Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:52, реферат
Западные предприниматели уже поняли, что организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и характеристика культуры организации…………….4
Глава 2. Функции и содержание организационной культуры…………..7
Глава 3. Модели организационной культуры…………………………...11
3.1 Системный подход……………………………………………………12
3.2 Модель Хофстида……………………………………………………..14
3.3 Модель Лэйн и Дистефано…………………………………………...16
3.4 Модель Оучи…………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и характеристика культуры организации…………….4
Глава 2. Функции и содержание организационной культуры…………..7
Глава 3. Модели организационной культуры…………………………...11
3.1 Системный подход……………………………………
3.2 Модель Хофстида………………………………………
3.3 Модель Лэйн и Дистефано…………………………………………...16
3.4 Модель Оучи…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….20
Введение
Становясь членом организации, каждый из нас постепенно усваивает ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут в дальнейшем стать ценностными и жизненными ориентирами личности. Несомненно, культура организации, в рамках которой продолжается социализация и формирование личности, несет огромную ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.
Западные предприниматели уже поняли, что организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры.
Глава 1. Понятие и характеристика культуры организации
Существует много подходов к выделению различных факторов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру на макро- или на микроуровне.
Культура любой организации формируется под воздействием внешней среды. Однако, как свидетельствует практика, две организации, работающие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. При этом у потребителей их продукции и услуг складывается разное мнение о работе этих организаций, каждая из которых формируют собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Происходит это потому, что через свой коллективный опыт члены организации по-разному решают две важнейшие задачи: внешняя адаптация и внутренняя интеграция.
Внешняя адаптация - это реакция организации на требования внешней среды, т. е. что и как она должна делать1. Процесс адаптации в первую очередь связан с поиском и нахождением своей ниши и её емкости на рынке, приспособлением организации к меняющимся условиям внешнего окружения. Процесс формирования культуры организации начинается с установления целей и выбора способа и средств их достижения. В процессе адаптации решаются следующие вопросы:
- выбор методов, используемых для достижения целей;
- достижение согласия по используемым методам;
- решения по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности;
- установление критериев
измерения достигнутых
Процесс внутренней интеграции определяет, как работники организации решают свои повседневные задачи, связанные с их работой в организации.
В процессе внутренней интеграции происходит:
- выбор методов коммуникации;
- определение и распределение статусов в организации;
- определение желательного и нежелательного поведения;
- формирование отношения работников к нововведениям и т. п.
С позиций внешней адаптации и внутренней интеграции организационную культуру можно охарактеризовать как индивидуальную, характерную только для определенной фирмы систему действий, взаимосвязей и отношений, способов решения проблем и достижения целей.
Под культурой организации понимаются идеология управления, мировоззрения по отношению к внешней и внутренней среде - позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются основные ценности.
Культуру организации можно рассматривать двояко:
а) как независимую переменную, т. е. она формируется из суммы представлений о ценностях, нормах, принципах и образах поведения, которые сотрудники привносят в организацию;
б) как зависимую и внутреннюю переменную, которая развивает собственную динамику - как положительную, так и отрицательную.
Таким образом, культура организации определяется как совокупность ценностей, норм, форм поведения, отношений, традиций и привычек, присущих конкретной организации. Организационная культура - это внутренняя среда обитания сотрудников фирмы, система их связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, стили поведения и реакции на окружающую среду, способы организации ведения бизнеса.
Культурные аспекты той или иной организации классифицируют на основе пяти характеристик:
1. Индивидуализм/коллегиальность.
Индивидуализм предполагает, что
человек действует, исходя из
своих интересов, а также интересов
ближайших к нему людей, т. е. родственников.
Коллективизм, напротив, исходит из
того, что каждый человек по
рождению или по работе
2. Зона власти - степень
неравенства между людьми, которую
население конкретной страны
считает допустимой или
3. Устранение неопределенности.
Эта характеристика указывает
на степень стремления
Культура, лишенная восприятия неопределенности, отличается активностью, агрессивностью, эмоциональностью и нетерпимостью, в то время как культуры, воспринимающие неопределенность, характеризуются большей рефлекцией, меньшей агрессивностью, бесстрастностью и относительной толерантностью (терпимостью к чужим мнениям)
4. Мужественность/женственность.
Эта характеристика
Женственность предполагает способность к восприятию малого, слабого и медлительного.
5. Долгосрочная или
Глава 2. Функции и содержание организационной культуры
Содержание организационной культуры не является случайным или надуманным. Она вырабатывается в ходе практической деятельности как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда.
Сущность и содержание организационной культуры на практике проявляется через её функции. Организационная культура выполняет следующие функции:2
- создает определенные
коллективные представления о
целях и способе
- формирует определенный имидж организации, который отличает её от других образований;
- воспитывает чувства
общности всех членов
- усиливает вовлеченность в деятельность организации и преданность ей;
- укрепляет систему социальной стабильности в организации, помогает сплочению - организации, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
- является средством
В функциональном отношении организационная культура помогает решить следующие задачи:
- координации, осуществляемой
с помощью установленных
- мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;
- профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;
- привлечение кадров путем пропагандирования претендентам на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.
Организационная культура в состоянии реализовать перечисленные и другие функции, однако не всякая культура располагает соответствующим потенциалом. Так, многие предприятия обладают такой фирменной культурой, которая не только тормозит достижение успеха в хозяйственном плане, но и не позволяет распознать себя и использовать свои возможности в интересах фирмы.
В соответствии с рассмотренными выше функциями организационная культура имеет и определенную структуру. Эта структура может быть представлена набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.
Рассмотрим влияние функции формирования имиджа фирмы на структуру организационной культуры. Понятие "имидж" означает образ, впечатление. Образ фирмы создают работающие в ней люди, и от их квалификации, ответственности, умения работать с партнерами и клиентами зависит её успех и процветание.
Имидж фирмы начинает складываться, когда фирма выходит на рынок, и часто этот процесс происходит стихийно. Управление созданием имиджа состоит из нескольких этапов:
1. Фиксация уже сформированного имиджа (для этого используют различные методы диагностики, в том числе опрос, анкетирование, наблюдение).
2. Выявление плюсов и
минусов сложившегося имиджа (положительными
чертами являются те, которые
способствуют решению задач
3. Определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиление положительных, путем составления и реализации программы работы с имиджем.
Одной из наиболее преуспевающих организаций в мире является "McDonald's". Успех этой компании (ее сеть - около 10 000 ресторанов) объясняется не только тем, что её пища отличается по своим вкусовым качествам от любой другой; одной из основных составляющих успеха компании является сильная организационная культура. Каждый работник компании хорошо знаком с нормами поведения, принятыми в ней. Высокое качество, квалифицированное обслуживание и чистота - вот основные условия успеха.