Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 08:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является анализ способов и методов принятия решений в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, методологию и принципы принятия управленческих решений;
- рассмотреть факторы, влияющие на процесс принятия решений;
- изучить методы и способы принятия управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

РМетоды принятия управленческих решений.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Как известно, основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в ее состав; задачи, для решения которых создана данная организация; управление, которое формирует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Поддержание баланса между этими тремя процессами, а также мобилизация внутреннего потенциала организации для их реализации осуществляются с помощью менеджмента. Одной из главных задач менеджмента и является выработка и принятие управленческих решений, представляющие собой самостоятельный управленческий процесс.

Принятие решений - составная  часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.

Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Выработка и принятие решения – ключевой момент в деятельности руководителя, который определяет весь дальнейший ход процесса управления и в особенности конечный результат управленческой деятельности.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия объективных решений в сложных ситуациях достигается путем использования научного подхода к данному процессу, способов и методов принятия решений.

Данная тема актуальна, потому как эффективность управления во многом зависит от принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь.

Предметом исследования курсовой работы являются управленческие решения, способы и методы их принятия.

Целью работы является анализ способов и методов принятия решений в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность, методологию и принципы принятия управленческих решений;

- рассмотреть факторы, влияющие на процесс принятия решений;

- изучить методы и способы принятия управленческих решений.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теории принятия управленческих решений. Во второй главе идет речь о способах и методах принятия решений в организации.

Проблемам техники принятия управленческого решения посвящены  работы таких ученых, как Б.З. Мильнер, М.Х. Мескон, Э.А. Смирнов, Б.Г. Литвак, Н.Л. Карданская, Е.П. Голубков.

 

 Теория управленческих решений

 

1.1 Сущность, методология и принципы принятия управленческих решений

 

«Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках»1.

Эффективность управления во многом зависит от процедуры принимаемых  решений и их применения на практике.

Разработка эффективных  управленческих решений — это необходимое условие для обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, проведения правильной кадровой политики, формирования рациональных организационных структур, регулирования социально-психологических отношений в организации.

Но чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, менеджер должен применять на практике определенные методологические основы: методологию управленческого решения; методы разработки управленческих решений; организацию разработки управленческого решения; оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого решения  представляет собой логическую организацию  деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций2.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр. 3

Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений  и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности. 4

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность). 5

 «Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации». 6

Технология разработки управленческого  решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Управленческие решения отличаются от всех других решений тем, что они имеют:

- цели. Субъект управления принимает решение в целях целях решения проблем конкретной организации, а не исходя из своих собственных потребностей7;

- последствия. Менеджер принимает решения для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если речь идет о большой и влиятельной организации, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы8;

- разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, сам его выполняет, то в организации существует разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений;

- профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта. В управлении организацией принятие решений — более сложный и ответственный процесс, требующий профессиональной подготовки. Полномочиями самостоятельно принимать определенные решения наделяется далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками9.

Принятие решения - это осознанный выбор из имеющихся вариантов направления действий.

Принятие решений в управлении организацией осуществляется менеджерами различных уровней и носит формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а организации в целом. Решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация. Для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

Выполняя свои функциональные обязанности, менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, которые способствуют претворению в жизнь поставленной задачи.

Принятие решения сопряжено  с выбором направления действия. Без специальной проработки альтернатив хорошее решение принять трудно. Принятие решение накладывает на менеджера большую ответственность и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Объектом для возникновения  проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации)10. В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.

Решение проблем —  одно из основных предназначений организации. При этом проблемы возникают при  стремлении организации как добиться достижения стоящих перед ней  целей, так и обеспечить устойчивость организации, ее выживаемость. Решение проблем — тот "общий знаменатель", который присутствует как в первом, так и во втором определении организации11.

Решение, принимаемое менеджером, всегда нацелено на перспективу, в будущее12. Поэтому в момент принятия решения далеко не всегда с уверенностью можно предсказать результат предпринимаемого действия, в какой степени оно будет обеспечивать достижение цели, стоящей перед организацией. Многое при этом может зависеть от характера изменения внешней или внутренней среды организации. С одной стороны, может претерпеть изменения конъюнктура рынка, может появиться принципиально новая технология, позволяющая существенно повысить качество и расширить функциональные возможности производимых изделий, может измениться спрос на продукцию, производимую организацией, могут появиться серьезные конкуренты и т. д. Никто не может гарантировать, что во время реализации решения не изменится законодательство, регулирующее деятельность организации, не появятся новые возможности для привлечения капитала, не расширятся или, наоборот, не сузятся международные контакты. С другой стороны, перед организацией могут возникнуть либо новые проблемы, которые затруднят реализацию решения, либо новые возможности, которые облегчают достижение поставленной организацией цели. Будущее всегда содержит элемент неопределенности. Поэтому умение предвидеть ход событий в области его профессиональной деятельности отличает профессионального менеджера.

Основные принципы принятия управленческих решений:

- принцип системности - ориентирует на учет всех значимых факторов.13

- принцип стандартизации (стандартных управленческих ситуаций и решений). Его суть в том, что большая часть реальных управленческих ситуаций может быть сведено к набору стандартных или базовых. Выработка и реализация управленческих решений для стандартных ситуаций детально разработаны.

- принцип оптимальной информированности. Рациональные управленческие решения достижимы, когда им соответствует достаточная информационная основа.

- принцип автоматизма реализации управленческих решений. Принцип заключается в том, чтобы принятое руководителем решение в короткие сроки и в неискаженном виде доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию. Для этого нужна система хорошо отлаженных управленческих механизмов. Если такие механизмы отсутствуют, то любое, даже самое хорошее решение может остаться нереализованным или его выполнение неоправданно затягивается.

- принцип учета вероятных последствий. Рациональное управленческое решение предполагает учет вероятных последствий его реализации.

- принцип свободы выбора. Если у человека, принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то принять эффективное решение не получится. Вышестоящий руководитель, который не дает и шага самостоятельно сделать нижестоящему руководителю, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.

- принцип ответственности. Лицо, принимающее решения, несет ответственность за результаты реализации принятого решения.

- принцип соразмерности прав и ответственности. Наихудшие решения принимаются тогда, когда имеющий право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.

- принцип творчества. Творческий подход требуется тогда, когда решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения.

В процессе творческого решения проблем выделяют и описывают пять стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев примененных идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и анализ.

- принцип своевременности. Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст желаемого эффекта, если оно преждевременно или если оно запоздало.14

- принцип единства единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность, на первый взгляд, исключают друг друга. Единоначалие подразумевает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, а коллегиальность — коллективную ответственность и право. Но они могут быть удачно совмещены: руководитель при подготовке решения активно консультируется с подчиненными (коллегиальность), с учетом их мнения принимает решение, но берет на себя всю полноту ответственности (единоначалие).

- принцип соучастия. Этот принцип означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями и считают, что участвовать в решении производственных проблем это не их дело.15

Информация о работе Методы принятия управленческих решений