Корпоративная культура в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура как элемент внутренних связей с общественностью. Предмет - роль корпоративной культуры в жизни организации.
Цель: дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию.
Задачи: Проанализировать понятие, элементы и классификации культуры с точки зрения различных подходов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры……….5
1.1Общие понятие корпоративной культуры и ее уровни ……………………….5
1.2 Характеристика основных элементов корпоративной культуры………13
1.3 Классификация видов корпоративной культуры………………………………16
Глава.2. Корпоративная культура: современное состояние……………………20
2.1. Мировой опыт по формированию корпоративной культуры…………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая корп.культура.docx

— 67.80 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………2

Глава 1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры……….5

1.1Общие понятие корпоративной культуры и ее уровни  ……………………….5                                  

1.2 Характеристика  основных элементов корпоративной  культуры………13

1.3 Классификация  видов корпоративной культуры………………………………16

Глава.2. Корпоративная  культура: современное состояние……………………20

2.1. Мировой  опыт по формированию корпоративной  культуры…………..20

Заключение……………………………………………………………………………………………….28

Список  литературы……………………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                       

Корпоративная культура - это междисциплинарное  направление исследований, которое  находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное  поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны,  создают при её рассмотрении  определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.

Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и  за рубежом. Даже в США  исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Культура фирмы - не синоним понятия  “климат”. Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения  в данной организации. В ее понятие  входят: некие постоянно повторяющиеся  характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению  к работникам или заказчикам; “правила игры”, которые надо соблюдать, чтобы  преуспеть в организации.

Российские фирмы и предприятия,  еще не достаточно ясно осознают,  что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Не ясно осознают наши предприниматели и то,  что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким  как дисциплина, послушание, иерархия, власть,  приходят другие: участие,  самоопределение,  коллектив,  раскрытие личности,  творчество.

Многие западные и российские предприниматели  пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические  перегородки, где каждый кровно заинтересован  в общем успехе, ибо от этого  зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается  та фирма, коллектив которой имеет  хорошо развитую корпоративную культуру. 

Объектом исследования в данной работе является корпоративная культура как элемент внутренних связей с общественностью.

Предмет - роль корпоративной культуры в жизни организации.

     Цель:

дать  общую характеристику корпоративной  культуры и ее содержанию.                         

    Задачи:

Проанализировать понятие, элементы и классификации культуры с точки  зрения различных подходов;

В настоящее время за рубежом  накоплен колоссальный теоретический  и практический опыт формирования, поддержания, преобразования корпоративной  культуры в организациях. Такие классики менеджмента, как Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры. Но особого внимания заслуживают статьи современных авторов. Так, интересны тематические статьи Надя Крылова, посвященные различным аспектам корпоративной культуры, ее содержания, сущности и элементов. Существует немало теоретических исследований посвященных вопроса формирования культуры организации и в России. Такие авторы как Сухоруков А.С., Веселков А.Ф., Шихирев П.Н., Орлова Т., Кучерова О. Внесли немалый вклад в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость организационной культуры и организационных преобразований.

В процессе подготовки данной работы изучено около 100 источников информации, выбранных в соответствии с целями и задачами исследования. Основной массив информации представляет собой  материалы периодической печати деловых средств массовой информации и глобальной сети Интернет за период с 2007 по 2011 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры

1.1Общие понятие корпоративной культуры и ее уровни 

 

В различных областях гуманитарного  знания культура понимается каждый раз  специфическим образом в соответствии с задачами и направленностью  целей той или иной конкретной науки.

Термин “культура” (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах и типах организации жизнедеятельности людей. В нашем языке существует обыденное представление о культуре, которое следует отличать от научного понимания культуры. Когда в обиходе общения человек обращается к слову “культура”, то он использует его в качестве оценки или эпитета. Концепция культуры имеет долгую историю. Первоначально под культурой подразумевались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем слово “культура” стало означать все, что создано человеком. В науке понятие культуры обусловлено выработкой терминологического понимания объекта научного исследования.

В философском контексте культура трактуется как сотворенная человеком  “вторая природа”, надстроенная над  первой, естественной природой, как  весь созданный человеком мир, которая  включает в себя результаты материального  производства. Философское представление  о культуре отличается от обыденного и научного тем, что оно связано  с необходимостью установления и  обнаружения смысла этой фундаментальной  сферы человеческого бытия. Поэтому  понимание культуры в философии  определено выяснением того, как образуются, появляются и формируются смыслы культуры. В.А. Кругликов считает, что  “в философии культуры внимание нашего сознания направлено в первую очередь на процесс смыслообразования”.1 В состав философского представления о культуре входит понятие ценности, которое является основанием для понимания сущности культурных процессов. Однако здесь имеются в виду не ценности материального порядка, а ценности сознания, поскольку именно они являются идеальной сущностью продуктов духовного и материального производства. Так, философы культуры в XX веке обнаружили, что культура всегда располагается на границах между смыслом и абсурдом, что именно в столкновении ценностей рождаются смыслы культуры (М.Бахтин). Усмотрение смыслов культуры требует разработки изощренных способов анализа сознания, поскольку ценности сознания материально не фиксируемы (Эд. Гуссерль, М.Хайдеггер, Г.Шпет, П.Флоренский, А.Лосев, М.Мамардашвили). Кругликов В.А. о ценностях рассуждает следующим образом: “Мы можем видеть реальное живописное полотно, но те ценности сознания, согласно которым создавалась картина, находятся в неявном, сверхчувственном, (сверхопытном), как говорят философы, трансцендентном виде и образуют собою реальность трансценденции”.2 Понять, постичь и описать эту реальность возможно лишь с помощью умозрения, представив ценностно-смысловые продукты человеческого духа в опоре не на свой опыт, а на совокупный опыт человеческой истории, то есть метафизически.

Шейн Э.Х. в работе “Организационная культура и лидерство” рассматривает  культуру с точки зрения социологической  теории. “В социологической теории культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности”.3

Разноплановые определения понятия  “культура” связаны с тем или  иным направлением в изучении теоретической  концепции, используемой различными исследователями. Первым определение понятию дал  классик эволюционистского направления  Э.Тэйлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия “культура” и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. “Культура состоит, согласно им, из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой – как ее регуляторы”.4 В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.

Л.Уайт в определении культуры предложил  предметно-вещественноое толкование. Культура, считал он, “представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте”.5 Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.

Большую группу составляют психологические  определения культуры. Так, У.Самнер определяет культуру как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям. Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г.Стейн. По его мнению, культура – это поиски терапии в современном мире. М.Херсковиц рассматривал культуру как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество.

В контексте нашего исследования важно  рассмотрение культуры с точки зрения современной теории организации. Так, Э.А. Капитонов в своих работах  определяет корпоративную культуру как “систему характерных образцов, мыслей, представлений, знаний, ценностей  и образцов поведения, организации  жизни, несущий на себе отпечаток  конкретного общества, социальных общностей  и групп, отдельной личности”.6 В современной теории организации используется понятие корпоративной (организационной) культуры. В статье Е. Осиповой “Управление персоналом в рамках стратегического менеджмента” представлены две точки зрения на определение корпоративной культуры. “Корпоративная (организационная) культура – это устойчивое собрание ценностей, символов, ритуалов, историй, с помощью которых можно управлять людьми на их рабочих местах”.7 Сторонниками данной теории выступают Дил и Кеннеди. Другой точки зрения придерживаются П. Питерс, Р. Уотерман, И. Ансофф, Э. Шейн, С. Роббинс, Г. Даулинг: “Организационная культура – это система разделяемых ценностей, которые проявляются через различные артефакты: истории, мифы и т.д.”.

Английский консультант У. Бреддик считает, что корпоративная культура – это сумма следующих параметров:

·  естественная обстановка (дизайн и состояние здания, кабинетов);

·  отношение к клиентам (приветливость, открытость или высокомерие);

·  история компании (легенды и биографии местных “ударников”);

·  тип поведения лидеров компании (хамство – вежливость, закрытость – открытость, профессионализм – кумовство);

·  мобильность (установки на модернизацию или консерватизм, темпы изменений);

·  главные вопросы (форма планирования, технология отчетности, документация);

·  неформальная болтовня сотрудников друг с другом.

Л. Кроль и Е. Пуртова считают, что “корпоративная культура –  одна из основ сплочения крупных  и очень крупных коллективов. На предприятиях крупнейших корпораций трудятся десятки тысяч работников, и очень важно, чтобы они чувствовали  единение, связь с корпорацией”.8

Э. Шейн в книге “Организационная культура и лидерство” рассматривает  корпоративную культуру как “паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем” .

Другой исследователь корпоративной  культуры Г. Даулинг отмечает, что “корпоративная культура – это система общих ценностей, которые, воздействуя на людей, работающих в компании, на организационные структуры и на механизмы контроля, формируют нормы поведения” .9

Сторонник теории корпоративной культуры, в которой главенствующая роль принадлежит  ценностям Э. Шейн, считает, что “организационные ценности – это свойства тех или  иных предметов, явлений, процессов, позволяющие  им служить образцами, ориентирами, мерилом поведения организации  в целом и ее участников и признаваемые в качестве таковых большинством из них”.10 В статье В.В.Краткова “Формирование организационной культуры на промышленном предприятии” приводится следующая формулировка ценностей организации: “ценности организации – это стандарты, в соответствии с которыми работники предприятия определяют приоритеты, позволяющие им судить о том, привлекателен или непривлекателен тот или иной заказ, достойна или нет чья-то идея более тщательного рассмотрения, важен или не важен тот или иной клиент”.11

Информация о работе Корпоративная культура в организации