Лидерство и властные отношения в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ лидерства и властных отношений в системе менеджмента.
Задачи работы:
охарактеризовать понятие и сущность лидерства;
рассмотреть проблемы властных отношений в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
сравнить различные виды власти;
рассмотреть различные формы власти;
ознакомиться с биографией Г. Форда и процессом становления компании «ФОРД МОТОР КОМПАНИ»;
рассмотреть основные принципы, применяемые Г. Фордом в управлении компанией.

Содержание

Введение. 3
I.Лидерство и властные отношения в теории менеджмента 5
1.1.Понятие лидерства и его сущность 5
1.2. Властные отношения как элемент власти 15
1.3. Значение власти для организации 17
II.Методы осуществления властных отношений в организации 18
2.1. Источники власти и влияния в огранизации.. 18
2.2. Формы власти 20
2.3. Власть, основанная на принуждении. 22
2.4. Власть, основанная на вознаграждении.. 23
2.5. Традиционная власть. 24
2.6. Экспертная власть. 25
2.7.Эталонная власть. 26
III. Роль лидера Г. Форда в становлении компании «Форд Мотор Компани» 27
3.1.Биография Г. Форда и процесс становления компании 27
3.2. Основные принципы, применяемые Г. Фордом. 28
Заключение. 37
Список литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик никитян менеджмент.docx

— 74.41 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский  государственный педагогический университет 
 

Кафедра экономики и менеджмента в  образовании

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Лидерство и властные отношения в системе менеджмента» 
 
 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент очной формы обучения

Гр. М  – 219 2 курса

Факультета  экономики и менеджмента

Никитенко Александр Игоревич

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Завалько  Наталья Александровна 
 
 

Омск - 2011 

Содержание 

Введение. 3

I.Лидерство и властные отношения в теории менеджмента 5

1.1.Понятие лидерства и его сущность 5

1.2. Властные отношения как элемент власти 15

1.3. Значение власти для организации 17

II.Методы осуществления властных отношений в организации 18

2.1. Источники власти и влияния в огранизации.. 18

2.2. Формы власти 20

2.3. Власть, основанная на принуждении. 22

2.4. Власть, основанная на вознаграждении.. 23

2.5. Традиционная власть. 24

2.6. Экспертная власть. 25

2.7.Эталонная власть. 26

III. Роль лидера Г. Форда в становлении компании «Форд Мотор Компани» 27

3.1.Биография Г. Форда и процесс становления компании 27

3.2. Основные принципы, применяемые Г. Фордом. 28

Заключение. 37

Список литературы. 38 

  
 
 
 
 
 

 

Введение 

     Понятие «лидер» было обнаружено в английском языке еще в XIII веке, производное  от него понятие «лидерство» появилось  значительно позже, лишь в начале прошлого века. По сравнению с лидерством, искусство менеджмента появилось  позже и стало господствующим сравнительно недавно. Менеджеров в  современном понимании этого  слова в античной или более  древней истории не существовало.

     Замена  лидерства менеджментом принесла противоречивые результаты. С одной стороны, современный  менеджмент способствовал всеобъемлющей  кооперации множества потребностей растущего населения; с его помощью  постиндустриальные общества добились огромных результатов в процессе создания материальных благ. Но, с другой стороны, цена этого неоднозначна. Многие авторы сегодня сетуют на то, что  в результате появилось поколение, характеризующееся отчуждением  и отчаянием; производительность труда  в организациях и в обществе в  целом постоянно снижается, нравственность падает, а творчество отсутствует. В  связи с этим можно говорить о  высокой актуальности рассматриваемой темы.

Объектом  исследования являются лидерство и  властные отношения в системе менеджмента.

Предметом исследования является концепция лидера и его роль в осуществлении  властных отношений в организации.

Целью работы является анализ лидерства и  властных отношений в системе менеджмента.

Задачи работы:

  • охарактеризовать понятие и сущность лидерства;
  • рассмотреть проблемы властных отношений в различных организациях;
  • изучить методы подхода к этим проблемам;
  • сравнить различные виды власти;
  • рассмотреть различные формы власти;
  • ознакомиться с биографией Г. Форда и процессом становления компании «ФОРД МОТОР КОМПАНИ»;
  • рассмотреть основные принципы, применяемые Г. Фордом в управлении компанией.

Методы  исследования: системный анализ, обобщение, сравнение, описание, конкретные примеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Лидерство и властные отношения в теории менеджмент

     1.1 Понятие лидерства,  его сущность 

       Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем,  что имеют более динамичное  и эффективное руководство. В  современном русском языке под  руководством, с точки зрения  собственника, подразумевается либо  индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс,  т.е. обладающий некоторыми особенностями  способ управления организацией. Синонимами слов «руководство»  и «руководитель» являются слова  лидерство и лидер.

     Вопросы лидерства вызывали интерес людей  с древних времен. Однако систематизированное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень  много исследований. Тем не менее  все еще не существует полного  согласия по поводу того, что такое  лидерство и как оно должно изучаться.

     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации — это не одно и  то же. Менеджер в своем влиянии  на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство  как специфический тип отношений  управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более  сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от управления лидерство  предполагает наличие в организации  последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду  на управление, заменяются отношениями  «лидер - последователь».

     Так, если взять в качестве примера  директора завода, то по должности  он является менеджером. Должность  открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется то, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и кон фликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

     Быть  менеджером еще не означает автоматически  считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность  в организации, но не быть в ней  лидером. В вышеприведенном примере  в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем  его непосредственный начальник  — директор завода.

     Процесс влияния через способности и  умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального  лидерства. Неформальный характер лидерской  позиции в большой степени  обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается  использование эффективного сочетания  обеих основ власти.

     В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, М. Мескон, М. Альберт, лидерство  — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей  цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное  взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного  процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что  лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. П. Друкер определяет лидерство как способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность.1

     Эти определения имеют три общих  компонента:

      1) каждое из них указывает на  то, что лидер должен иметь  последователей. Никто не может  быть лидером без людей, которых  необходимо вести за собой;

     2) определения предполагают, что лидер  имеет большее влияние на подчиненных,  чем они на него;

     3) лидерство предполагает воздействие  на последователей для достижения  ими общих групповых целей.2

     Сила  и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность  использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

     Итак, лидерство — это тип управленческого  взаимодействия (в данном случае между  лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений  лидерства следует, что лидерство  является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

     Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека (рис.1.1.).

     Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения  «лидер — последователи». Исторически  лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и  оформившихся в период первой промышленной революции. 

       
 
 
 

     Рис.1.1. Иерархия традиционных и лидерских отношений 

     Начиная с детских лет, следование за лидером  воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это  и учителя в школе, это и  герои, с кем молодые люди хотят  себя ассоциировать. Присутствие в  индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и  сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется  с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером  и его последователями.

     Ранняя  стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную  позицию, а все остальные располагаются  как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая  преобладает над всем сообществом.

     При данном типе руководства последователь  тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант  лидерских отношений получил  название отношений «мастер —  раб». Власть лидера в этом случае абсолютна  и может распространяться на решения  о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

      Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности  быстро, в короткие сроки выполнять  достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается  путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что  проведение каких-либо организационных  изменений зависит от наличия  у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер  часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах  остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что, в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.3

Информация о работе Лидерство и властные отношения в системе менеджмента