Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 02:06, реферат
Организационные структуры различаются в зависимости от того, какой вариант разделения труда и полномочий используется в организации. Виды организационных структур:
1. Скалярные: объем полномочий и ответственности, делегированный конкретному должностному лицу уменьшается пропорционально его удалению от высшего звена руководства.
2. Линейные: полномочия и ответственность выстраиваются в виде иерархической лестницы, в которой каждое должностное лицо подчинено и подотчетно только одному руководителю и связан с вышестоящей системой управления только через него.
Организационные структуры
Организационная структура – логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное достижение стратегических целей (Меско, Альберт, Хедоури «основы менеджмента»).
Организационная структура
– это совокупность формальных и
неформальных, вертикальных и горизонтальных,
административно-иерархических
Организационная структура – это формальная структура, включающая в себя внутреннее строение организации, совокупность взаимосвязей между подразделениями и членами организации (Лоутон, Роуз).
Организационные структуры различаются в зависимости от того, какой вариант разделения труда и полномочий используется в организации. Виды организационных структур:
1. Скалярные: объем полномочий
и ответственности,
2. Линейные: полномочия и ответственность выстраиваются в виде иерархической лестницы, в которой каждое должностное лицо подчинено и подотчетно только одному руководителю и связан с вышестоящей системой управления только через него.
3. Пирамидальные: используется
иерархический принцип с
4. Функциональная: уровни управления формируются отдельно в каждой функциональной области (производство, финансы, маркетинг, и т.д.), и уровень, и объем полномочий и ответственности являются изолированными друг от друга.
5. Рыночная (продуктовая): управление
организуется изолированно в
рамках производства каждого
конкретного вида продукции,
6. Дивизиональная: структура управления выстраивается индивидуально в зависимости от продукции, удовлетворяющей потребности отдельной группы клиентов. Данные структуры эффективно функционируют в том случае, если организация одновременно ориентирована на различные социальные группы потребителей.
7. Штабные: в организации
создаются специальные
8. Матричная: в организации отсутствуют жесткие иерархичные структуры, а создаются гибкие подразделения в целях выполнения каждого конкретного задания в определенный момент времени. Ориентированы на проектные цели и спрос, а также на проблемное управление.
В целом все рыночные организационные
структуры характеризуются
1. В основе их построения лежит баланс ответственности и полномочий.
2. Характеризуются единством,
четкостью постановки, доступностью
и понятностью финансовых, маркетинговых,
производственных целей по
3. Простота и малозвенность структуры.
4. Эффективная система
связей между элементами
5. Координация наивысшей
ответственности на верхнем
6. Гибкость и приспособляемость
к конкретным задачам
Сетевые (корпоративные) организационные структуры.
В основе сетевых организационных структур лежит трансформация сущности менеджера от управленца к исполнителю и представителю команды.
Сетевые организационные
структуры начинают постепенно
вытеснять традиционные
Сетевые организационные структуры получают все большее распространение в практике трансформации государственного и общественного управления, посредством развития сетей делового сотрудничества и ассоциаций экономического развития.
Процесс и методы управления
Процесс управления – это определенная совокупность управленческих действий, логично связанных между собой для достижения поставленных целей путем преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе из системы. Данное определение подчеркивает целенаправленный характер процесса а также его связь с функциями, целями и ресурсами.
Процесс управления – это
совокупность циклических действий,
связанных с выявлением проблемы,
поиском оптимальных путей
В двух указанных определениях
противоречий нет, так как они
являются логическим дополнением друг
друга, образуя непрерывность
1. Процесс планирования: связан
с принятием решений по
2. Процесс организации:
связан с принятием решений
относительно структуры
3. Процесс мотивации: связан
с принятием решений
4. Процесс координации:
связан с решениями
5. Процесс контроля: связан
с принятием решений
В любом процессе принятия решений можно выделить 2 основных составляющих:
1. Формулирование проблемы
или определение
2. Решение: разработка
вариантов (альтернатив); выбор предпочтительного
решения; реализация
Проблема – это несоответствие фактического состояния объекта управления желаемому или заданному.
Возможность - это совокупность объективно существующих факторов, способствующих достижению лучшего результата по сравнению с текущим или запланированным.
Принципы формулирования проблемы:
1. Идентификация не
2. Учет специфики проблемы.
3. Выявление возможных отклонений, обусловливающих проблемы.
4. Учет влияния проблемы на организацию.
5. Степень расхождения
между желаемым и
Внутренние факторы, обусловливающие возникновение проблемы:
1. Уровень производственных мощностей и их состояние.
2. Структура производства и управления.
3. Финансовые и трудовые ресурсы.
4. Объем и качество работ и т.д.
Внешние факторы появления проблем:
1. Изменение спроса и предложения на рынке.
2. Нестабильность политической и экономической ситуации.
3. Изменение в составе и структуре поставщиков и потребителей.
4. Появление новых конкурентов и т.д.
Участники процесса принятия решения
К основным участникам процесса принятия решений относятся:
1. Субъект решения. В
зависимости от
Признак Индивидуальный Коллективный
Количество субъектов 1 >=2
Быстрота разработки решения При тактическом решении – максимальная. При стратегических – минимальная. При тактических – минимальна, при стратегических – максимальна.
Базис (основа) решения Наличие внутренних побуждений и степень владения информацией. Владение информацией, обоснованность решения каждым членом группы, выбор оптимальной альтернативы решения.
2. Объект решения
3. Возможный исполнитель решения
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Управленческое решение
– это концентрированное
1. Обоснованность: в основе
решения обязательно должны
2. Четкость формулировки:
управленческое решение не
3. Реальность осуществления:
решение должно быть
4. Своевременность.
5. Экономичность: решение должно быть принято с учетом оптимальности затрат на его реализацию.
6. Эффективность: решение
должно определять степень
Классификация управленческих решений
Классификационный признак Виды решений
Степень структурированности Слабо структурируемые (непрограммируемые); высоко структурированные (программируемые)
Содержание Экономические, организационные, социальные, техничесике, научные и т.д.
Количество целей Моноцелевые и многоцелевые
Длительность действия Стратегические, тактические, оперативные.
Количество субъектов решения Индивидуальные и групповые
Уровень принятия решения По организации в целом; по отдельным структурным подразделениям; по отдельным рабочим единицам.
Этапы и процедуры процесса принятия решений
Этапы Процедуры
Постановка проблемы или ситуации Возникновение новой ситуации, появление проблемы или новой возможности, сбор информации, детализация проблемной ситуации.
Разработка вариантов решений Разработка целей решения, формулирования критериев оценки, сбор информации, разработка альтернатив
Выбор решения Анализ альтернатив,
соотнесение альтернатив с
Организация выполнения решения и его оценка План реализации выбранного решения, контроль за выполнением решения, оценка результативности решения и возникновение новой проблемной ситуации.
Ключевые слова -
Информация о работе Определение и значимость организационных структур на прелприятиях