Основные механизмы антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

Всякое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут превращать его в должника.
Действующим законодательством (национальным и международным) предусмотрено, что кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств и возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

Содержание

1 Антикризисное управление и регулирование.
2 Правовые основы антикризисного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

21.10 Основные механизмы антикризисного управления.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный  университет

Имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ)

 

 

 

 

Кафедра "Менеджмента и маркетинга"

 

 

 

 

Дисциплина: «Управление персоналом»

На  тему : «Основные механизмы антикризисного управления»»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил : ст. гр. МН-109

Гусейнов Т.С.                                                                                                    

                                                                                Проверила:

Родионова Н.В.

                                                                                               

 

 

 

 

Владимир 2013

Содержание

1 Антикризисное  управление и регулирование.

2 Правовые  основы антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Обязательства, неплатежеспособность, несостоятельность и банкротство

Всякое  предприятие, осуществляющее хозяйственную  деятельность, вступает в отношения  с налоговыми органами, банками, другими  предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений  у предприятия возникают обязательства, которые могут превращать его  в должника.

Действующим законодательством (национальным и  международным) предусмотрено, что  кредитор имеет право требовать  от должника исполнения обязательств и возмещения убытков, причиненных  неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

Различают следующие группы обязательств:

а) Обязательства перед фискальной системой включают налоги, штрафы и пени перед бюджетом (республиканским и местным), а также перед различными фондами. Эти обязательства подлежат исполнению независимо от воли предприятия;

б) Обязательства перед финансово-кредитной системой, в том числе обязательства перед банками, финансовыми компаниями, если предприятие взяло заем в денежной форме или в форме ценных бумаг на основе кредитного договора. К этой группе относят также обязательства перед страховыми компаниями, когда предприятие как бы берет будущий заем под свои страхуемые риски;

в) Обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Эти обязательства возникают в результате договора с другими предприятиями или предпринимателями.

г) Обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.п.

Обязательства предприятия, возникающие в ходе его хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.

Ненадлежащее исполнение обязательств может быть вызвано:

1. Необязательностью как стилем взаимодействия с партнерами, когда предприятие-должник располагает ресурсами, достаточными для выполнения своих обязательств.

2. Дефицитом или кризисом возможностей предприятия-должника для исполнения обязательств.

Необязательность как стиль  взаимодействия конкретного предприятия влечет за собой отказ партнеров от взаимодействия с ним, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством. В этом случае кредиторы сохраняют шанс на выполнение обязательств должником без особого ущерба для себя. Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для выполнения своих обязательств, принципиальным является вопрос о способности выполнения обязательств без ущерба для всех его кредиторов.

Предприятие, которое из режима исполнения обязательств в срок переходит в кризисную зону ненадлежащего исполнения, исполнения со сбоями и срывами сроков, вплоть до безнадежного состояния погасить долги, становится как партнер неплатежеспособным или несостоятельным.


  Неплатежеспособность является переменной характеристикой, которая может иметь различные градации – от эпизодической до устойчивой и хронической.

Устойчивая (хроническая) неплатежеспособность означает, что такое предприятие:

а) Поглощает ресурсы или средства кредиторов. Это могут быть средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д. При этом выполнение обязательств по оплате этих ресурсов и средств производится с задержкой или ожидание их исполнения становится безнадежным.

б) Формирует (создает) недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что приводит  к дефициту средств  в бюджете.

Неплатежеспособное  предприятие является носителем  финансового ущерба кредиторам. Кредиторы, несущие убытки, пытаются истребовать  исполнение отдельных обязательств различными методами (в том числе  судебными). Как правило, вначале  они действуют отдельно и разрознено. Но, в конце концов, все кредиторы  приходят к согласованным совместным действиям против должника.

Неплатежеспособное  предприятие  ставит своих кредиторов перед выбором:

  1. дать предприятию определенный  шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление в рамках некоторого ограниченного во времени соглашения;
  2. выставить требования о ликвидации предприятия-должника и продаже его имущества, чтобы за счет  этого удовлетворить полностью или частично требования   всех кредиторов.

            Такой выбор  стоит не только  перед   кредиторами. Сам должник  также может принять решение  с учетом оценки своего кризисного  финансового состояния и своей  способности (или неспособности)  выполнить обязательства, то есть  должник может поставить вопрос  о соглашении с кредиторами  или о своей ликвидации как  предприятия самостоятельно, не  ожидая их совместных действий.

Цивилизованная процедура  ликвидации должника, продажи его имущества  и расчета с кредиторами  называется банкротством предприятия.


  Банкротство как юридический факт (событие) наступает по решению  арбитражного суда или после официального объявления должника о своем банкротстве при добровольной ликвидации. До этого момента правомерно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии. Однако на практике понятие «банкрот» широко употребляется как общая оценочная характеристика предприятия, испытывающего  устойчивые трудности в расчетах по обязательствам. В практике отношений должника и кредитора существуют различные понятия банкротства в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах применяет этот термин. Например, юрист всегда понимает под банкротством признание факта экономической несостоятельности арбитражным судом с соблюдением соответствующих процедур и правил, банкир обычно считает предприятие банкротом с момента прекращения им платежей и занесения платежных документов предприятия в соответствующую картотеку банка. Экономист (аналитик) рассматривает банкротство как процесс, в котором юрист и банкир фиксируют лишь отдельные признаки этого явления.

При трансформации экономики проблемы, характеризующиеся специфическими формами происходящих макроэкономических и микроэкономических изменений, оказывают  объективное влияние на создание условий неплатежеспособности реформируемых  предприятий. В то же время причины возникновения неплатежеспособности и банкротства не являются порождением только трансформации экономики, они имеют более глубокие корни, заложенные в рыночной системе хозяйствования (в рыночном механизме управления).

Как свидетельствует  мировая практика, банкротство следует рассматривать как неизбежное явление любого современного рынка, при котором несостоятельность предприятия используется как инструмент перераспределения капитала. В этом случае банкротство отражает  объективные процессы структурной перестройки экономики. Такая трактовка банкротства вытекает из сущности предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов и с риском экономических потерь.

В реальной экономике неопределенность всегда приводит либо к выигрышу, либо к убыткам. Взаимообусловленность прибыли и факторов риска формирует понятие банкротства. В силу этой взаимосвязи и обусловленности одним из первых признаков несостоятельности и наступающего банкротства является падение прибыльности предприятия ниже стоимости его капитала. Под стоимостью капитала принято понимать средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капиталу. Дивиденды, выплачиваемые кредиторам, перестают отвечать сложившимся рыночным условиям. Вложение средств в такие предприятия становится неэффективным для инвестора. 

Фактически  банкротство не возникает вдруг. Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до устойчивой (или хронической) неспособности удовлетворять требования своих кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Иными словами – банкротство является возможным юридическим итогом неблагоприятного развития финансового состояния предприятия, при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается.

 

 

 

 

 

 

2 Антикризисное управление  и регулирование

 

Антикризисное управление относится к микроэкономической экономической категории и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.

Неравномерность процесса функционирования рыночной экономики, колебания спроса и связанных  с ним объемов производства и  сбыта, возникновение глубоких спадов производства, характеризуемых как  кризисные ситуации, следует воспринимать как общую закономерность.

Эта закономерность всегда связана  с определенным характером жизненного цикла предприятия. Отличительной особенностью кризисных ситуаций является то, что они возникают на всех стадиях жизненного цикла, а реализация  процедур антикризисного управления начинаются лишь на определенном этапе: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило,  неплатежеспособностью предприятия.

Ранним индикатором развития кризисных явлений и тенденций в деятельности предприятия, ведущих к его несостоятельности и банкротству является падение прибыльности предприятия ниже уровня стоимости его капитала. Это падение прибыльности и последующая тенденция падения платежеспособности и ликвидности предприятия следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов, которые можно разделить на две группы: а) внешние по отношению к предприятию, на которые оно может влиять только незначительно; б) внутренние, связанные с организацией деятельности самого предприятия.

Банкротство является следствием совместного действия обоих групп  факторов, доля вклада которых в  развитие кризиса различна. По имеющимся оценкам (по статистике) в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой степень влияния на банкротство этих групп определяется следующим соотношением (долей причастности к банкротству): 1/3 – внешние факторы, 2/3 – внутренние. В то же время 90% неудач малых американских фирм связывают с неопытностью американских менеджеров (в этих фирмах), некомпетентностью их руководства и его (руководства) несоответствие изменившимся условиям, а также злоупотребления. В трансформирующейся экономике эти соотношения имеют другую тенденцию, когда влияние внешних факторов становится более значимым (инфляция, налоги, государственное регулирование цен и т.д.).

Внешние факторы в  свою очередь могут быть разделены  на национальные и международные.

Внутренние факторы  можно сгруппировать по пяти группам: 1) конкурентная среда и рыночная позиция предприятия; 2) принципы деятельности (включая управление); 3) ресурсы предприятия  и их использование; 4) применяемые  маркетинговые стратегии и политики (концепция маркетинга); 5) качество и уровень финансового менеджмента.

 

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях управления неблагополучными предприятиями с использованием антикризисных процедур. Например, система раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления  предприятием-должником состоит из следующих основных функциональных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния и оценки перспектив развития конкретного бизнеса (бизнесов) предприятия.

2. Маркетинговая деятельность (маркетинговые исследования, разработка и реализация концепции маркетинга, обеспечивающей реализацию стратегии финансового оздоровления и реабилитации предприятия-должника).

Информация о работе Основные механизмы антикризисного управления