Место и задачи менеджмента в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Современный менеджмент-это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Термин "менеджмент" чрезвычайно трудно понять. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на любой другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, которые ее выполняют, как он указывает на социальное и должностное положение, но в то же время, это имя соответствующей учебной дисциплины и области исследования. Менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Это и есть его результат. Иными словами, развитие-это вопрос больше человеческой энергии, чем результат экономического процветания.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Место и задачи менеджмента в рыночной экономике
2. Главные черты новой системы взглядов управления на современном этапе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Место и задачи менеджмента в рыночной экономике.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Место и задачи менеджмента  в рыночной экономике 

    2. Главные черты новой системы  взглядов управления на современном  этапе 

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложение А.

  Приложение Б.

Введение

 

           Менеджмент исторически возник  одновременно с первым сознательным  трудом людей. Необходимость организации  последовательности действий, координация  деятельности людей при выполнении  общей работы необходимых управленческих решений. Практическая необходимость привела к разработке общей концепции, принципы, рекомендации. В древних индийских путь "Артхашастра" (4-3 вв. до н.э.),появляются первые оценки управленческих действий: "верное" и "неверное", "польза" и "вред" и другие. В древнеегипетском "поучение Птахотепа" (2-й век до н.э.), в частности, содержится такой совет: "если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь слова посетителя; не останавливай его прежде, чем он облегчил свою душу от того, что он хотел сказать. Люди, пострадавшие от стихийных бедствий, хотят излить свою душу даже больше, чем добиться успешного решения этой проблемы."

           Современный менеджмент-это область  профессиональной деятельности, одна  из базовых образовательных дисциплин. Термин "менеджмент" чрезвычайно трудно понять. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на любой другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, которые ее выполняют, как он указывает на социальное и должностное положение, но в то же время, это имя соответствующей учебной дисциплины и области исследования. Менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Это и есть его результат. Иными словами, развитие-это вопрос больше человеческой энергии, чем результат экономического процветания.

           Стимулирование-это функция, связанная  с процессом активации деятельности  человека и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении  эффективности их деятельности. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Кроме того, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более продуктивно, то есть, будет делать больше работы, чем было оговорено заранее. Здесь стимул создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, порождая, в свою очередь, желание работать более продуктивно. Т. е., внешний вид работника мотивов к более эффективному труду и реализации этого мотива (мотивов) в процессе труда. Хотя стимулы и мотивации человека к труду, не достаточно для продуктивной работы. Система стимулов и мотивов должно быть основано на базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренного вознаграждения должен выполнять определенные обязанности. В этой ситуации, стимулировать не место. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение этих требований.

           Таких наказаний, связанных с  потерей материальных благ должно  быть как минимум два: частичная  выплата вознаграждения или разрыв  трудовых отношений. Работник должен  знать, какие требования предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.

 

Основная часть

1 Место и задачи менеджмента в рыночной экономике

 

           Существует множество определений  менеджмента, вот некоторые из  них:

           Менеджмент-это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение фирмой, работающей в рыночной экономике, цели путем эффективных материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это определение дает доктор экономических наук Герчикова И. Н.

           Менеджмент - это руководство не  подчиненными и не институциональной  структурой (учреждением, коммерческой  или некоммерческой фирмой, их  обособленными подразделениями), и  бизнес. Так говорит с. Р. Веснин.

           Оксфордский словарь английского  языка определяет термин "менеджмент" как способ, манера обращения  с людьми, власть и искусство  управления, административные навыки, орган управления, административная  единица. Словарь иностранных слов переводит этот термин как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления в целях повышения эффективности производства и рентабельности.

           Автор современной концепции  менеджмента Питер Друкер (Peter F. Друкер определяет значение управления - "генерирование человеческой энергии и придание ей направление-это задача менеджмента."

           В переводе со старого английского  слова "менеджмент" означает искусство  объезжать лошадей, но его истоки  уходят корнями в латынь (лат. manus - рука). В обращении он был введен в Англии в связи с промышленной революции 18 - 19 веков, а затем распространился по всему миру.

           Этот термин прочно вошел в  нашу жизнь, заменяя, а иногда  и отменяя обычных Русское  слово "контроль", когда дело доходит до управления деятельностью субъектов рынка (экономического управления). Такая деятельность в равной мере присущи и крупным корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например, организаторы концертов, продавцам в сети торговли и др. В рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и прочее.

           Но менеджмент-это не только  экономическое управление, а его  особая разновидность, возможна только в условиях рынка - управление предпринимательского типа. Она включает в независимости действия лидера из команды "сверху", и нынешней ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать решения, брать на себя ответственность за их результаты.

           Для осуществления процесса планирования  необходимо также иметь налаженную  организационную систему. Деятельность  организации, направленная на достижение  цели, и как построен и координируется  эта работа, зависит результат. Даже самые совершенные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Следует исполнительский состав. Кроме того, организация должна осуществлять возможность будущего развития, потому что без этого, организация будет уничтожена (если не будем развиваться, то мы умрем). Будущее организации зависит от среды, в которой она работает, от навыков и знаний сотрудников, какое место она занимает в промышленности.

           Противоположностью менеджмента  стало руководство командного  управления , которое было присуще не только в нашей стране (у нас она охватывает все уровни экономики и остальным миром была ограничена отношений только внутри фирмы).

           У менеджмента, как у практической  деятельности, существуют две основные  цели:

-тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов)

-стратегическая ( развитие и перевод ее в  качественно новое состояние).

           Эти задачи решаются в рамках  трех видов менеджмента:

• общего (постановка целей, разработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов, контроль);

• линейного (текущей эксплуатации основных и вспомогательных подразделений);

• функционального (управленческие решения общефирменных задач, планирования, исследований и др.).

           Менеджментом также называется система знаний об управлении, которая возникла в конце 19 века и начале 20-го века, сформировалась как самостоятельная наука, имеющая свой предмет-конкретные проблемы и пути их решения.

           Знание механизмов управления  делает возможным использовать их на практике, своевременно и эффективно контролировать деятельность хозяйствующих субъектов, проводить объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, для условий экономической активности, ее цели, задачи постоянно меняются. Они учат думать, правильно ставить вопросы и искать ответы, чтобы сформулировать основные принципы управления и творчески применять в конкретной ситуации.

           Наука менеджмента имеет междисциплинарный  характер, привлекая теоретические  положения и практические рекомендации, экономики, социологии, права, психологии, теории организации и др.

           Менеджмент также называется  научная дисциплина, преподавание которой было произведено в одном из колледжей США в начале 1881 года. ДЖ. Вартоном . Сегодня на Западе она существует как одно из самых распространенных направлений профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста. Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т. е. организация управляется основным источником норм и правил, что руководство менеджерами на всех уровнях. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

           Таким образом, принципы управления  можно представить как основополагающие  идеи, принципы и правила поведения  руководителей по осуществлению  управленческих функций.

           Впервые принципы рационального  управления были сформированы в 1912 г., американский менеджер, Г.Эмерсоном в книге "двенадцать принципов производства".

           В связи с этим, все принципы  менеджмента целесообразно сгруппировать  в две группы - общие и частные.

           К общим принципам управления применить принципы применимости, согласованности, гибкости, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости-менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности-менеджмент охватывает всю систему с учетом внутренних и внешних связей, взаимозависимости и открытость собственной структуры и системы в целом.

           Принцип многофункциональности-менеджмент  охватывает различные аспекты  деятельности: финансовые (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), семантический (конечная цель).

           Принцип интеграции-внутри системы  должны интегрироваться различные  способы отношений и взгляды  сотрудников, а вне фирмы может  происходить на их миры.

           Принцип ориентации на ценности-менеджмент включает в социальном мире вокруг определенных идей о таких ценностях, как гостеприимство. Честный сервис, лучшие цены и услуги и все другие необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

            Основным частным принципом менеджмента  является принцип оптимального  сочетания централизации и децентрализации  в управлении. Проблема сочетания  централизации и децентрализации  в менеджменте состоит в оптимальном  распределении (делегированных) полномочий при принятии управленческих решений.

           Сочетание принципов централизации  децентрализации требует умелого  использования единоначалия и  коллегиальности в управлении. Сущность  единоначалия состоит в том, что  руководитель конкретного уровня управления имеет право принимать решение по вопросам, относящимся к его компетенции. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых для выполнения функций управления, реализации персональной ответственности.

           Коллегиальность предполагает выработку  коллективного решения на основе  мнений руководителей разного  уровня, а также исполнителей  конкретных решений.

           Принцип научной обоснованности  управления предполагает научное  предвидение, планирование во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

           Научная обоснованность управления означает не только использование науки в разработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель-превращение науки в высокое мощное.

           Суть принципа планирования является установление основных направлений и пропорций развития в будущем. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных проблем, которые необходимо решать в будущем.

           Принцип сочетания прав, обязанностей  и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен  выполнять возложенные на них  задачи и периодически отчитываться  за их выполнение. Каждый в  организации наделяется определенными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему усмотрению в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и иных.

           Принцип иерархичности и обратной  связи заключается в создании многоуровневой структуры управления, в которой основной (нижний уровень) единиц, управляемых частными организациями под контролем правительства на следующий уровень. Соответственно, цели для нижней части тела находятся выше в иерархии руководящего органа.

Организация - как одна из функций менеджмента.

           Планы кто-то должен делать  для каждой задачи, связанные  с достижением целей организации. В связи с этим, руководство  должно найти эффективный способ  сочетания основных переменных  задачи и людей. Этому способствует постановка целей и поддержку своей политики, стратегий, процедур и правил; важную роль играют мотивация и контроль. Но организация-это функция управления, которая тесно связана с систематической координацией нескольких организационных целей и, следовательно, формальных отношений выполняющих их людей.

           Реализация требует организации, которая представляет следующий  этап менеджмента. Под организацией  понимается процесс: определение  рациональных форм разделения  труда, распределение работы среди работников, групп работников и подразделений; разработка структуры управления; регулирование функции, подфункции, операции; установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц; подбора и расстановки кадров. Организация-это вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она координирует деятельность всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей.

Информация о работе Место и задачи менеджмента в рыночной экономике