Отчет по практике тренд в моде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:39, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования: студенты УГГУ

Предмет исследования: отношение студентов г. Екатеринбурга, УГГУ к моде.

Цель работы – оценить отношение студентов УГГУ к моде.

В процессе работы проводился анкетный опрос студентов УГГУ посредством специально разработанной анкеты.

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 132.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
по дисциплине: методы прикладных исследований в социологии 
 
на тему:  «Отношение студентов УГГУ к моде»

 
Выполнила: Коробкова С. А. 
 
Проверила: Веселова Н. А. 
 

 

 

Отчет по практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Отчет  состоит из 38 страниц,  2-х частей, 23 таблиц, 3 рисунков, 7 литературных источников, 2-х приложений.  
 
Основные понятия, использованные в исследовании:   
 
Тренд

Тренд в моде

Стиль одежды  

Проблема исследования: существует потребность  в информации о том, как студенты города Екатеринбурга, УГГУ, относятся к моде.

 
Объект исследования:  студенты УГГУ 
 
Предмет исследования: отношение студентов г. Екатеринбурга, УГГУ к моде. 
 
Цель работы – оценить отношение студентов УГГУ к моде. 
 
В процессе работы проводился анкетный опрос студентов УГГУ посредством специально разработанной анкеты.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ  
 
Введение. 4 
 
1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «Отношение студентов УГГУ к моде». 5 
 
1.1. Методологический раздел программы. 5 
 
1.1.1   Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы, 5 
 
объекта, предмета  и цели исследования. 5 
 
1.1.2   Степень изученности проблемы «Молодёжь и мода». 5 
 
1.1.3. Содержание и определение основных понятий,  используемых в теоретической схеме. 10 
 
1.1.4. Определение частных задач. 10 
 
1.1.5.   Формулировка гипотез. 11 
 
1.2. Процедурный раздел программы. 12 
 
1.2.1. Характеристика эмпирического объекта исследования и обоснование типа и метода построения выборки. 12 
 
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 12 
 
2.1. Описание и интерпретация первичных данных. 12 
 
2.2  Основные выводы и рекомендации. 16 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 19 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 20 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 23

 
Введение

 
Актуальность данной темы «Отношение студентов к моде» обусловлена, прежде всего, большим количеством различных направлений модных тенденций. 
Тема широко изучена такими социологами, как Е.Я. Басина, А.Б. Гофмана, К.М. Кантора, И.С. Кона, В.М. Красина, Jloep P., В. Терина, В.И. Толстых, В.Б. Элькиной, В. Брун, М. Верт, JI.M. Горбачева, В.И. Казаринова, О.Д.Кащенко, Т.В. Козлова, Т.В. Кузнецова, Т.Б. Любимора, З.Л. Совдагарова, Г. Спенсер, М. Тильке, Е.Н. Устюгова, А.Г. Харчев, Г.Г. Шуби.

 

Материалом для социологического исследования выступают результаты анкетного опроса студентов УГГУ. Анкета по теме «Отношение студентов УГГУ к моде» представлена в приложении. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

на тему «Отношение  студентов  УГГУ к моде».

1.1. Методологический раздел  программы.

1.1.1  Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы,

объекта, предмета  и цели исследования.

 
Проблема – существует потребность  информации о том, как  студенты УГГУ относятся к моде. 
Объект исследования: молодежная мода. 
 
Предмет исследования: отношение  студентов города УГГУ к моде. 
 
Цель исследования – оценить отношение студентов УГГУ к моде.

1.1.2  Степень изученности проблемы «Молодёжь и мода».

Мода – неоднозначный  и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых  различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее  значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно  связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.

Сегодня мода во многом детерминирует  мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности  человека – творческое стремление к воспроизводству индивидуального  и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть  как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.

По мнению некоторых исследователей, специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи (А.Б. Гофман). И это закономерно, поскольку  мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Представители молодежи находятся на таком этапе социализации, когда общественные условия интериоризируются ими наиболее основательно, их субъективная жизнь постоянно утрачивает равновесие. Именно в этот период модное поведение становится значимым, предоставляя возможности определения, фиксации и упрочнения предрасположений, установок, вкусов, интересов и потребностей молодого человека.

Однако не стоит забывать, что молодежь – основной стратегический ресурс обновляемой России. Поведение, цели и ценности современной молодежи – это индикатор состояния  и функционирования в обществе самых  различных институтов – семьи, образования, политической власти и многих других. Тем самым актуализируется задача осмысления влияния моды на социальное поведение студенческой молодежи. Актуальность подобной задачи детерминирована предметным полем социологии, постоянно инициирующим исследования по молодежной проблематике.

Анализ модного поведения  студенчества выступает важной задачей  не только в социологии молодежи, но и в практической реализации молодежной политики. В этой связи проблема объяснения поведенческих трансформаций  студенчества как самой активной и интеллектуальной части молодежи в российском обществе напрямую связана  с необходимостью изучения влияния  моды на идентификационные процессы этой социальной группы. Не прояснив вопрос о специфике идентификационных  детерминантов модного поведения  молодежи, мы не сможем понять сущность и характер социального поведения  студенчества.

В этих условиях изучение проблемы влияния моды на социальное поведение  студенческой молодежи приобретает  большой теоретический интерес  и практическую важность как с  точки зрения внутренних проблем  социологического анализа, так и  для решения существенных задач  общественного развития.

Тема данной работы имеет  междисциплинарный характер и предполагает привлечение источников как из области  общей социологии, социологии моды и социологии молодежи, так и социальной психологии и культурологии. В зависимости  от аспекта проведенного исследования, все источники можно условно  разделить на несколько групп:

1. Классические работы  по социологии моды. Отдельные  характеристики моды рассматривались  в работах Ж. Лабрюйера, И.  Канта, А. Смита, сформулировавших  такие ее качества, как подражательность, цикличность, отсутствие внутренней  цели и социальность.

Предметом социологического анализа мода становится только в XIX в., когда сама социология оформляется  как наука. Существенный вклад в  социологию моды внесли Г. Спенсер, Г. Тард, Г. Зиммель, Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Куниг, Г. Блумер, Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр и др..

В рамках концепции подражания моду анализировали Г. Спенсер, Г. Тард, Г. Зиммель, которые рассматривали ее как процесс подражания высшим слоям общества.

В работах авторов теории демонстративного направления (В. Зомбарт, Т. Веблен, Р. Куниг) мода рассматривается как проявление буржуазного индивидуального имиджа, способного подчеркнуть классовые различия.

В работах Г. Блумера (концепция коллективного поведения) процессы моды представлены как элементарные формы поведения, которые проявляются в непреодолимой силе лжи слепого приговора анонимной толпы. Г. Блумер рассматривает моду как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире.

Труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Р. Сеннета и др. (семиотическое направление) указывают на знаковость как сущностное свойство моды.

Интересна, на наш взгляд, попытка Р. Сеннета синтезировать в некотором смысле идеи концепций демонстративного потребления и семиотического подхода.

Как бесспорное достоинство  теории представителя структурализма в социологии П. Бурдье можно отметить попытку интеграции позиций демонстративного и семиотического подходов к анализу моды.

2. Современные отечественные  исследования по социологии моды. В современной отечественной  социологической литературе анализу  современного состояния моды  в России посвящено значительное  число публикаций. Существенный  вклад в разработку социологических  проблем моды внесли научные  труды Е.Я. Басина, В.И. Ильина, А.В. Конева, В.М. Краснова, В.А. Крючкова, Т.Б. Любимовой, Л. Орловой, Л.Э. Попова и др.

Среди отечественных исследователей необходимо отметить В. Толстых, Е.А. Басина, В. Краснова, А. Харчева и др., выпустивших в 1973 г. книгу «Мода: за и против», в которой авторы пытались проанализировать противоречивость моды как социального явления, а также ее место и роль в отечественной культуре. Данная работа, несмотря на ранний год издания, относится к числу наиболее часто цитируемых в российской социологии моды.

Одним из направлений анализа  моды как социального явления  в отечественной литературе является проблема соотношения моды и ценности. Так, статья Т.Б. Любимовой «Мода  и ценность» посвящена анализу  ценностной составляющей моды и предлагает типологизацию модных ценностей.

В последние годы был опубликован  ряд статей, монографий, зачастую носящих  дискуссионный характер и посвящённых  отдельным проблемам социологии моды, в том числе вопросам ценностной и нормативной природы моды. Среди  них особого внимания заслуживает  монографическое исследование В.И. Ильина, в котором автор обосновывает преимущественно нормативный характер моды.

3. Современные отечественные  исследования по социальной психологии  моды. В области психологии моды  обращают на себя внимание  серьезностью исследования работы  А.Б. Гофмана, Б.Д. Парыгина, Л. Ятиной, В. Ильина, Д. Ольшанского и др., которые объясняют феномен моды с социально-психологической точки зрения. Так, в работе А. Гофмана «Мода и обычай» автором приводится классификация потребителей моды, а также достаточно подробно вскрываются мотивы следования моде в обществе. Определение моды, данное Б.Д. Парыгиным в работе «Основы социально-психологической теории», многими исследователями признается как самое удачное в социально-психологическом аспекте.

Богатый эмпирический материал был собран и проанализирован  в исследовании М.И. Килощенко «Психология моды: теоретический и прикладной аспект».

4. Социологические исследования, посвященные проблеме социального  поведения молодежи. Проблема социального  поведения всегда вызывала огромный  интерес со стороны исследователей. Ее исследовали в своих научных трудах такие известные зарубежные социологи, как Г. Блумер, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Терборн, Р. Мертон и др. Среди отечественных социологов обращают на себя внимание исследования социального поведения молодежи Е.А. Ануфриева, О.В. Бондаренко, П.И. Бабочкина, М.О. Мна-цаканян, В.А. Ядова, Н.Ф. Наумовой и др.

Социальные и социально-психологические  механизмы формирования социальной идентичности молодежи были раскрыты в своих исследованиях одним из наиболее авторитетных исследователей в области социального поведения и социальной идентификации российским социологом В.А. Ядовым.

Однако в отечественной  научной литературе проблема влияния  моды на социальное поведение студенчества остается мало исследованной и до сих пор не получила должного теоретического осмысления. Даже в работах, специально посвящённых теории моды и социальному  поведению молодежи, вопрос о модном поведении учащейся молодежи практически  не акцентируется.

 

1.1.4. Содержание  и определение основных понятий,  используемых в теоретической схеме.

Мо́да- (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды также включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела (например, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI века ценится стройность).

 

Тренд- (от англ. trend — тенденция, произносится «трэнд») — основная тенденция изменения временного ряда. Тренды могут быть описаны различными уравнениями — линейными, логарифмическими, степенными и т. д. Фактический тип тренда устанавливают на основе подбора его функциональной модели статистическими методами либо сглаживанием исходного временного ряда.

 

Тренд в моде — актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды.

 

Стиль одежды — определённая акцентированность ансамбля (костюма в широком смысле), продиктованная следующими признаками (или их совокупностью): возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями.

Информация о работе Отчет по практике тренд в моде