Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание

Введение..........………… ………………………………………….....................3
1 Теоретические основы мотивации персонала для повышения качества работы …………...................................................................................................6
Роль и значение мотивации персонала..………………………… ………..6
Методы мотивации персонала……………………………………………10
2 Организация мотивации персонала для улучшения качества работы на примере ОАО «РЖД»........................................................................................20
2.1 Анализ мотивации персонала на ОАО «РЖД»………………………….20
2.2 Пути совершенствования мотивации персонала на ОАО «РЖД»……..27
Заключение………………………………………………………………….....33
Библиографический список………...............………………...........................35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет  путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Кафедра «Экономика железнодорожного транспорта, логистика и управление качеством»

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ                                                  РАБОТА ЗАЩИЩЕНА

______________________________                                                   с оценкой _________________

(с исправлениями, без исправлений)

__________   Куршакова Н.Б.                                    ________   Куршакова Н.Б.                               

     (подпись)                 (фамилия)                                                         (подпись)             (фамилия)

  «___» ___________2010 г.                                        «___» ___________2010 г.

 

 

 

 

       СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ

 Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила:

                                                     студентка гр. 58К.                 

                                                      __________   Игнатович М.

                                                                          (подпись)             (фамилия)

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  г. Омск,  2010

Содержание

 

Введение..........………… ………………………………………….....................3

1 Теоретические основы мотивации персонала для повышения качества работы …………...................................................................................................6

    1. Роль и значение мотивации персонала..………………………… ………..6
    2. Методы мотивации персонала……………………………………………10

2 Организация мотивации персонала для улучшения качества работы на примере ОАО «РЖД»........................................................................................20

2.1 Анализ мотивации персонала на ОАО «РЖД»………………………….20

2.2 Пути совершенствования мотивации персонала на ОАО «РЖД»……..27

Заключение………………………………………………………………….....33

Библиографический список………...............………………...........................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования ставится задача работать по-новому, в соответствии с законами и требованиями рынка, овладевать новым типом рыночного поведения. Поэтому возрастает роль каждого работника в конечных результатах деятельности предприятия. В связи с этим одной из главных задач современного предприятия является поиск эффективных способов управления мотивацией труда, которые обеспечивают активизацию человеческих ресурсов.

Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации  имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает. 

Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей  стране. Во времена СССР постоянно  шли эксперименты в этой области  и опыт передовых коллективов  стремились тиражировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика - Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет.  Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике России обозначился существенный перелом в этой сфере. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без глобальных усилий по поиску новых современных форм мотивации и стимулирования труда. В то же время во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.

Проблема  мотивации персонала  довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако, попытки приспособить классические теории мотивации к современности  во многом не систематизированы,  что   затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике  опубликован. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов  персонала руководителям могут оказать проводимые  социологические исследования  по особенностям и тенденциям   развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ мотивации персонала на предприятии,  рассмотрение организации мотивации персонала для улучшения качества работы на примере ОАО «РЖД».

В соответствие с целью поставлены следующие  задачи:

  • исследовать роль и значение мотивации персонала;
  • провести анализ существующих методов мотивации персонала;
  • рассмотреть существующие современные теории мотивации;
  • определить особенности мотивации персонала для улучшения качества работы на примере ОАО «РЖД»;
  • предложить пути совершенствования мотивации персонала на ОАО «РЖД».

В качестве объекта исследования в  данной работе выступает ОАО «РЖД», предметом исследования являются методы мотивации персонала на предприятии.

Методологическую и теоретическую  основу курсовой работы составили труды  зарубежных и отечественных исследователей в области мотивации персонала, после анализа которых были сделаны собственные выводы и заключения по каждой главе. При написании практической части в качестве основы использовались Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и другие документы Компании в данной области, различные учебные пособия и журналы, связанные с реформированием кадрового и социального менеджмента на железнодорожном транспорте.

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются  в подробном рассмотрении системы мотивации, ее роли и методах и разработке собственных путей и направлений совершенствования мотивации персонала на предприятии на основе изученных теоретических материалов. Научная новизна работы  содержится  в обосновании необходимости применения новых подходов к системе и методам мотивации персонала с целью повышения качества работы.

Структура работы включает в себя две части: теоретический раздел «Теоретические основы мотивации персонала для повышения качества работы» (раскрывает основные теоретические моменты в области мотивации персонала, понятие мотивации и другие термины, связанные с ролью и значением мотивации персонала на предприятии, описывает основные этапы мотивационного процесса, методы мотивации персонала и их классификацию); аналитический раздел «Организация мотивации персонала для улучшения качества работы на примере ОАО «РЖД»» (посвящен оценке системы  мотивации персонала на примере конкретного предприятия и отражению результатов проведенного анализа проблем выбранной темы, раскрывает основные цели и задачи Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и содержит предложения по улучшению системы мотивации работников в условиях существующего финансового положения в ОАО «РЖД»).

В работе было использовано 29 источников, работа включает 1 рисунок, общий объем работы составил 36 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы мотивации персонала для повышения качества работы

 

    1. Роль и значение мотивации персонала

 Основной задачей руководителя  после  постановки  цели  и  предмета работы  является  организовать  рабочий  процесс,  в   частности   заставить сотрудников  работать.  Для  этого  необходимо  как-то   мотивировать   его, побудить к действию. В данном разделе курсовой работы будут даны определения мотива и мотивации и рассмотрены роль и значение мотивации персонала в организации, ее цель, описаны подходы к управлению персоналом,  выделены проблемы, связанные с мотивацией людей на предприятии.

Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход, по словам Цветаева В.М., заключается в следующем:

а)  создание философии управления персоналом.

                б) создание совершенных служб управления персоналом.

                в) применение новых технологий в управлении персоналом.

                г)создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.[1]

Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того, чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.

По Мескону, «мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации». Работник мотивирован — следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая общие цели предприятия, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения. [2]

В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.[1]

Представления о возможностях мотивации труда  работников претерпели большие изменения  в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов — психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.[2]

В основе современных  теоретических подходов к мотивации  лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей  причины и механизмы целенаправленного  поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели. В работе Алехиной О.Е. «Стимулирование развития работников организации» так дается определение этим понятиям.

Информация о работе Мотивация персонала