Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:51, контрольная работа
Оценка деятельности подразделений управления персоналом — это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций. Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
24. Оценка деятельности
подразделений управления
Оценка деятельности подразделений управления персоналом — это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций.
Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом:
Показатели собственно экономической эффективности |
Показатели степени соответствия |
Показатели степени удовлетворенности работников |
Косвенные показатели эффективности |
Соотношение издержек, необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности;
Затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчете на одного работника;
Эффект воздействия отдельных кадровых программ на результативность деятельности работников и организации в целом;
Отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обслуживаемого персонала |
численности работников и числа рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава);
профессионально- |
работой в данной организации;
деятельностью подразделений управления персоналом |
текучесть кадров;
уровень абсентизма;
производительность труда;
показатели качества продукции (процент брака, рекламаций и
пр.);
количество жалоб
работников;
уровень
производственного травматизма и профзаболеваний |
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач.
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
Оценка деятельности кадровых служб опирается на критерии эффективности, выраженные в объективных показателях развития производства.
«Количественная оценка эффективности деятельности служб управления персоналом предполагает обязательное определение издержек, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать расходы, как на содержание персонала, так и на его пополнение и обучение».1
В составе расходов на персонал можно выделить следующие группы расходов:
Еще одним показателем, характеризующим деятельность служб управления персоналом, являются средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника, например:
и т.д.
При оценке эффективности отдельных кадровых программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников и организации в целом (повышение производительности труда, улучшение качества продукции, экономия ресурсов и т.д.).
Например, эффект воздействия программы обучения работников на повышение производительности груда и качества продукции, согласно методике американской компании «Хониуэлл», может быть определен по следующей формуле:
E = P ∙ N ∙ V ∙ K — N ∙ Z
где Р — продолжительность воздействия программы на производительность труда и другие факторы результативности; N — число обученных работников; V — стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних работников, выполняющих одинаковую работу; К — коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост результативности, выраженный в долях); Z — затраты на обучение одного работника.
«Стоимостная оценка различия в результативности представляет собой соотнесение (разность) оценок значения для фирмы результатов труда (могут быть учтены производительность труда, качество работы, экономия ресурсов) лучших и средних работников, исполняющих одинаковую работу».2 В условном примере стоимостная оценка различия принята в 15 тыс. долл. (что близко к реальным оценкам), эффект обучения (К) составляет 3/4 этой величины. Эффективность программы обучения 20 работников в предположении, что стоимость программы (в расчете на слушателя) составляет 1 тыс. долл., а эффект программы имеет место в течение двух лет, составит 430 тыс. долл. (2 х 20 х 15000 х 0,75 -20 х 1000).
Вторая группа показателей
оценки деятельности служб управления
персоналом, а именно укомплектованность
кадрового состава, оценивается количественно
— путем сопоставления фактической численности
работников с требуемой (расчетной) величиной
по трудоемкости операций или с плановой
численностью и численностью, предусмотренной
штатным расписанием; а также качественно
— по соответствию профессионально-
Степень удовлетворенности работников оценивается на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельных ее направлений.
Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации: общей удовлетворенности; удовлетворенности конкурентоспособностью продукции организации, организацией труда, продуктивностью труда, оплатой труда и т.д.
Типичные темы, затрагиваемые при обследовании удовлетворенности работников, приведены в таблице.
Вопросы, рассматриваемые при обследовании работников:
Отношение к рабочему месту |
Отношение к системам поощрения |
Отношение к руководству |
Отношение к организации |
Психофизиологические, санитарно-гигиенические, эргономические и эстетические условия труда
График и планирование работы
Назначения и перспективы
Требования к работе
Безопасность работы
Режим работы
Межличностные отношения
Адекватность обучения |
Оплата труда
Премирование
Социальные льготы
Профессионально-
продвижение
Статус и признание |
Возможности коммуникации
Стиль руководства |
Кадровая политика
Общая репутация организации
Взаимосвязи |
«Эффективность работы подразделений управления персоналом при анкетировании работников может быть оценена на основании следующих субъективных критериев:
степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления персоналом;
мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;
готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем;
доверительность взаимоотношений с работниками;
быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых данной службой другим подразделениям;
оценка качества информации и советов, выдаваемых службой высшему руководству».3
Данные, полученные в результате обследования мнений работников, анализируются, результаты сравниваются с итогами прошлых обследований, чтобы выяснить, есть ли позитивные или негативные изменения. Ответы со стороны различных подразделений сравниваются, чтобы определить, является ли положение в одних более предпочтительным, чем в других.
Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентизма.
Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр.
В этой связи представляется правомерным рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) — так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) — «пассивная» текучесть.
В любом случае текучесть довольно дорого обходится каждой организации и обществу в целом. Издержки на текучесть включают:
потери, вызванные простоями оборудования вследствие образования пустующих рабочих мест, снижением качества производимой продукции, ухудшением обслуживания оборудования и выработки работников перед их уходом из организации;
потери из-за пониженной производительности труда в период адаптации на новом рабочем месте, временного отсутствия перемещающихся работников в сфере общественного труда;
растущие затраты на выплату пособий по безработице, выходных пособий;
излишние затраты на набор, отбор и подготовку персонала, оформление приема и увольнения работников.
В то же время к текучести нельзя
подходить однозначно, поскольку процесс
текучести кадров выполняет ряд важных
позитивных функций: межотраслевого и
территориального перераспределения
рабочей силы, квалификационно-
Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в организации, в том числе и текучести, приводит к «окостенению» структуры коллектива.
Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период).
«Относительный показатель текучести — коэффициент текучести кадров — определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:
Кт = Рв / р ∙ 100
где Кт — коэффициент текучести; Рв — численность работников, уволенных по причинам текучести; р — среднесписочная численность работающих».4
Организации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер:
- улучшение организации труда и производства,
- сокращение монотонного, малоквалифицированного труда,
- оздоровление условий труда,
- устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации,
- индивидуальным способностям и интересам работников,
- организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации,
-улучшение жилищных и других бытовых условий,
-совершенствование оплаты и стимулирования труда,
- специальные меры по адаптации молодых работников.
Важно определить мотивы текучести — непосредственные причины увольнений отдельных работников или профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом:
- неудовлетворенность производственно-экономическими условиями (условиями и организацией труда, режимом работы, размером заработка, отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации);
- неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями (жильем, культурным и медицинским обслуживанием, обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями, транспортом и др.);
- мотивы личного характера (вступление в брак, рождение ребенка и др.);
- прочие мотивы.
Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервью или анкетирования увольняющихся работников.
Примерная схема анкеты по изучению мотивов текучести представлена ниже.
Анкета по изучению причин текучести
1. Удовлетворяет ли Вас в нашей организации:
- организация труда и рабочего места;
- условия труда и отдыха;
- система материального и морального поощрения;
- организация бытового обслуживания;
- организация досуга работников.
2. В нашей организации
Вы работали по своей
3. Были ли у Вас перспективы
должностного или
4. Сколько раз за последние 5 лет Вас повышали:
- в должности;
- в окладе;
- в категории (разряде).
5. Каковы Ваши взаимоотношения:
Информация о работе Оценка деятельности подразделений управления персоналом и ее показатели