Основные методологические принципы проектирования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:55, реферат

Краткое описание

Методология в буквальном значении (логос - наука, знание, и метод - путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Содержание

Введение

1. Ситуационные факторы, влияющие на проектирование организации

2. Факторы влияющие на организационную структуру

3. Основные формы проектирования организации, их достоинства и
недостатки

4. Новые формы структур организации

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Основные методологические принципы проектирования систем управления.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Минский институт управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КСР по предмету «Менеджмент»

 

 

 

Тема: Основные методологические принципы проектирования систем управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Группы 110001с

Факультета экономики

Захарчук Дмитрий

 

 

 

 

Минск 2013

План

 

Введение

 

  1. Ситуационные факторы, влияющие на проектирование организации

 

  2. Факторы влияющие на организационную структуру

 

  3. Основные формы проектирования организации, их достоинства и

недостатки

 

  4. Новые формы структур организации

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Методология в буквальном значении (логос - наука, знание, и метод - путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:

1) получение, создание нового знания;

2) структурирование этого знания  в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

3) организация использования новых  знаний в общественной практической  деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы - это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются:

1) эксперимент;

2) тестирование, анкетирование и  интервьюирование и другие методы получения экспертной информации;

3) изучение документации организации;

4) моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов.

Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели.

 

 

 

 

Ситуационные факторы, влияющие на проектирование организации

 

Среди учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на "s", эта концепция получила название "7-S".

Ключевыми составляющими являются следующие:

стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.

 

 

 

 

Факторы влияющие на организационную структуру

 

Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с миссией, целями, другими функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках определенного вида ОСУ осуществляется менеджмент (от движения информационных потоков до принятия управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. ОСУ сравнивают с каркасом здания системы менеджмента, построенным для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись качественно и своевременно. Если не будут четко определены и скоординированы отношения между работниками и организационными подразделениями, специализация будет неэффективна. Делегирование полномочий - основной процесс, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения персонала в организации.

На организационную структуру влияет:

Географическое расположение организации. В случае, если регионы достаточно изолированы один от другого, происходит делегирование прав в принятии решений и, в святи с этим, в структуре появляються функциональные подразделения, а если они имеют самостоятельный статус, то применяют дивизионную структуру.

Влияние технологии, которое состоит в том, что она должна быть такой, чтоб позволяла совершать технологические инновации.

Отношение менеджеров к нетрадиционным формам строения организации. Работники творческого направления склонны к структурам, которые дают возможность свободы и самостоятельности.

Динамизм внешней среды. Если среда стабильная, мало меняется, то структура может быть механичной - мало гибкой; если среда динамическая, то структура должна предвидеть высокий уровень децентрализации, наличие больших прав в структурных подразделениях в принятии решения.

Стратегия имеет большое влияние на выбор организационной структуры. Совсем не обязательно изменять организационную структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии, но обязательно необходимо установить отвечает ли стратегии существующая структура, а уже потом вносить изменения, если есть в этом потребность.

Отсюда вывод: организационная структура, которая устанавливает границы структурных подразделений и формальные связи между ними, выступает в роли "позвоночника" организации, которая устанавливает отношения внутри организации, выступает организационная культура. Она выглядит, как ценности, которые делятся членами организации, нормы поведения, верования и др.

 

 

 

 

Основные формы проектирования организации, их достоинства и недостатки

 

Результат организационных усилий фирмы может быть отображен на организационной схемы - простом нанесении линий и боксов, которые показывают, как фирма организована. Бокси представляют виды деятельности фирмы и людей, которые их выполняют. Линии указывают на связь между ними. Число горизонтальных рядов боксов указывает на то, сколько уровней управления имеет организация. Организация динамическая и действует ежедневно. Поэтому могут быть кое-какие отклонения от того, что было запланировано в схеме.

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работы, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей имеет немалое влияние на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить целые организации, ориентированных на их достижение.

Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и рабочими организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и людских элементов.

Вот почему организационную структуру какой-либо коммерционной фирмы, больницы, банка, бюджетного учреждения нужно рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее деятельность и эффективность влияют:

действительные взаимосвязи, которые образуются между людьми в процессе работы;

действующая политика, пособия и метод, которые влияют на человеческое поведение;

полномочия и функции работников организации на разных уровнях управления (низшему, среднему, высшему).

 

Проектирование организации связано с принятием ее руководства решений, которые имеют отношение ко многим областям жизнедеятельности организации. Это касается таких элементов, как:

разделение труда и специализация;

департаментализация и кооперация;

связь в организации и координация;

масштаб руководства и контроля;

иерархия организации и ее цепочность;

разделение прав и ответственности;

централизация и децентрализация.

Разделение труда и специализация. Эффективного и продуктивного функционирования организации невозможно достичь, если один из ее членов или одна из ее частей делает все, чем занимает организация, или тогда, когда все ее члены или ее части делают тоже самое. Поэтому в какой-либо организации существует разделение труда между ее членом или частями. Разделение труда в управлении приводит к образованию в организации все новых и новых видов работ.

Департаментализация и кооперация. Рост специализации отдельных работ в организации ограничивается возможностями по их координации. Решить эту проблему можно, если начать группировать похожие работы и их исполнителей, то есть начать выполнять отмеченное организационное отделение исполнителей похожих работ. Данный процесс организационного отделения называется департаментализацией. С помощью департаментализации организация может расширяться практически безгранично.

Связи в организации и координация. В организации, которая состоит из многих подразделений, должна происходить определенным методом координации их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность стойких связей в организации. Без связей и фактического взаимодействия частей не может быть организована целостность.

В организации выделяют разные типы связей. Все зависит от того, какой критерий взят за основу их классификации. Чаще всего анализу подвергаются такие пары связей в организации: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные; формальные и неформальные; прямые и непрямые.

 

 

 

 

Новые формы структур организации

 

В последнее время формируются новые типы организаций. К числу таких новых типов относятся эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная организация, предпринимательская организация и, наконец, организация, ориентированная на рынок.

Эдхократическая организация В настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических (от англ, adhocracy) за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.

Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения цел ей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добирается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками. формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.

Информация о работе Основные методологические принципы проектирования систем управления