Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Базой для построения организационной структуры управления материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по менеджменту.......docx

— 56.88 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования Челябинский колледж «Комитент»

 

 

 

 

   

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Организационная структура управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ГС-305

Устьянцева Светлана

Проверила:

Стрижкова Анна Николаевна

 

Челябинск

2013

 

Реферат.

Выполнила студентка группы ГС-305

Устьянцева Светлана

Целью данной курсовой работы является изучение организационной  структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть  этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического различным уровням  и подразделениям управленческой иерархии. Базой для построения организационной структуры управления материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

- проанализировать структуру управления организацией.

- охарактеризовать основные типы организационных структур.

- рассмотреть стадии проектирования, формирования организационных структур управления предприятиями и принципы их построения.

 

 

Введение.

 

 

Вряд ли есть какой-либо другой термин, имеющий столь много значений, как в обиходной речи, так и  в экономической лексике, как  слово «организация». Это, по всей видимости, связано с тем, что вопросы  выбора метода, способствующего выполнению поставленных целей, с самого начала сопровождали историю человечества. При этом определенные действия приобретают  особое значение только при вдумчивом  и планомерном, т.е. рациональном подходе, а не тогда, когда этот подход определяется эмоциями.

Проблемами организации  занимались еще на заре цивилизации. Однако особенно жарко разгорались  споры о целенаправленном построении организации в тех случаях, когда  речь шла о рациональном устройстве крупных общественных образований  и учреждений, которые создавались  на длительный период.

В ходе экономического развития, одним из этапов которого стала индустриализация, были созданы крупные хозяйственные  единицы, что потребовало введения в экономическую сферу организационных  принципов и что в свою очередь  вызвало еще большую дифференциацию теоретических основ.

Функции управления деятельностью  предприятия реализуются подразделениями  аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические  и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками  аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления предприятием понимается,

-состав отделов, служб  и подразделений в аппарате  управления,

-системная их организация,  характер соподчиненности и подотчетности  друг другу и высшему органу  управления фирмы,

-набор координационных  и информационных связей,

-порядок распределения  функций управления по предприятием является организационная структура производства.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения  между подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных  видов организационных структур управления производством.

Глава 1. ПОНЯТИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.

1.1  Требования к принципиальному построению организационной структуры управления

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как  единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. Иначе говоря, организационную структуру управления можно определить как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой управление осуществляется путём выполнения соответствующих функций . С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс: управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

Таким образом, структура  управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно  рассматривать как обратную сторону  характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных  связей системы управления). Связь  структуры с ключевыми понятиями  управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями - свидетельствует  о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность  принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и  меняться вместе с происходящими  в нем изменениями.

Построение и реорганизация  структур предприятий является важным, принципиальным условием их эффективного функционирования.

Подтверждают это, по крайней  мере, четыре факта:

1)    по мере роста организации ее структура должна значительно децентрализовыватся, чтобы менеджеры могли делегировать власть для принятия решений в те части организации, которые находятся ближе к источнику информации;

2)    так как виды работ изменяются, то выполняющие их подразделения тоже должны модифицироваться;

3)    организационная структура должна согласоваться с избранной стратегией. При изменении стратегии организации, шансы на успех новой стратегии усиливаются при поддержке организационным проектированием;

4)    технология является важной частью любой организации. По мере того, как технологии организации изменяются, возникает необходимость изменений в структуре. Это относится ко всем технологиям, не только производственным, но и информационным, технологиям управления персоналом, принятия решений и т.д.

Последовательность    разработки    организационной   структуры      имеет направление сверху вниз. Вначале руководители    должны     осуществить разделение организации   на широкие   сферы, затем   поставить   конкретные   задачи. 

В итоге получается следующая  последовательность действий при проектировании организационной структуры:

1.Деление организации на широкие   блоки, соответствующие      важнейшим направлениям ее деятельности по реализации стратегии, формирование   подразделений,   занимающихся производством (цехов, участков, филиалов) и управленческими функциями (отделов служб и т. п.); 2.Установление   соподчиненности   руководителей   различных      подразделений, при необходимости   дальнейшего их   деления на     более мелкие организационные подразделения;

3.Определение должностных обязанностей    как совокупности      определенных задач и функций. Закрепление их   выполнения за      конкретными лицами.

Структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.

1.2 Типы  организационных структур управления

Существует множество  типов структур управления и их модификаций, адаптированных к конкретным условиям функционирования организаций, - сложных, функциональных и чрезвычайно гибких.

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены  в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в., когда зарождался менеджмент, но в них довольно чётко проглядывают «родовые» черты их «прародителей»: все они выросли из линейно-функциональных структур того периода. Современные  организационные структуры успешно  функционируют до тех пор, пока остаются верными основополагающим идеям  и правилам линейно- функционального  управления. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные  функции и соответствию ответственности  работников управления предоставляемым  полномочиям. В течение многих десятилетий  организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических.

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

- четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

- иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

- дух формальной обезличенности , с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта  рациональности такой структуры.

В настоящее время в  мире начинают доминировать системы  менеджмента, делающие ставку на принципы развития и использования внутреннего  потенциала организации, отвечающие современным  потребностям рынка. К такому типу относятся  сетевые системы менеджмента, формирующие  новую культуру отношений внутри организации путём отказа от традиционной административной иерархии.                              Существующие типы организационных структур управления отличаются друг от друга способом реализации и преобладанием линейных или функциональных взаимосвязей. В соответствии с этим выделяют следующие типы структур: линейные; функциональные; линейно-функциональные; дивизиональные; целевые.

Определяются типы организационных  структур по взаимодействию с внешней  средой, с подразделением, с человеком:

по взаимодействию с внешней  средой;

-механистический (например, линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная структуры управления);

- органический (например, матричная структура управления).

по взаимодействию подразделений;

-традиционная организационная структура (линейная, функциональная, линейно-функциональная);

- дивизиональная (по продукту; по потребителю; по рынку);

 

- матричная (как разновидности; инновационная, бесструктурная).

по взаимодействию с человеком;

 

- корпоративная;

 

- индивидуалистская.

 

Линейно-функциональный тип

Основная организационная  структура управления, применяемая  на предприятии, относится к разряду  линейно-функциональных структур. Это  означает, что на предприятии соблюдается  принцип единоначалия, линейного  подчинения, но вместе с тем существуют функциональные подразделения управления (технические, финансово-экономические, кадровые), которые обеспечивают линейных руководителей необходимой информацией, в пределах их компетенции, используемой для принятия решений.

Информация о работе Организационная структура управления