция). Данный нормативный документ определяет ход и направления развития государственной кадровой политики в республике на современном этапе.

Согласно данному документу, принятие Концепции обусловлено необходимостью реализации стратегического курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий. Концепция ориентирована на приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2001-2005 годах.

Концепция государственной  кадровой политики определяет кадры  как постоянный состав работников, состоящих в трудовых отношениях с органами государственного управления, предприятиями и организациями. Государственная кадровая политика (далее ГКП), в соответствии с документом, есть деятельность республиканских и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач. Для более  простого и точного уяснения  приведём  трактовку данного понятия Ящук В.С. Он определяет  государственную кадровую политику   как совокупность сформулированных и получивших правовое закрепление целей, приоритетов, принципов, методов и форм деятельности государства в области подбора, подготовки и движения кадров государственной службы, различных отраслей экономики, науки, культуры и обороны страны1.

Достижение целей, задач  и приоритетов государственной  кадровой политики требует совершенствования  механизма её реализации (в частности, нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения). Актуализация нормативно-правовой базы предполагает совершенствование действующих и разработку  новых законодательных актов, регламентирующих приоритетные задачи и функции государственных органов и учитывающих современные информационные технологии в кадровой работе.

Концепция определяет основные направления государственной кадровой политики, среди которых выделяются следующие:

- формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;

- подбор кадров  с учетом их профессиональных  и нравственно-психологических качеств;

- формирование  действенного резерва руководящих  кадров и организация планомерной  работы с ним;

- совершенствование форм  и методов оценки деятельности кадров;

          - мотивация эффективного труда,  рациональное использование кадров, создание благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры;

- совершенствование  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров.

Государственная кадровая политика ориентирована на формирование оптимальной модели развития регионов, предусматривающей создание наукоёмких производств, свободных экономических  зон, технопарков, инновационных и  научных центров; повышение эффективности использования кадрового потенциала агропромышленного комплекса; социальную защиту населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

        В целом же основное предназначение  государственной службы состоит  в том, чтобы соединить конституционные функции государства, нормативно-правовые установления и процедуры, организационно-функциональные структуры экономического механизма с кадровым потенциалом (и, прежде всего, высшего уровня административного управления), обладающим высоким профессионализмом. При этом следует исходить из того, что объективно между целями и возможностями государственного аппарата существует известный разрыв.2

 Как уже  упоминалось выше, приоритеты государственной  кадровой политики направлены  на достижение стратегической цели Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы - повышение уровня жизни народа, что предполагает:

- обеспечение  достойного уровня оплаты труда  всех граждан, участвующих в создании национального богатства республики, укрепление нравственного, культурного, научного и образовательного потенциала общества;

- увязку уровня  благосостояния членов общества  с реальным вкладом каждого в решение проблем социально-экономического развития, достижение на этой основе социальной справедливости;

- сведение  до минимума напряженности на  рынке труда, значительное уменьшение неофициальной и скрытой безработицы;

- повышение  престижа работы в сфере здравоохранения,  науки, образования, культуры, государственного управления, способствующей экономическому росту страны, укреплению нравственных основ жизни народа, физического здоровья нации;

- формирование  управленческого кадрового потенциала  в различных сферах деятельности, соответствующего современным требованиям и задачам социально-экономического развития республики;

           - сохранение социально-политической  стабильности в обществе.

Всё большее значение на современном этапе приобретает  ориентация аппарата управления на достижение значимых социально-экономических  результатов. Формирование конкурентоспособного кадрового потенциала в период становления рыночной экономики в Республике Беларусь является одной из важнейших задач реализации государственной кадровой политики.3

      Однако, оценивая последствия решения приоритетных задач в управлении кадровым потенциалом общества, следует отметить, что на начальном этапе государственная кадровая политика ориентирована, прежде всего, на сохранение, эффективное использование созданного кадрового потенциала страны и его развитие в соответствии с требованиями обеспечения национальной безопасности в условиях интеграции экономики республики в мировую хозяйственную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы государственной кадровой политики Республики Беларусь на современном этапе.

Принципы  государственной кадровой политики неразрывно связаны с ролью государства в жизни общества, типом правления, особенностями развития государства, уровнем разделения  и взаимодействия ветвей власти и многими другими факторами. Они призваны обеспечивать полное и качественное удовлетворение потребностей государственных и хозяйственных органов управления страны в профессиональных кадрах, а также максимально использовать, сохранять и приумножать интеллектуальный потенциал страны. Под принципами управления понимаются основополагающие нормы и правила, на которые следует ориентироваться в деятельности по управлению.

Совокупность  принципов кадровой политики на различных  уровнях управления в зависимости от объектов воздействия можно классифицировать следующим образом:

- общие, базисные принципы, определяющие основы формирования 
и реализации кадровой политики в целом;

             - частные, относящиеся к отдельным  направлениям, объектам (государственное управление, экономика, социальная сфера и т.д.) или функциям кадровой работы;

- специфические,  определяющие реализацию отдельных элементов кадровых процессов.

В числе общих  принципов формирования ГКП можно  выделить следующие:

  • единства, или единого подхода к формированию кадровой политики 
    на различных уровнях иерархии;
  • научной обоснованности, предполагающей при разработке кадровой 
    политики  учет  закономерностей  общественного  развития,  использование 
    новейших  достижений  в  области  социального  управления,  современных 
    кадровых технологий;

           - системности и комплексности, означающей необходимость учета 
всех     факторов,     влияющих     на    систему    управления     государством; 
         - рассмотрения    кадровой    политики       как    составной    части    социально-экономической    политики    государства    при    определении    приоритетов кадровых задач;

           -реалистичности (прагматизма), подразумевающей  учет потребностей отдельных отраслей экономики и сфер деятельности в профессионально подготовленных кадрах;

          - эффективности, ориентирующей реализацию  кадровой политики на всех ее этапах на конечный результат, связанный с оптимальным достижением целей социально-экономического развития страны;

          - гибкости и адаптивности, означающих  учет тенденций и закономерностей трансформации государства и общества;

- стратегичности,  предполагающей учет перспективных потребностей 
общества в профессионально подготовленных кадрах.

Вторая   группа   принципов,   относящаяся   к   управлению   кадровым потенциалом  общества, включает:

- законность,    означающую    приоритет  Конституции    Республики 
Беларусь, законов и других нормативных актов в сфере работы с кадрами, 
что обеспечивает правовые гарантии решения кадровых вопросов;

              - преемственность, учитывающую положительный  опыт работы с кадрами в прошлом, его творческое применение и развитие в современных условиях;

Информация о работе Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь