Лидерство и стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:15, реферат

Краткое описание

Тема лидерства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что эффективность и успешность их деятельности зависит от того, насколько силен их лидерский потенциал.
Применительно к России, в последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению эффективности своей деятельности. Многие наиболее очевидные изменения уже проведены, и, судя по опыту эволюции компаний в других странах, в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации.

Содержание

Введение 3
Лидерство. Сущность лидерства 4
Качества и характеристика лидерства 5
Формальное и неформальное лидерство 5
Типы лидерства 7
Стили руководства 10
Имидж руководителя 13
Отличия руководителя и лидера 14
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

социология реф.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

"Национальный исследовательский  университет "Высшая школа  экономики"

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский  университет "Высшая школа  экономики"

Факультет последипломного образования

Кафедра менеджмента

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА»

по курсу: «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Регистрационный номер ___________                     Выполнила:

Дата  представления работы на кафедру               К.Д. Кузьмина

__________________ 2013                                           Группа: №513

Дата  защиты курсовой работы _________ 2012    Проверила:

                                                                                         К.ф.н.,

                                                                                        С. А. Ненашева

Итоговая  оценка________________ 

Подписи членов комиссии_____________    __________________

                                                _____________    __________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Введение

Известно, что  уровень и результат работы организации  могут быть разными. Это легко  объяснить уровнем техники, количеством  машин, сырья, различием технологий. Но может быть, что у двух подразделений все одинаково, а результаты разные. Еще разительнее ситуация, когда одно и то же подразделение периодически работает по – разному при тех же рабочих, технике, сырье.

Если присмотреться  к таким фактам, то легко установить, что объясняется это различием уровня и качества управления.

Управление  способствует повышению эффективности, производительности. Исходя из этого, можно сказать, чем компетентнее  будет стиль руководства и  грамотнее тип лидерства, тем  продуктивней и эффективней  деятельность организации.

Тема  лидерства становится все более  популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что  эффективность и успешность их деятельности зависит от того, насколько силен  их лидерский потенциал.

Применительно к России, в последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению эффективности своей деятельности. Многие наиболее очевидные изменения уже проведены, и, судя по опыту эволюции компаний в других странах, в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации.

Время, прошедшее после распада СССР, показало, что в России есть бизнес–лидеры, которые могут формировать, развивать  и реформировать крупные компании, способные конкурировать на глобальном рынке. Их отличают не только удивительная воля к победе и готовность добиваться ее любыми средствами, но и более ярко выраженная, чем у многих их западных коллег, вера в свои силы и желание действовать.

В данной работе раскрыта сущность лидерства и стиля руководства, а также показала их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации.

Лидерство. Сущность лидерства

Вопросы лидерства  вызывали интерес людей с древних  времен. В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени.

          Лидерство [от англ. leader — ведущий] — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе, т.е. это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», — говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство, один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. В современном менеджменте  лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит, прежде всего в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на ее блага, для достижения целей. Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером.

  Лидерство - это процесс воздействия на группу людей. Чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижении определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников  в формулировке целей и принятии решений.[5, С. 260-262]. Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу вверх от групп, коллективов, «ведомых». Лидерство основывается на личных способностях оказывать влияние. Лидер – это глава, тот, кто  идет впереди.

Качества и характеристика лидерства

Опыт работы с лидерами самых успешных корпораций позволяет говорить о нескольких качествах и характеристиках  как ключевых для понимания лидерства:

    1. Чувство перспективы
    2. Страстность
    3. Убедительность
    4. Настойчивость —
    5. Терпение

Неудачи постигают  лидеров по различным причинам, но, если лидер будет обладать вышеперечисленными ключевыми качествами, то его будет  сопровождать успех.[7]

Формальное и неформальное лидерство

В организациях различают "формальное" и "неформальное" лидерство: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает. Формальное и неформальное лидерство напрямую связано с формальными и неформальными группами.

В деятельности лидера большое значение имеет подход, называемый в социальной психологии групповой динамикой.  Работник в любой организации общается с другими, вступает в те или иные группы людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, каждый оказывает влияние на другого и испытывает его влияние. Группы, которые создаются официально, называются формальными. Формальные группы создаются на основе законодательства, инструкций, положений. В них четко регламентируется структура, иерархия, полномочия и ответственность.

На эффективность  работы формальной группы большое влияние  оказывают ряд факторов:

    • статус группы, ее состав, иерархия в группе, коммуникационные связи в ней;
    • среда, в которой функционирует группа;
    • важность, сложность и характер задач, стоящих перед группой;
    • свобода в организации собственной работы, позволяющей членам группы трудиться слаженно и заинтересовано, групповая мотивация, атмосфера в коллективе.

Факторами  эффективной  работы группы служат также физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами.

Неформальные  группы – это группы, в которых межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Эти связи складываются по разным признакам: общность профессий, близость характера, интересов, стремлений, места жительства, учебы, пола, возраста. Для эффективного управления необходимо считаться с наличием неформальных групп, т.е. разрешать неформальным группам принимать участие в разработке решений.

Группы разного  типа имеют общие характеристики: прежде всего это статусно-ролевые отношения, которые отражают систему взаимосвязей, складывающуюся в группе. Каждый работник занимает определенное положение в группе: по вертикали -  руководство и подчинение, по  горизонтали – сотрудничество.[2, С. 232-236]

Типы лидерства

 

      Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2.Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3.Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости  от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности). Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером.

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

По  содержанию различают: лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения, лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По  стилю различают: 1) Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Сотрудники, которых во всех отношениях «держат на коротком поводке», не могут добиваться хороших результатов в работе, не говоря уже о внесении ценных рацпредложений и выражения собственного мнения. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. 2) Демократический - подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. 3) Пассивный - такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы [3,С.372-374]. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По  характеру деятельности различают: универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера; ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация  лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров: 1) «один из нас»: лидер воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива; 2) «лучший из нас -лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания; 3) «хороший человек» -воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.; 4) «служитель» - всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Информация о работе Лидерство и стиль руководства