Мышление исследователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Оно определяет успех его деятельности, чем бы человек во­обще ни занимался. Деятельность менеджера заключается в работе с людьми, в принятии управленческих решений, которые выполняют сотрудники. Ка­чество решений зависит от характера и типа мышления менеджера. Менед­жер должен работать не только с людьми, но и работать над развитием не­которых собственных качеств. Это особенно важно относительно развития его мышления.

Содержание

Введение.
1.Мышление в исследовательской и управленческой деятельности.
2.Типология мышления.
3.Эффективное мышление исследователя.
4.Использование методов проектирования концепции и стратегия
исследовательского мышления.
5.Содержание метода Мэтчета.
6.Режимы мышления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУ КЗ.docx

— 507.20 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

     

(название  института)


Институт  ______________________________________________________________


 

(название  кафедры)


Кафедра   ______________________________________________________________


 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине Исслеедование систем управления


вариант (тема) «Мышление исследователя».


 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности ___________________

специализации ___________________

____ курса ________________ группы

№ студенческого билета

(личная  подпись)


(инициалы, фамилия)


(зачетной книжки) ______________      _______________  ___________________


 

 

 

Проверил преподаватель

 

(инициалы, фамилия)


(ученая  степень, звание)


(личная  подпись)


_________________________                ________________   ___________________


 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

Содержание.

 

Введение.

 

1.Мышление в исследовательской  и управленческой деятельности.

2.Типология мышления.

3.Эффективное мышление  исследователя.

4.Использование методов  проектирования концепции и стратегия

исследовательского мышления.

5.Содержание метода Мэтчета.

6.Режимы мышления.

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

      Экономическая  стабильность организации, ее  выживаемость и эффективность  деятельности в условиях рыночных  отношений неразрывно связаны  с ее непрерывным совершенствованием  и развитием. При этом очень  важным является мышление исследователя(управляющего  менеджера) , от которого может  зависеть будущее и успех любого  предприятия. 

     Мышление —  это активный процесс отражения  действительности в сознании  человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и  определяющий поведение человека  в конкретной ситуации.

    Мышление формируется,  изменяется и развивается в  процессе жизнедея­тельности по  мере накопления опыта, получения  образования, в профессио­нальной  деятельности. Оно зависит в определенной  мере от индивидуальных особенностей  личности, но может изменяться  в довольно широких пределах  под воздействием образовательных  процессов, волевых усилий, специального  тренинга, критических ситуаций, состояния  здоровья.

     Мышление —  не просто запас знаний, это  более сложная характерис­тика  человека. Оно определяет успех  его деятельности, чем бы человек  во­обще ни занимался. Деятельность  менеджера заключается в работе  с людьми, в принятии управленческих  решений, которые выполняют сотрудники. Ка­чество решений зависит от  характера и типа мышления  менеджера. Менед­жер должен работать  не только с людьми, но и  работать над развитием не­которых  собственных качеств. Это особенно  важно относительно развития  его мышления.

     В данной  работе я проведу анализ значимости  и эффективности мышления исследователя  в наши дни, т.к. в условиях  динамичности современного производства  и общества управление должно  находиться в состоянии непрерывного  развития, которое сегодня невозможно  обеспечить без исследования  тенденций и возможностей, без  выбора альтернатив и направлений  развития.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышление  в исследовательской и управленческой деятельности.

 

 

      Одной из  важных характеристик человека, имеющей большое значение в  его деятельности, является мышление.

      Мышление  — это активный процесс отражения  действительности в сознании  человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и  определяющий поведение человека  в конкретной ситуации.

     Мышление формируется,  изменяется и развивается в  процессе жизнедеятельности по  мере накопления опыта, получения  образования, в профессиональной  деятельности. Оно зависит в определенной  мере от индивидуальных особенностей  личности, но может изменяться  в довольно широких пределах  под воздействием образовательных  процессов, волевых усилий, специального  тренинга, критических ситуаций, состояния  здоровья.

     Мышление — не просто запас знаний, это более сложная характеристика человека. Оно определяет успех его деятельности, чем бы человек вообще ни занимался. Деятельность менеджера заключается в работе с людьми, в принятии управленческих решений, которые выполняют сотрудники. Качество решений зависит от характера и типа мышления менеджера. Менеджер должен работать не только с людьми, но и работать над развитием не-которых собственных качеств. Это особенно важно относительно развития его мышления.

     По характеристикам  мышления и формируется команда.  Людям легче работать, если существует  определенное сопряжение характеристик  их мышления. Менеджера лучше  понимают сотрудники, если понятен  тип его мышления, если он дополняется  типологическими характеристиками  мышления другими служащими.

     Но для развития  индивидуального мышления и для  учета характеристик мышления  при формировании команды необходимо  знать, какие существуют типы  мышления.

 

 

                                         Типология мышления.

 

 

     Мышление человека  разнообразно. Считается, что существует  столько типов мышления, сколько  людей, что мышление абсолютно  индивидуально. Действительно, именно  в мышлении человека проявляется  главная особенность его личности  и индивидуальности. Однако любое  разнообразие можно классифицировать  определенным образом, и такая  классификация позволяет не только  его упорядочить, но и наиболее  успешно использовать знания  о типах мышления в практической  деятельности. Типология мышления  не отрицает существования бесконечного  разнообразия типов мышления и разнообразия личностей. Она позволяет выделить из этой бесконечности те типы, которые встречаются наиболее часто, играют наиболее важную роль в деятельности человека, определяют успех его деятельности. На этом построено любое знание.

     Типы мышления  можно выделить по различным  критериям. И именно различие  критериев типологического анализа  позволяет определить богатство  характеристик мышления индивидуальности (схема 63).

   По критерию динамики  мышления можно выделить его  типы:

• до гматическое, приверженное какой-либо идее без оценки её актуальности, превращение идеи в главный системообразующий  фактор концепции, явное нежелание  критически переоценивать исходную идею;

• стереотипное, иначе говоря, переносное, оно характерно людям, склонным мыслить принятыми шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть  в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;

• гибкое, т. е. способное  меняться в соответствии с развитием  науки, практическими потребностями  эффективной деятельности.

     Такой тип  мышления часто рассматривается  как некоторое положительное  явление. Но в действительности  это качество может быть как  положительным, так и отрицательным.  Все зависит от того, по каким  факторам мышление проявляет  это свое качество. Ведь такими  факторами может быть конъюнктурность,  стремление к власти любой  ценой, беспринципность, неглубокие  и неустойчивые знания.

     Одним из  критериев типологии мышления  может быть и критерий степени  индивидуальности. Здесь можно выделить  мышление индивидуализированное,  т. е. такое, в котором наиболее  ярко, а иногда и остро, проявляются  черты личности, индивидуальность, неординарность. Часто это качество  играет положительную роль в  науке. В деятельности менеджера  индивидуализированное мышление  также может играть положительную  роль, если оно сочетается с  развитым чувством ответственности  и направлено в область творческого  подхода к решению проблем.  К сожалению, не всегда бывает  так. Иногда индивидуализация  мышления работает в области  властного самоутверждения, манипулирования  сознанием. По этому критерию  можно выделить и такой тип  мышления, как тенденциозное. Это  мышление ограниченное какой-либо  тенденцией оценок, подходов, выбора  вариантов. Эти тенденции могут  быть результатом опыта или  господствующей идеологии. Могут  они быть и результатом деформированной  системы знаний. Часто это бывает  при узкой специализации менеджера.  За границами того, что он знает,  он не может ничего видеть  и учитывать, он "человек с  флюсом" (по выражению Козьмы  Пруткова). По этому же критерию  можно выделить и тип коллективизированного  мышления. Это мышление, реагирующее  на коллективное мнение или  аккумулирующее определенным образом  различные типы мышления, господствующего  в коллективе.

     В основе  каждого из типов мышления  лежит определенная методология,  которая либо сознательно выбирается, либо бессознательно формируется,  как выражение накопленного опыта.  Во втором случае она несет  как позитивные, так и негативные  компоненты опыта. И те и  другие всегда присущи опыту,  поэтому его необходимо корректировать  и дополнять знаниями.

По факторам методологии, таким как подход к анализу  и оценкам, средствам и методам  исследования, можно выделить мышление аспектное, системное и концептуальное.

     Конечно, эти  типы проявляются как некие  прерогативы, приоритеты, которым  в процессах мышления уделяется  главное внимание, которые играют  роль неких исходных позиций  во всех размышлениях.

Аспектпый тип мышления характеризуется  поиском какого-нибудь главного аспекта  проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные  аспекты. Этот тип мышления проявляется  наиболее ярко в том случае, когда  проблема достаточно сложна и в целом  ее решать весьма трудно или когда  нет необходимости все аспекты  проблемы решать в комплексе. Действует  закон экономии усилий. Но этот тип  мышления имеет и определенные недостатки, главным из которых является одностороннее  восприятие проблемы, отсутствие учета  взаимосвязи ее различных аспектов. Он опасен искаженным, деформированным  представлением о проблеме, при котором  выделяется одна сторона и остаются без внимания, анализа другие. Вот  почему сегодня наиболее эффективным  типом мышления является мышление системное.

     Следует заметить, что мышление — это не просто  выбранная методология анализа,  изучения какого либо объекта,  это характеристика человека, которая  отражает, с одной стороны, его  способности, индивидуальные особенности,  с другой — приобретенные в  процессе образования и накопления  опыта навыки, профессиональные  привычки. В этом отношении следует  различать системный подход как  методологию исследования и системное  мышление как характеристику  исследователя, сложившуюся в  процессах его жизни и деятельности  и проявляющуюся как бы автоматически,  каждый раз, когда он оценивает  или анализирует то или иное  явление. Использование системного  подхода, конечно, способствует  формированию системного мышления.

     Системное  мышление считается весьма ценным  качеством исследователя, потому  что оно помогает охватить  в оценках и анализе все  явление целиком, учесть самые  различные связи между его  компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное — системообразующий  фактор, увидеть невидимые аспекты  проблемы, прогнозировать поведение  элементов.

      Определенной  разновидностью системного мышления  является мышление концептуальное. Оно включает в себя все  преимущества системного, но отличается  от него повышенным вниманием  к формированию концепции. Этот  тип мышления предполагает всесторонний  учет особенностей изучаемого  явления на основе комплекса  принципов, которые гарантируют  сохранение сущностных признаков,  предохраняют от "потери сущности" в процессах анализа, оценок, изучения  явления. А это очень часто  случается в практике проведения  исследований. Исследователь увлекается  какой-либо деталью, и она уводит  его в сторону, становится ведущей  идеей, он теряет ориентиры  сущности.

     Концептуальный  тип мышления является некоторой  модификацией системного типа, его  "усилителем" и "стабилизатором".

Концепция — это комплекс ключевых положений или установок  мышления, позволяющих сохранять  направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли. Для исследований в области управления такими положениями могут быть следующие:

• управление — это всегда деятельность человека, в которой  решающую роль играют цели и интересы;

• управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя его сводить к какому-либо одному варианту, каким бы совершенным он ни показался;

• управление имеет два  взаимосвязанных аспекта существования, функционирования и развития — социально-экономический  и организационно-технический;

• управление построено  на стремлении к гармонии (согласование, организация, координация и пр.), но это гармония равновесия, гармония противоречий, сочетания, а не гармония абсолютной устойчивости, однородности, одинаковости, единственности.

     Концепция  отражает своеобразную способность  человека соединить в исследовании  имеющиеся знания с прогностическими, существующее понимание того  или иного явления с представлениями  и предположениями о сущности  первого, второго порядка и  т. д.

      В мышлении  каждого человека, (а исследователя  тем более) ярко проявляется  как структура его знаний, так  и предрасположенность к тем  или иным видам знаний, готовность  ими пользоваться в качестве  инструмента. Поэтому типы мышления  можно разделить и по приоритетным  областям знаний, на которых построена  мыслительная деятельность. Здесь  можно выделить мышление гуманитарное, математическое и технократическое.

     Гуманитарное  мышление, как правило, отдает  предпочтение всем аспектам исследования, связанным с человеком, и инструментарием  своим выбирает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование  ситуациями, объяснение образами, характером  поведения.

Информация о работе Мышление исследователя