Организационный механизм управления международной компанией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Преодолевая беспрецедентные трудности, Россия движется по пути рыночных преобразований. Проводившаяся в течение многих десятилетий политика изоляционизма сменилась открытостью как в культурном, так и в экономическом аспекте. Международные контакты, представлявшие в былые времена редкую привилегию для избранных, за несколько лет стали вполне обыденным явлением. Теперь частные фирмы и государственные предприятия практически беспрепятственно вступают в деловые отношения с зарубежными партнерами, и диапазон этих отношений предельно широк — от разовых сделок купли-продажи до создания совместных предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………………………….4
1. 1. Понятие и структура международного менеджмента……………………………………4
1. 2. Задачи и проблемы международного менеджмента……………………………………...7
1.3. Организационные формы и основные структурные элементы международных компаний………………………………………………………………………………………...10

2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ…………………………………………………………………………………....15
2. 1. Принципы управления персоналом международной организации……………………15
2. 2. Формирование персонала в международной компании………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Медетбаева.docx

— 68.81 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: Экономико-математического моделирования

НАПРАВЛЕНИЕ: управление международными проектами

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Организационный механизм управления международной компанией»

 

 

 

 

 

Студент: Медетбаева Ж.И.

               группа ЭУМ-505

Страна:   Казахстан

 

 

         Руководитель:

                                                                          к.э.н, доцент Ревинова С.В.

                    

         Заведующий кафедрой

         менеджмента:

         к.э.н. Матюшок А.М.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

 
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ,  СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ……………………………………………………………………………………….4

1. 1. Понятие и структура  международного менеджмента……………………………………4

1. 2. Задачи и проблемы  международного менеджмента……………………………………...7

1.3. Организационные формы  и основные структурные элементы  международных компаний………………………………………………………………………………………...10

 
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ…………………………………………………………………………………....15

2. 1. Принципы управления  персоналом международной организации……………………15

2. 2. Формирование персонала  в международной компании………………………………..20

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………23

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Преодолевая беспрецедентные  трудности, Россия движется по пути рыночных преобразований. Проводившаяся в  течение многих десятилетий политика изоляционизма сменилась открытостью как в культурном, так и в экономическом аспекте. Международные контакты, представлявшие в былые времена редкую привилегию для избранных, за несколько лет стали вполне обыденным явлением. Теперь частные фирмы и государственные предприятия практически беспрепятственно вступают в деловые отношения с зарубежными партнерами, и диапазон этих отношений предельно широк — от разовых сделок купли-продажи до создания совместных предприятий.

Вместе с тем в данной области, как и в ряде других, наблюдаются  негативные моменты, специфические  для России.

Дело в том, что международный  бизнес в нашей стране возник, по существу, одновременно с бизнесом как таковым. До конца 80-х гг. предпринимательство  осуществлялось только в «теневой»  форме и жестко преследовалось в  уголовном порядке. Закон о кооперации, пробивший первую серьезную брешь  в этой стене, не только разрешил заниматься хозяйственной деятельностью в  своих интересах неограниченному  кругу желающих, но и дал им право  создавать совместные предприятия  с зарубежными партнерами и осуществлять иные формы международных контактов.

Но новые условия деятельности требовали новых знаний, подходы и навыки, соответствовавшие плановой экономике, мгновенно устарели. Теоретические построения и методические разработки по менеджменту, маркетингу и другим социальным дисциплинам, развивавшимся на Западе, оказались, наконец, широко востребованы и в нашей стране. Поэтому сегодня особенно актуальными становятся организационные механизмы управления международной компанией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ

  1. 1. Понятие и структура международного менеджмента

 

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Структура международного менеджмента включает в себя пять основных сфер управления фирменным бизнесом:

• исследование, анализ и  оценка внешней среды бизнеса  и внутренней среды организации;

• процессы коммуникации и  принятия решении (включая модели и  методы);

• базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

• вопросы групповой динамики и руководства;

• вопросы эффективности  деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом) [1].

Оперирование управлением в иноязычных странах заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды. И в первую очередь всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурентные преимущества: экономика, политика, право, культура, социальные процессы и иные аспекты жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом, как отмечалось, знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ролей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опасностей — в негативном варианте).

К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального страхового обеспечения управленческих решений. Здесь и в дальнейшем имеется в виду достаточно развитый международный бизнес, то есть соответствующий уровень глубины его проникновения в интернациональную деловую среду.

Что касается внутренней среды  фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же мульти-национальной средой. Хотя внешне такие определяющие категории, как цели, структура, разделение труда внутри фирмы, координация, и уж тем более технологические, не несут в себе значительных отличий от национальной модели, но что касается людей, их потребностей, восприятия, ожиданий и, главное, ценностей и целей поведения — этот взгляд становится более чем спорным. И причина все та же — необходимость учета национально-культурных факторов.

Для современного уровня развития всемирного хозяйства характерна интернационализация  экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В конце 90-х годов  в мире действовало более 42 тыс. многонациональных  предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений  в большинстве стран мира [2].

Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпорации (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».

Несколько другое определение, основывающееся на характеристике общих  результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».

Наконец, согласно Питеру Друкеру, исповедующему бихевиористический подход, базирующаяся в США компания может быть названа многонациональной, если «ее штаб-квартира расположена в США, но ее организация, производственная деятельность, устремления не ограничиваются пределами США, высшее руководство корпорации не замыкается на каком-то одном регионе, управленческий персонал мыслит и действует исходя из требований международного бизнеса, не ограничивая свою деятельность национальными рамками, в том числе патриотическим чувством».

Справедливым будет следующее  обобщающее определение: многонациональные  компании - это компании, которые  осуществляют международный бизнес, размещая свои подразделения в различных  странах мира с целью наилучшего обслуживания рынков, повышения эффективности  и конкурентоспособности и эффективного доступа к ресурсам и факторам производства, снижения рисков.

Снижение затрат достигается  по мере расширения производства («эффект  масштаба»), накопления опыта и выгодного  размещения. Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.

МНК через свои зарубежные предприятия получает возможность  доступа к дополнительным (возможно, более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам зарубежных стран [3].

Снижение рисков достигается  путем страновой (региональной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.

Наряду с термином «многонациональный»  в научной, специальной и деловой  литературе используется и целый  ряд сходных понятий, например, «транснациональные», «глобальные», «международные». Термин «транснациональная корпорация" (ТНК) в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим  бизнес более чем в одной стране. В последнее время ряд ученых стали использовать его в отношении  компаний, реализующих соответствующие  стратегии, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся  к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокочувствительных к  разно-национальной внешней среде. Следует также уточнить, что ранее термин «транснациональная компания» иногда использовался в отношении фирмы, образовавшейся в результате слияния двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны. Примером таких фирм являются англо-голландская компания Royal Dutch/Shell, шведско-швейцарская компания ABB.

Итак, термин МНК можно  считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.

Основные принципы организации  МНК следующие:

- корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

- ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

- наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;

- бессрочный характер существования МНК.

Во всемирном хозяйстве  МНК оказывают влияние на экономический  рост национальных хозяйств и в целом  мирового хозяйства, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогресса, на рост эффективности производства. Велика также роль МНК с точки  зрения совершенствования форм менеджмента  и организационных структур, систем контроля и управления маркетинговым, производственно-технологическим и  кадровым потенциалом предприятия.

Многонациональная природа  современного бизнеса - свершившийся и, по-видимому, необратимый процесс. Корпоративная  интернационализация имеет много  форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких как машины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут производиться  за пределами страны окончательной  сборки этих товаров [4].

Другим примером корпоративной  интернационализации является приобретение контрольного пакета акций или полное поглощение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной  интернационализации является продажа  акций и других ценных бумаг на зарубежных рынках капиталов.

Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, сосредоточивается в трех основных направлениях:

- поиск и освоение новых рынков;

- поиск и использование эффективных ресурсов;

- использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках данной страновой и/или меж-страновой правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые рассматриваются  МНК при выборе рынков, ресурсов, форм вхождения в международный  бизнес:

- уровень экономического развития отдельных стран;

- природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);

- характеристики страновой демографии и культурных особенностей (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).

 

  1. 2. Задачи и проблемы международного менеджмента

 

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия. В общем смысле можно заключить, что международный менеджмент - это управление различными аспектами международной деятельности многонациональных компаний.

Информация о работе Организационный механизм управления международной компанией