Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет рассмотрение основных составляющих систем мотивации персонала, а так же методов стимулирования сотрудников предприятия. Исходя из этой цели, можно выделить несколько частных задач, поставленных в курсовой работе:
изучить различные виды систем мотивации,
проанализировать возможные методы стимулирования персонала,
разобрать систему мотивации конкретной организации.
Введение 3
1.1. Базовые понятия, основные виды мотивации и мотивов. 5
1.2. Историческое развитие мотивации. Основные виды мотивации в различные эпохи. 9
Глава 2. Основные методы мотивации персонала на современном предприятии. 13
2.1. Системы мотивации персонала и их методы. 13
2.2. Работа систем мотивации персонала в условиях кризиса. 16
Глава 3. Мотивация персонала в ОАО «РЖД» 19
3.1. Система материальной мотивации на предприятии. 19
3.2. Нематериальная система мотивации персонала ОАО «РЖД» 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Содержание
Введение 3
1.1. Базовые понятия, основные виды мотивации и мотивов. 5
1.2. Историческое развитие мотивации. Основные виды мотивации в различные эпохи. 9
Глава 2. Основные методы мотивации персонала на современном предприятии. 13
2.1. Системы мотивации персонала и их методы. 13
2.2. Работа систем мотивации персонала в условиях кризиса. 16
Глава 3. Мотивация персонала в ОАО «РЖД» 19
3.1. Система материальной мотивации на предприятии. 19
3.2. Нематериальная система мотивации персонала ОАО «РЖД» 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Современная экономика диктует предприятиям свои правила. Конкуренция за место на рынке, кризисы и их последствия. Бесконечная борьба за выживание.
Что же позволяет компании выжить в столь неблагоприятной среде? Да, это прибыль, успешная политика, четко обусловленная и актуальная миссия организации. Но это все не берется из ниоткуда. За всем этим стоит сложный и во многом хрупкий механизм- это персонал компании. Именно люди дают жизнь фирме, только они способны обеспечить ее процветание. Однако это не легкая работа.
«Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - досуг.» Именно этой цитатой Бернарда Шоу следует начать представление темы данной курсовой работы.
Речь в ней пойдет о сложном и многогранном процессе мотивации персонала, который и призван превратить работу в досуг.
Любой работодатель стремится получить большую выгоду и максимально эффективно использовать данные ему ресурсы, в том числе и человеческие. Но люди не лес и не руда, они способны выразить свое недовольство. Задача людей, отвечающих за мотивацию персонала, создать для работника такие условия, что бы труд для него не был в тягость, а напротив, приносил удовлетворение и прибыль.
Целью данной курсовой работы будет рассмотрение основных составляющих систем мотивации персонала, а так же методов стимулирования сотрудников предприятия. Исходя из этой цели, можно выделить несколько частных задач, поставленных в курсовой работе:
Объектом исследования в данной курсовой работе будет ОАО «Российские железные дороги», их политика в области работы с персоналом.
А предметом - система мотивации персонала, ее историческое развитие и современные проявления.
Глава 1. Общие термины
и историческое развитие системы мотивации
персонала.
Невозможно
начинать разбор системы мотивации персонала
конкретной организации без соответствующей
теоретической подготовки. Поэтому стоит
уделить особое внимание базовым определениям,
составляющих эту тему. Прежде всего, необходимо
ответить на вопросы:
Итак, мотива́ция1 (от лат. «movere») -- это побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, он управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность индивидуума деятельно удовлетворять свои потребности.
К основным видам мотивации можно отнести:
Внешняя мотивация (экстринсивная) -- мотивация, которая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) -- мотивация, связанная не с окружающей средой, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая первостепенна и основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Понятие мотивации неразрывно связано с понятием мотива, который определяется, как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив субъективен для каждого человека. И занимает в психологической теории деятельности2 одно из ключевых мест. В рамках этой теории, мотив есть не что иное, как "опредмеченная потребность". Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность -- это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель -- результат сознательного целеполагания. Например: голод -- это потребность, желание утолить голод -- это мотив, а тарелка с едой, к которой человек тянется, в свою очередь, будет являться целью.
Существуют несколько типов мотивов, среди них:
Мотив самоутверждения - стремление утвердиться на конкретной роли, занять престижную позицию. Все это связано с честолюбием человека, чувством собственного достоинства. Желание произвести хорошее впечатление, и, тем самым привести общество к положительной оценке своей личности, это очень сильный мотивационный фактор, который заставляет человека совершенствоваться, находиться в постоянном развитии, достигать все новых вершин на работе.
Мотив идентификации с другим человеком -- чаще всего данный вид мотива связан с подражанием известной личности, кумиру. Желание походить на свой идеал заставляет человека активно совершенствоваться и развиваться. Особое распространение этот вид мотива нашел среди подростков, поведение которых зачастую является отражением поведения их родителей или известных личностей. Наличие кумира у молодежи естественно и полезно, так как это является необходимой и мощной составляющей процесса социализации.
Мотив власти3 -- данный вид занимает одно из ключевых мест в классификации мотивов. Люди на протяжении веков стремились обладать властью, шли на подлости и убийство близких ради возможности управлять другими людьми. Эта возможность - очень сильный мотив, который побуждает людей преодолевать трудности и прилагать огромные усилия для достижения цели.
Однако этот мотив является не только одним из самых сильных, но также одним из самых разрушительных. Да, человек много работает, но все это он делает не ради саморазвития, не ради удовлетворения своих познавательных потребностей, все это он делает ради получения влияния на отдельных людей (коллектив, страну, весь мир). Таким образом, управленца, менеджера к деятельности будет побуждать не желание принести пользу обществу в целом или отдельной группе людей, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на то, что бы получить власть, и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.
Процессуально-
Экстринсивные (внешние) мотивы -- это такая группа мотивов, в которой побуждающие факторы лежат вне поля деятельности индивида. Некоторые виды экстринсивных мотивов:
Мотив саморазвития -- стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Это важный внутренний мотив, который побуждает индивида больше работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к абсолютной реализации своих способностей и желание ощущать собственную компетентность.
Мотив достижения -- стремление достичь высоких результатов и определенного уровня мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложнейших заданий и стремлении их выполнить, не смотря на все трудности.
Просоциальные (общественно значимые) мотивы -- мотивы, связанные с осознанием общественной значимости деятельности, с чувством долга, ответственностью перед коллективом или социумом.
Мотив аффилиации (от англ. affiliation -- присоединение) -- стремление к установлению или поддержанию взаимоотношений с другими людьми, стремление к активной коммуникации с коллегами.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сказать, что основной задачей любой организации будет являться создание для персонала соответствующих мотивов, которые будет стимулировать их лучше выполнять свою работу. Из этого следует, что система мотивации -- это взаимосвязь материальных и нематериальных стимулов, цель которых состоит в обеспечении качественного и высокопроизводительного труда сотрудников компании, а также в привлечении талантливых специалистов и их удержании.
В той или иной форме мотивация всегда присутствовала в жизни человека, с самых древних времен. Процесс социализации и усложнение организационных структур приводили к появлению новых форм взаимодействия между людьми, как следствие возникали новые виды мотивов, а следственно и мотивации.
В первобытнообщинном строе мотивацией для лучшего выполнения своих обязанностей было одобрение соплеменников, лучшее место у костра, лучшая часть добычи.
С появлением ремесел, возможность выручить больше товаров за произведенные вещи стимулировала людей на создание чего-то исключительного и качественного.
До определенной поры человек мотивировал себя сам, стремился достичь большей выгоды.
Совсем иная ситуация складывалась в дальнейшем. С развитием государства некоторые люди получили власть над сотнями и тысячами других людей. Здесь впервые проявляется мотивация персонала как таковая. Что бы организовать работу огромного количества подданных, каждый из которых имел собственные потребности и желания, люди обладающие властью применяли жестокие, императивные меры. В эпоху рабовладельчества основным способом стимулирования лучшей работы была негативная мотивация, основными методами которой были телесные наказания, лишения пищи, смертные казни. Данный вид мотивации был достаточно эффективен, ведь в основе его лежали базовые естественные потребности человека. Ни один раб не хотел лишать себя пищи и подвергать свою жизнь опасности и поэтому трудился не покладая рук.
В дальнейшем общество стало более гуманным, но вплоть до середины XIX в. представления о побуждении человеческих действий основывались, по большому счету, на двойственной концепции человеческого поведения, восходящей еще к Сократу и Платону: часть действий побуждается естественными влечениями вроде голода и жажды, принципиально общими для человека и животных. Другую часть составляют действия разумные, свободные и волевые, специфичные только для человека и к естественным причинам не сводимые. Однако позже, под влиянием развития естествознания, складывается потребностная теория мотивации, суть которой сводится к утверждению о том, что любые действия человека побуждаются, в конечном счете, некоторыми «базовыми» потребностями, в основе своей врожденными.