Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:06, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение государственного регулирования инновационной деятельности, в частности: его значение и необходимость, а также решение задачи о целесообразности приобретение той или иной модели новой технологической линии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость и значение государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………………………….4
2. Расчетная часть………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По инновационному менеджменту
Вариант
10
Преподаватель: Сивякова Милана Викторовна
Владимир 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Необходимость и значение государственного
регулирования инновационной деятельности………………………………………………
2. Расчетная
часть……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Государственное
регулирование инновационной
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Объектом исследования является анализ необходимости и значения государственного регулирования инновационной деятельности.
Целью
контрольной работы является изучение
государственного регулирования инновационной
деятельности, в частности: его значение
и необходимость, а также решение задачи
о целесообразности приобретение той
или иной модели новой технологической
линии.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.
Можно
выделить три формы государственного
регулирования инновационной
В
настоящий момент главной проблемой
является отсутствие федерального закона
о государственном
Тем
не менее, нормативно-законодательная
база регулирования инноваций
«Патентный закон Российской Федерации» регламентирует использование права промышленной собственности и создает правовую защиту для ее владельцев. К промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В законе установлены условия патентоспособности изобретения (новизна изобретательский уровень и промышленная применимость), полезной модели (новизна и промышленная применимость) и промышленного образца (новизна, оригинальность и промышленная применимость). Закон определяет процедуру выдачи и срок действия патента, права и обязанности патентообладателя.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В нем указаны объекты авторского права, личные неимущественные и имущественные права авторов, срок действия авторского права.2
Традиционной формой передачи прав на интеллектуальную собственность является заключение лицензионного договора, в соответствии которым владелец интеллектуальной собственности передает своему контрагенту в обусловленных пределах и на определенный срок за плату и выполнение других обязательств, права пользования этой собственностью.
В зависимости от объема передаваемых прав лицензии делятся на исключительные и неисключительные. В лицензионных договорах владелец интеллектуальной собственности обычно именуется «лицензиаром», а тот, кто получает права на основании лицензионного соглашения – «лицензиатом».
В соответствии с исключительной лицензией лицензиар передает лицензиату исключительное право на использование объекта собственности, охраняемого патентом, и лишается права заключать на аналогичных условиях договоры по нему с третьими лицами. По неисключительной лицензии лицензиату передается право на использование предмета лицензии только непосредственно у себя, в частности, в собственном производстве, а лицензиар сохраняет права заключать аналогичные договоры с неограниченным числом пользователей
Во избежание каких-либо недоразумений между лицензиаром и лицензиатом, законодательство требует предельно четко оговаривать при составлении лицензионного договора, какие права на объект интеллектуальной собственности передаются, а какие нет, а также срок и территорию, на которые передается право и размер вознаграждения и (или) порядок его определения.
Помимо добровольной, законом предусмотрена называемая «принудительная лицензия». Она обращена против патентообладателей, придерживающихся блокирующей патентной политики, то есть не использующих запатентованные решения и не желающих продавать лицензии на них. Выдача принудительных лицензий должна производиться по решению Высшей патентной палаты в случае неиспользования или недостаточного использования патентообладателем изобретений или промышленных образцов в течение 4 лет после даты выдачи охранного документа.3
Кроме того, существует множество чисто декларативных документов, в которых констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.
Однако,
несмотря на обширность нормативно-законодательной
базы, в действующих документах отсутствует
согласованная и
Регулирование инновационной деятельности возложено на три министерства. Министерство экономики разрабатывает инновационную политику, организует и координирует всю работу по ее формированию, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капиталовложений.
На Министерство образования возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на эффективную реализацию результатов научных исследований, проводимых в этих организациях.
Однако на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании, как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов
Инфраструктура государственной поддержки инноваций состоит из двух основных типов организаций:
1)
бюджетные и внебюджетные
2) информационная инфраструктура.
К настоящему времени система бюджетных и внебюджетных фондов, оказывающих поддержку инновационным проектам на различных этапах инновационного цикла, в основном сложилась. В нее входят РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований; РФТР - Российский фонд технологического развития; ФФРМФПНТС - Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
РФФИ формируется за счет отчисления в него 3% ассигнований, предусматриваемых на финансирование науки по республиканскому бюджету. Основной целью его деятельности является "поддержка инициативных научных проектов". Он является основным источником финансирования фундаментальных исследований на безвозвратной основе. Однако средства, выделяемые Фондом творческим коллективам на проведение исследований по конкретным темам, как правило, крайне малы. Это происходит из-за стремления как можно шире охватить обширную тематику исследовательских центров, ВУЗов, НИИ, академических институтов. В результате конечные ресурсы Фонда распределяются на множество тематических направлений, не обеспечивая необходимого для практики уровня научных результатов.
Российский
фонд технологического развития (РФТР)
направляет средства на финансирование
научно-исследовательских и