Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа
Основная цель данной работы – раскрыть сущность, роль, механизм действия неценовой и ценовой конкуренции и ее влияние на рынок товаров и услуг.
Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия ценовой и неценовой конкуренции.
2. Охарактеризовать основные виды и методы ценовой и неценовой конкуренции.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Ценовая конкуренция
1.1. Сущность ценовой конкуренции…………………………………..7
1.2. Ценовая война………………………………………………………8
1.3. Ценовая дискриминация…………………………………………..10
1.4. Демпинг как метод ценовой конкуренции……………………….15
2. Неценовая конкуренция
2.1. Понятие и виды неценовой конкуренции…………………………18
2.2 Преобладание неценовой конкуренции…………………………...20
2.3. Дифференциация продукта………………………………………...22
2.4. Реклама и упаковка как факторы неценовой конкуренции……...26
2.5. Влияние ценовой и неценовой конкуренции на спрос…………...31
Заключение…………………………………………………………………....33
Список используемой литературы…………………………………………...35
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра «Экономики, предпринимательства и управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
«МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЦЕНОВОЙ И НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ»
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Понятие и виды неценовой конкуренции…………………………18
2.2 Преобладание
неценовой конкуренции………………………
2.3. Дифференциация продукта………………………………………...22
2.4. Реклама и упаковка как факторы неценовой конкуренции……...26
2.5. Влияние ценовой и неценовой конкуренции на спрос…………...31
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
За последние несколько
лет российская экономика изменилась
в корне. Разрушена командно-администрат
Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. Это достигается за счет многочисленных методов, к которым можно отнести ценовую и неценовую конкуренцию.
Неценовая и ценовая конкуренция различными способами позволяют привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара на рынке.
Именно этим обусловлен огромный интерес к данной теме. Конкуренция, как ценовая, так и неценовая играет огромную роль как для потребителя, так и для производителя.
Основная цель данной работы – раскрыть сущность, роль, механизм действия неценовой и ценовой конкуренции и ее влияние на рынок товаров и услуг.
Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи:
Для написания данной
работы использовались различные материалы периодичес
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЦЕНОВОЙ И НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество продавцов и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция (от лат. concurrentia — сталкиваться) — состязание между производителями товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в
В связи с этим различают
ценовую и неценовую
Ценовая конкуренция
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Различают:
- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
- скрытую ценовую конкуренцию,
когда на рынок выпускается
новый товар с улучшенными
потребительскими свойствами
При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 г. «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин - Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
При скрытой ценовой
конкуренции фирмы вводят новый
товар с существенно
Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен – это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает тот производитель, у которого есть реальные шансы снизить себестоимость продукции.
Для этого проводят снижение прейскурантных цен, сезонные распродажи, распродажи по демпинговым ценам, увеличение сроков потребительского кредита и др.
Механизм ценовой конкуренции следующий: фирма - производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных цен. Конкуренты не могут последовать за ней, они не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. В случае, когда экономическая мощь конкурентов одинаковая, применяется маневрирование ценами. Оно заключается в предоставлении покупателям различных скидок, снижении цен на продукцию, установление на товары разного качества одинаковой цены или их сближении.
Ценовая война
Стремление держать цену ниже цены конкурента получило в экономической теории название ценовой войны. Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на рынке фирмами. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
Даже не экономисту легко понять, как фирмы в войну втягиваются. Классическое понимание войны состоит в том, что фирма снижает цену, рассчитывая за счёт этого через увеличение объёма продаж, увеличить получаемую прибыль. Она «и не догадывается», что конкурент может ответить тем же - опустить цену. Последствие - незамедлительная реакция конкурента - снижение цены. Естественно, возможен второй раунд. Однако раз это хотя и ценовая, но война, значит должен быть победитель и проигравший.
Фирмы поэтапно снижают цены на свою продукцию, следуя за конкурентом, пока цена не достигнет средних издержек (до точки P=AC), то есть пока каждая единица товара приносит им хотя бы какую-нибудь прибыль. У кого средние издержки окажутся ниже, тот и победил. Конкурент не сможет в очередной раз последовать за фирмой - дешевле продавать он не может.
Как ведется эта «война цен», наглядно и ярко показал и известный русский писатель А. И. Куприн в повести «Яма»: «Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, прежними, неистово конкурировали друг с другом, перевозя груз и богомольцев. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти пяти копеек для третьего класса, до пяти, трех, двух и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба»1.
Победитель такого сражения избавляется от соперника, а затем поднимает цену, по крайней мере, до прежнего уровня и достигает цели ценовой войны.
Цель ценовой войны - завоевание рынка (полностью или какой-то его части) или, например, "выпихивание" конкурента с данного ранка. К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Ярким примером ценовой войны в окружающей российской действительности являются взаимоотношения компаний - поставщиков услуг сотовой связи в России (главным образом, МТС и АО "Вымпелком").
На самом же деле, конкуренция - это поистине и «война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется на три «фронта».
Первый фронт, как уже выяснилось, обнаруживается среди производителей и продавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Вслед за «победителем» снижают цену и «побежденные». Этим предотвращается рост перепроизводства товаров.
Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Далее происходит своеобразная ценная реакция: цены вынуждены повышать все покупатели. Тем самым преодолевается товарный дефицит.
Наконец, главный, третий фронт «сражения» проходит между, армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.
Ценовая дискриминация
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного снижения цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, причем ценовые различия не оправданы величиной издержек.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц); при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Так, например, театр, устанавливающий различные цены на билет для взрослых и для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина различна, если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница при различных видах кассовых операций.
Информация о работе Методы и формы ценовой и неценовой конкуренции на рынке товаров и услуг