Механизм оценки человеческого потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — выявить показатели и оценить человечекий потенциал России и ХМАО-Югры.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих исследовательских задач:
- теоретически обосновать различные подходы к определению понятия «человеческий потенциал»;
- выявить методы и оценки человеческого потенциала

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………….………………………..….5
1.1. Сущность понятия Человеческий потенциал ………..………………..…5
1.2. Структура Человеческого потенциала …….………..………………..….8
1.3 Механизм оценки Человеческого потенциала…………………………13
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ И ХМАЮ-ЮГРЕ………………………………………………….………………..20
2.1. Человеческий потенциал России……….………………………………....20
2.2 Человеческий потенциал ХМАО-Югры ...………………………………..23
ГЛАВА III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………….28
3.1. Дополнительные показатели Человеческого Потенциала……………...28
3.2. Валовое Национальное Счастье……………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..……...31
Список литературы…………………………………………………………..…..33

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 211.55 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет управления

 

Кафедра  менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:   Механизм оценки человеческого потенциала

 

 

                                                       Исполнитель: 

                                              студент группы

                                              Код специальности:  080505.65

                                             Научный руководитель:

                                              Зав. кафедрой:

                                              Допуск к защите «____»___________20__г.

                                              Оценка _______________________________

                                             

                                                                  

 

Сургут 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…….3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………….………………………..….5

1.1.  Сущность понятия Человеческий потенциал ………..………………..…5

1.2.  Структура Человеческого потенциала …….………..………………..….8

1.3     Механизм  оценки Человеческого потенциала…………………………13

ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ И ХМАЮ-ЮГРЕ………………………………………………….………………..20

2.1.  Человеческий потенциал России……….………………………………....20

2.2 Человеческий потенциал ХМАО-Югры ...………………………………..23

ГЛАВА III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………….28

3.1.  Дополнительные показатели  Человеческого Потенциала……………...28

3.2. Валовое Национальное  Счастье……………………………………………29

Заключение………………………………………………………………..……...31

Список литературы…………………………………………………………..…..33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы.

   В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются многообразные понятия о его сущности и элементах. Человеческий потенциал - это человеческие способности, которые могут приносить доход. Он охватывает все качественные характеристики человека - интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К компонентам человеческого потенциала относят трудовую мобильность человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности (раз человеку не к чему стремиться, он не станет работать усердно, проявлять инициативу и скорее всего не будет иметь высокого дохода). 

   Ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных  показателях и его в  принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного  измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.

Объект исследования — Оценка человеческого  потенциала.

Предмет исследования — механизм оценки человеческого потенциала.

Цель исследования — выявить показатели и оценить человечекий потенциал России и ХМАО-Югры.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих  исследовательских задач:

-  теоретически обосновать различные подходы к определению понятия «человеческий потенциал»;

- выявить методы и оценки человеческого потенциала;

-оценить Человеческий потенциал России и ХМАО-Югры, на основании статистических показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

    1. Сущность понятия Человеческий потенциал.

Важнейшей частью национального  богатства многих стран современного мира является человеческий потенциал. Что такое человеческий потенциал  сегодня, в век глобализации и  резкого расширения человеческих возможностей? В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах.

Таблица 1

Научные подходы  к определению понятия «Человеческий  потенциал»

Понятие

Автор

1.

главная движущая сила общественного  прогресса. Он формируется на основе тесного влияния и взаимодействия как внутренних, так и внешних  факторов: семья, экономика, общественные отношения, связи и многие другие.

В.В. Адамчук

2.

рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, способность  человека к трудовой деятельности, его знания.1

С.Ю. Рощин и Т.О. Разумова

3.

имеющийся у человека запас  здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют  росту его производительности труда  и влияют на рост доходов (заработной платы).

А.И.Добрынин

4.

совокупность физических и духовных сил человека, которые  могут быть использованы в интересах  самого человека, общества и государства;

http://ru.wikipedia.org

5.

совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность жизнедеятельности общества;

В.М. Грачев

6.

совокупность физических и интеллектуальных возможностей отдельной  личности, которые могут быть приведены  в действие и использованы для  решения определённых задач и  достижения поставленных целей.

С.А.Дятловым, Е.Д.Цыреновой

7.

его величина есть приведенная  к данному моменту, посредством  дисконтирования, сумма всех ожидаемых  доходов от труда (это - экономическая  оценка человеческого потенциала, его  способностей).2

Экономист Гальперин


 

   Каждый автор по-своему рассматривает понятие  человеческого потенциала.  Считается необходимым отметить, что он формируется на основе тесного влияния и взаимодействия как внутренних, так и внешних факторов: семья, экономика, общественные отношения, связи и многие другие. Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой.

   Отсюда можно сделать вывод, что все приведенные выше определения похожи друг на друга, являются чисто качественными характеристиками сути человеческого потенциала, не позволяющими перейти к разработке и практическому применению объективных количественных (числовых) оценок величины этого показателя (или системы показателей) для соответствующих теоретических исследований, обобщений и практического применения, в частности, для сравнительного анализа и контроля тех или иных возможностей разных работников и трудовых коллективов предприятий с целью повышения качества, результативности и эффективности их работы.

     Человеческий потенциал как фактор экономического развития, отличающийся количественными и качественными характеристиками, и ресурса нормального функционирования и развития национальной экономики. Феноменология человеческого потенциала обладает спецификой.

 

Схема 1. Специфика Человеческого потенциала (Е.В. Русакова)

Человеческий потенциал  обладает системными свойствами, и  не может сводиться к простой  сумме перечня качеств людей. Для формирования и реализации человеческого  потенциала определяющее значение, как  правило, имеют «внешние» по отношению  к нему условия и факторы, характер среды его существования. Для  человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые  при изменении определенных условий  могут проявиться, что характеризует  его непрозрачность. Свойства человеческого  потенциала обуславливают возможности  человеческого развития, как на ближайшую  перспективу, так и в более  отдаленном будущем. Понятие информации тесно переплетается с понятием человеческого потенциала, поскольку  является важнейшим ресурсом. Собственно они неразрывны и взаимно дополняют  друг друга. Информация является движущей силой человеческого потенциала, базой или основой источников знаний и заблуждений, которые способны создать новые знания. Она дает специалистам и населению навыки и опыт жизни, пути выхода из простых и сложных положений, образование, накопленные и текущие знания, формирует и стимулирует науку, инновации, поиск нужных методов лечения и поддержания здоровья, текущую информацию, статистику, прогнозы и планы, правила и ориентиры в жизни и т.д [25,c.  42]

Схема 2.Информационные компоненты Человеческого потенциала

(Е. В.Русакова )

Каково общество, таков  и человек. Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального  действия, в этом же - ценность понятия  человеческого потенциала.

 

    1.  Структура Человеческого Потенциала

Виды человеческого потенциала экономисты классифицируют по элементам  затрат и  инвестиций в репродукционный  процесс. Так, И.В. Ильинский  выделяет следующие виды человеческого потенциала: здоровье, образование и культура, акцентируя внимание на первом из них. Капитал здоровья (естественный – по наследству и приобретенный) является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье продлевают трудоспособную жизнь человека, т.е. время функционирования человеческого потенциала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитал, а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс. Вместе с тем не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

Специалисты научных учреждений предлагают выделять три компонента человеческого потенциала:

 

Компоненты человеческого потенциала

 


 

 

социальный                             духовный                          витальный (генный)

 

Схема 3. Компоненты Человеческого  потенциала

 

  Витальный потенциал есть врожденная составляющая, то «богатство», которое каждый человек получает изначально. Социальный потенциал приобретается человеком в течение всей его жизни (расходы на образование, здравоохранение, удовлетворение социальных потребностей и т.п.). Накопление духовного потенциала происходит через внутреннюю жизнь человека в процессе его самосовершенствования. В качестве интегрирующего показателя предлагается использовать синтетический индекс развития. [7, c. 52]

 Из этих трех компонентов понятие «духовный капитал» является на сегодняшний день наименее разработанным. и описываются такими человеческими характеристиками, как совесть, порядочность, критическое отношение и мышление, здравый смысл, альтруизм, взаимопомощь, способность и желание к восприятию нового, наличие интеллектуальных интересов, запросов и идеалов и т.д.

Витальный капитал — это аккумулированная в человеке свободная энергия  в ее информационной форме. Она соотносится  с работой, произведенной природой по «конструированию» индивида. В  экономической трактовке витальный  капитал представляет собой изначальную  стоимость человека — на момент его появления на свет. И хотя эта величина не известна в принципе, можно условиться придать ей определенное значение, опираясь на систему приоритетов  социума.

В процессе жизнедеятельности каждый человек совершает некую «полезную» работу. При этом он, образно говоря, «извлекает» свободную энергию  из внешних энерго - потоков (поступающей в его организм пищи). Процесс этот не самопроизвольный, сопряженный: он невозможен без затрат энергии, производства необходимых работ. Энергетическим источником здесь является витальный капитал индивида — аккумулированная в нем свободная энергия. Таким образом, с течением времени витальный капитал человека уменьшается — индивид физиологически стареет, а духовный и социальный капиталы со временем растут.

Величина социального компонента определяет качество индивида как работника. Она увеличивается с ростом удельных социальных расходов государства, а  величина духовного характеризует  его как носителя нравственности. Она зависит от ценностных установок  индивида и его работы по их реализации — процесса его самосовершенствования. В свою очередь, индивидуальные ценности людей во многом определяются национальным менталитетом и политикой государства  в социальной сфере.

Влияние социальной и духовной составляющих человеческого капитала на продолжительность  жизни имеет место, если удельная скорость расходования витального капитала не постоянна (как полагалось), а  зависит от них. В этом случае между  витальным капиталом, с одной  стороны, и социальным и духовным, с другой стороны, существует обратная связь.

Человеческий  потенциал по степени эффективности, как производительного фактора, можно разделить на отрицательный Человеческого Потенциала (разрушительный) и положительный (созидательный) Человеческий Потенциал. Различия между этими различными эффективными факторами Человеческого потенциала представлены в таблице 2.

  

 

 

 

Таблица 2

Формирование Положительного и Отрицательного Человеческого  потенциала

Критерии

Отрицательный Человеческого Потенциала

Положительный Человеческий Потенциала

Понятие

-это часть накопленного ЧП, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности.

-это накопленный ЧП, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста

Кто вносит вклад в развитие ЧП

А) коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного, лодыри, бездельники и вороватые люди;

Б) негативные традиции государственного устройства и функционирования государственных  институтов на базе несвободы и неразвитости гражданского общества, на базе инвестиций в псевдо воспитание, псевдо образование и псевдо знания, в псевдо науку и псевдо культуру.

А) трудоголики, профессионалы, специалисты мирового уровня;

На чем формируется ЧП

Формируется на базе негативных сторон менталитета нации, на низкой культуре населения, включая её рыночные составляющие (в частности, этику труда и предпринимательства)

Образование, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения, повышение качества и доступности информации;

Дополнительные инвестиции в ЧП

Требует дополнительных инвестиций в  ЧП для изменения сущности знаний и опыта,для изменения образовательного процесса, для изменения инновационного и инвестиционного потенциалов, для изменения в лучшую сторону менталитета населения и повышения его культуры.

Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время.

Когда начинает проявляться 

В условиях сильно неравновесных состояний

Постоянно

Информация о работе Механизм оценки человеческого потенциала