Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:32, реферат

Краткое описание

Процесс формирования целей составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере. Основной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
Определение цели управления инновацией.
Выбор стратегии менеджмента инновации.

Содержание

Введение
1.Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации
2.Индикаторы инновационного состояния организации
3. Показатели инновационной деятельности организации
4. Система сбалансированных показателей в организации
5.Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

Введение

1.Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации

2.Индикаторы инновационного состояния организации

3. Показатели инновационной деятельности организации

4. Система сбалансированных показателей в организации

5.Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших составляющих деятельности производственного предприятия  является инновационная деятельность. Инновационная деятельность часто  трактуется как деятельность, связанная  с использованием новых (высоких) технологий. Многие организации пытаются в том  или ином виде осуществлять инновационную  деятельность самостоятельно или через  создаваемые специально для этого  дочерние структуры или инновационные  центры, призванные способствовать продвижению  и использованию инновационной  продукции.

Инновационная деятельность предприятия - это деятельность, направленная на использование результатов научных  исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования  технологии ее изготовления. Необходимость  инновационного развития любой организации  предъявляет новые требования к  содержанию и методам управленческой деятельности в этой организации.

Инновационный менеджмент - это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей, и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный период времени.

Цель в управлении инновациями - это требуемое или желаемое состояние  инновационной системы в планируемом  периоде, выраженное совокупностью  характеристик. Цель организации или  деятельности должна устанавливать  определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий.

Процесс формирования целей  составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом  всех плановых расчетов в инновационной  сфере. Основной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

Определение цели управления инновацией.

Выбор стратегии менеджмента  инновации.

Определение приемов управления инновацией.

Разработка программы  управления инновацией.

Организация работ по выполнению программы.

Контроль за выполнением намеченной программы.

Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Корректировка приемов менеджмента  инновации.

Инновационный менеджмент базируется на следующих ключевых моментах:

Поиск идеи, служащей фундаментом  для данной инновации.

Организация инновационного процесса для данной инновации.

1. Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся: инициация инновации; маркетинг инновации;

выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации; диффузия (распространение) инновации.

Контроль перехода от одной  операции инновационного процесса к  другой является действенным инструментом управления процессом внедрения  инновации. Успешность внедрения инновации  в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения  по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в  первую очередь от согласованности  смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих  соответствующие операции.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Роль инноваций в современной  экономике.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Роль инноваций в экономическом  развитии меняется совместно с изменением критических факторов производства, конкурентного преимущества и особенностей технологии менеджмента.

Роль инноваций в развитии предприятия.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего  на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это  характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские  свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности  товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж организации, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую  привлекательность. Исходя из этого  формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение  следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

По существу, основа современной "философии успеха" заключается  в подчинении интересов фирмы  целям разработки, производства и  сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения  изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного  цикла товара».

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях  жизненного цикла, под силу лишь крупным  компаниям. Небольшие фирмы вынуждены  идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

* фирма-новатор, занимающаяся  прежде всего вопросами нововведений;

* инжиниринговая: фирма,  разрабатывающая оригинальные модификации  товара и его дизайн;

* узкоспециализированный  изготовитель - чаще всего субпоставщик  относительно несложных изделий  массового выпуска;

* производитель традиционных  изделий (услуг) высокого качества.

Небольшие организации особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Крупная  же организация обычно неохотно идет первой на производство принципиально  новой продукции. Последствия возможной  неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся организации.

Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.

3. Индикаторы инновационного состояния организации

2. Показатели инновационной деятельности организации

Для оценки инновационной  активности организации и ее инновационной  конкурентоспособности в отечественной  и зарубежной практике широко применяются  показатели инновационной деятельности организации.

Такие показатели, можно  разбить на следующие группы: затратные; показатели по времени; показатели обновляемости и структурные.

Затратные показатели:

удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

затраты на приобретение инновационных фирм;

наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели, характеризующие  динамику инновационного процесса:

показатель инновационности  ТАТ,

длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

длительность подготовки производства нового продукта;

длительность производственного  цикла нового продукта.

Показатели обновляемости:

количество разработок или  внедрений нововведений-продуктов  и нововведений-процессов;

показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических  достижений);

объем экспортируемой инновационной  продукции;

объем предоставляемых новых  услуг.

Структурные показатели:

состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);

состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты  фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

Широко используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn - around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.

4. Система сбалансированных показателей в организации

Состав и структура  сбалансированных показателей, определяющих условия и возможности развития инновационного потенциала организации  определяются посредством систематического анализа составляющих стратегической карты с целью сопоставления  действительного уровня отдельных  потенциалов в определенный момент с существующими представлениями  об этом уровне.

Информация о работе Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях