Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:02, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть процесс принятия и реализации управленческих решений.
Объект исследования: процесс принятия и реализации управленческих решений.
Предмет исследования: Формы принятия управленческих решений
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
- определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
-рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
- раскрыть пути эффективности принятия решений.
Введение………………………………………………...................................
3
1. Сущность и принципы принятия управленческих решений……………………………………………………………………….
5
2. Виды управленческих решений……………..…………………
10
3. Основные этапы принятия управленческих решений ………………………………………………………………………………
15
4. Операции эффективности принятия решений ………...
19
Заключение…………………………………………………........…............
22
Список использованных источников………………………...
23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………….... |
3 |
1. Сущность и принципы принятия
управленческих решений…………………………………………………………… |
5 |
2. Виды управленческих решений……………..………………… |
10 |
3. Основные этапы принятия управленческих решений ……………………………………………………………………………… |
15 |
4. Операции эффективности принятия решений ………... |
19 |
Заключение…………………………………………………. |
22 |
Список использованных источников………………………... |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Проводимые в России преобразования повышают роль менеджмента и обусловливают необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Уже с первых профессиональных шагов от молодого специалиста потребуются умения ориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для решения задач, способность контролировать ситуацию, уверенность в своих силах и активное стремление к своей цели. Изучив менеджмент, специалист обретает умение организовывать на научной основе свой труд, способность ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, организовывать работу исполнителей и самому работать в коллективе, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований. Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности, т.е организовывать эффективное руководство.
Основным фактором системы эффективного руководства является правильное принятие решений
Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
В настоящее время использование современных технологий принятия управленческих решений является жизненно важным для руководителя. В острой конкурентной борьбе выживают и добиваются успеха те организации, в которых руководство владеет умением принимать эффективные решения, используя дополнительные возможности, которые дают современные технологии принятия управленческих решений.
Цель данной работы: рассмотреть процесс принятия и реализации управленческих решений.
Объект исследования: процесс принятия и реализации управленческих решений.
Предмет исследования: Формы принятия управленческих решений
В соответствии с вышеизложенным были определены задачи:
- определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
-рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
- раскрыть пути эффективности принятия решений.
Теоретическая и практическая значимость темы заключается в том, что комплексное монографическое исследование процесса принятия и реализации управленческих решений позволит выработать обоснованный научно-теоретический подход и использовать современных технологий принятия управленческих решений.
Разработка эффективных
Управленческие (организационные) решения от всех других решений отличают:
-цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;
-последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы;
-разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений;
-профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта. В управлении организацией принятие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация, для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.
Сформулируем основные принципы принятия управленческих решений.
1. Принцип системности. Многие
предприятия работают
2. Принцип стандартизации (стандартных
управленческих ситуаций и
В случае, если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчленения на стандартную и нестандартную части. Для нестандартной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.
3. Принцип оптимальной
4. Принцип автоматизма
5. Принцип учета вероятных
6. Принцип свободы выбора. Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать. Вышестоящий руководитель, который связывает “по рукам и ногам” нижестоящего руководителя, не дает и шага сделать самостоятельно, не вправе рассчитывать на принятие им эффективных решений.
7. Принцип ответственности.
8. Принцип соразмерности прав и ответственности. Наихудшие решения принимаются тогда, когда имеющий право принимать решения не несет за них ответственности и когда тот, на кого возложена ответственность, не имеет права решать.
Данный принцип предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и исполнителем разного уровня, а именно: уровень ответственности и степень компетентности лица, принимающего решение, должны соответствовать содержанию и уровню его функциональных обязанностей.
9. Принцип творчества. Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок, для того чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения. В процессе творческого решения проблем выделяют и описывают пять стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев примененных идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и анализ.
10. Принцип своевременности. Он
ориентирует на выбор
11. Принцип единства единоначалия и коллегиальности. Единоначалие и коллегиальность, на первый взгляд, исключают друг друга. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения и соответствующее право, второе — коллективную ответственность и право. Однако на самом деле они могут быть удачно совмещены. Скажем, руководитель при подготовке решения активно консультируется с подчиненными (коллегиальность) и с учетом их мнения принимает решение, беря на себя всю полноту ответственности (единоначалие). Коллегиальность в данном случае выражается в неявной форме, хотя она может проявиться и более явно (например, при коллективном обсуждении альтернативных предложений).
12. Принцип соучастия. Он
Типология, т.е. классификация, управленческих решений необходима для четкого определения особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать.
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать.