Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: воображение и творческое мышление.
Объект: Воображение и творческое мышление.
Предмет: Взаимосвязь воображения и творческого мышления.
Задачи:
Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление.
Рассмотреть воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление.
Воображение как механизм творческого мы0шления в художественном и научном творчестве.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение
Глава 1. Проблема воображения и творческого мышления в психологии
1.1 Воображение как психический процесс
1.2 Проблема творческого мышления в психологии
Выводы
Глава 2. Воображение как процесс и механизм творческого мышления
2.1 Воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление
2.2 Воображение как механизм творческого мышления в художественном и научном творчестве
2.3 Выводы
Заключение
Список использованной литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема
«Мотивация менеджеров среднего звена»
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА
1133 группы 6 курса
Заочного отделения
ВЕЛИЧКО Е.В
Научный руководитель
к.психол.н., доцент (ученая степень, звание)
Кукулите Т.Г.
(фамилия, имя, отчество)
(подпись)
Санкт-Петербург
2012г.Содержание
Введение
Глава 1. Проблема воображения и творческого мышления в психологии
1.1 Воображение как психический процесс
1.2 Проблема творческого мышления в психологии
Выводы
Глава 2. Воображение как процесс и механизм творческого мышления
2.1 Воображение как сквозной
процесс, входящий в
2.2 Воображение как механизм
творческого мышления в
2.3 Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воображение является особой
формой человеческой психики, стоящей
отдельно от остальных психических
процессов и вместе с тем занимающей
промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического
процесса заключается в том, что
воображение, вероятно, характерно только
для человека и странным образом
связано с деятельностью
Последнее означает, что
ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и
Однако феномен воображения
остается загадочным и в наши дни.
Человечеству до сих пор почти
ничего не известно именно о механизме
воображения, в том числе о
его анатомо-физиологической
Воображение представляет собой
особую форму отражения, которая
заключается в создании новых
образов и идей путем переработки
имеющихся представлений и
Цель исследования: воображение и творческое мышление.
Объект: Воображение и творческое мышление.
Предмет: Взаимосвязь воображения и творческого мышления.
Задачи:
Раскрыть содержание таких понятий как воображение и творческое мышление.
Рассмотреть воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление.
Воображение как механизм творческого мы0шления в художественном и научном творчестве.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Проблема воображения и творческого мышления в психологии
Воображение как психический процесс
Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного воображения. Отдельные способности не носят, согласно Канту, творческого характера. Только синтетическое единство созерцания и мышления представляет собой творчество и реализуется в воображении. Последнее есть синтетическое единство сознательной и бессознательной деятельности.
В процессе деятельности воображение
выполняет многообразные
В ХХ столетии интерес к воображению еще больше усиливается: философ Я.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. По его мнению, познавательная мощь воображения, его основная деятельность по созданию идей-cмыслообразов (то есть смысла, скрывающегося и раскрывающегося в им сотворенном образе) – эта деятельность была просмотрена, не понята и отнята у воображения. «Разум воображения», «диалектическая логика воображения» – такими качествами наделяет его Голосовкер, считая, что у воображения был отнят его могучий разум и загнан в область детского или наивного художественного мышления. Но именно «разум воображения» (имагинация) порождает идеи, которыми живет человечество [10].
Так оценивали воображение
и его роль в жизни человечества
поэты и философы. Но в психологии
познавательных процессов единого
взгляда на природу воображения
до сих пор нет. При психологическом
анализе различных видов
Для классификации видов воображения выделяют разные признаки, в частности, по степени присутствия образов-воспоминаний (представлений) – от реально существовавших событий и объектов до активного конструирования образов принципиально новых объектов, явлений и событий, воображение разделяют на пассивное – активное и воссоздающее – творческое. Именно творческое и определяет многообразие функций, которые выполняются воображением [12, 13, 24].
Одним из видов творческой деятельности является конструирование образов «идеальных» объектов, то есть предметов и явлений, которые ранее частично или полностью в опыте человека не присутствовали: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.» [9].
Воображение, считает также
С.Л. Рубинштейн, связано с нашей
способностью и необходимостью творить
новое. Деятельность воображения как
психический процесс
На взгляд Л.С. Коршуновой и Б.И. Пружинина, особенность структуры воображения состоит в том, что в ней имеет место органическое единство чувственного и логического компонентов. Трудности, имеющие место при исследовании воображения, объективны и объясняются тем, что воображение связано с эмоциональной сферой и «вплетается» во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления. Уровень развитости воображения зависит и от объема знаний, и от интеллектуальных способностей субъекта. Имеющиеся у субъекта знания способствуют формированию нового образа. Формой проявления деятельности воображения является наглядное представление.
Таким образом, воображение занимает особое место среди познавательных процессов.
Проблема творческого мышления в психологии
Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.
Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).
Для развития творческого
мышления необходимо, но не достаточно
высокое интеллектуальное развитие,
определённый объём знаний, уровень
интеллектуальных способностей, наследственные
и врождённые задатки. Следовательно,
направленность обучения на развитие
интеллектуальных способностей, увеличение
объёма знаний (полученных максимально
самостоятельно) является необходимой
задачей преподавателя высшей школы.
Исследование творческого мышления
– достаточно сложная проблема,
предполагающая решение важнейших
методологических вопросов природы
творчества, источников развития творческого
мышления, соотношения в этом процессе
биологического и социального, объективного
и субъективного, индивидуального
и общественного и т.п. Сложность
проблемы заключается в том, что
внутренняя сущность явления недоступна
непосредственному
Подробно рассмотрим творческое
мышление, определим его особенности.
В настоящее время наблюдается
высокий темп развития науки и
техники, создания думающих машин, на которые
перекладываются всё более
В специальных исследованиях (Асмолова А.Г., Бернштейна С.М., Варламовой Е.П., Глотовой Г.А., Данильченко В.М., Канн-Калик В.А., Никандрова П.Д. и др.) содержится ряд синонимов понятия «творческое мышление»: творчество, новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал, креативность и др. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное. При этом обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.п.
Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения всё новых и новых, более сложных задач.
В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому её компоненту возникла необходимость выделить особые виды мышления − творческое (продуктивное) и репродуктивное.
В научной и учебной литературе принято выделять операции мышления – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация. Наряду с этим, в литературе [26] различают конкретные формы мышления (понятие, осуждение, умозаключение, аналогия). Выделяют также определенные виды мышления – наглядно-образное (непосредственное включенное в деятельность), образное (осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше), отвлеченное (совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются). Наконец, различают способы мышления – индукция, дедукция, традукция.
Творческое (или продуктивное) мышление понимается как мышление на основе творческого воображения.
Следует отметить, что в советской литературе встречаются возражения против выделения таких видов, поскольку любой процесс мышления продуктивен, «мышление всегда, хотя бы в минимальной степени есть искание и открытие существенного нового (по отношению к исходным, вообще предыдущим стадиям познавательной деятельности конкретного вида)» [5; с. 73]. Однако, большинство психологов, изучающих мышление, считают целесообразным выделение этих видов (Болконский П.П., Эсаулов А.Ф., Менчипская Н.А., Пономарев Я.А., Пушкин В.Н. и др.).
Анализируя литературу, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие творческое мышление.
Так, Я.А. Пономарёв считает, что творческое мышление – это нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества) [38; с. 99].