Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 03:16, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие процесса управления социально экономическими организациями;
2. Изучить роли и основные функции руководителя;
3. Исследовать как профессионализм руководителя влияет на качественное выполнение им своих ролей и функций.
Введение 3
1. Понятие руководителя и его место в системе управления социально-экономическими организациями 5
1.1. Понятие процесса управления социально-экономическими организациями 5
1.2 Роли руководителя 9
2. Профессионализм руководителя и его место в осуществлении им управленческой деятельности 16
2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие 16
2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность 21
Заключение 28
Список литературы 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
Южно-Сахалинский институт (филиал)
Кафедра менеджмента и торгового дела
контрольная работа
по дисциплине: «Информационные технологии в менеджменте»
на тему: «Оценка профессионализма менеджера»
Выполнил: студент ______ курса направления: _______________
_____________________________
заочной формы обучения,
группы _______________________ Шифр: _______________________
Ф.И.О.____________________
__________________________
Рецензент: _____________
Южно-Сахалинск
2014 г.
Содержание
Введение 3
1. Понятие руководителя и его место в системе управления социально-экономическими организациями 5
1.1. Понятие процесса управления социально-экономическими организациями 5
1.2 Роли руководителя 9
2. Профессионализм руководителя
и его место в осуществлении
им управленческой
2.1. Профессионализм управленческих кадров и его составляющие 16
2.2. Критерии профессионализма управленческой деятельности и их сущность 21
Заключение 28
Список литературы 30
Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Управленческая деятельность
представляет собой специфическую
разновидность трудового
Все вышеизложенное определяет актуальность темы.
Целью контрольной работы является исследование роли и функций руководителя в управлении социально-экономическими организациями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие процесса управления социально экономическими организациями;
2. Изучить роли и основные функции руководителя;
3. Исследовать как профессионализм руководителя влияет на качественное выполнение им своих ролей и функций.
В процессе написания работы
будет использована литература следующих
авторов: Мексон М.Х., Румянцева З.П., Мильнер
Б.З., Горшкова Л.А., Коротков Э.М., Литвинцева
Н.А., Иванов М., Афанасьев В.Г., Деркач А.
и т.д.
1. Понятие руководителя
и его место в системе
1.1. Понятие процесса
управления социально-
Управление - это процесс
планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для того,
чтобы сформулировать и достичь
целей организации. Суть управления
состоит в оптимальном
Управленческая деятельность требует выполнения руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления делится на специализированные функции для того, чтоб закрепить отдельные виды работы за определенными исполнителями и этим самым предоставить процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.
Функции - основная категория
управления, поскольку в них сливаются
воедино принципы, методы и само
содержание управленческой деятельности.
Общие или универсальные
К таким общим функциям относят:
1. Целенаправленность - данная
функция заключается в
2. Планирование - с помощью
этой функции определяются
3. Организация. Эта функция
управления формирует
4. Мотивация - это процесс
побуждения других людей к
деятельности для достижения
целей организации. Выполняя
5. Контроль. Эта функция
управления предполагает
В рамках данного исследования необходимо также определить что представляет собой социально-экономическая организация. Организация - это специфический социальный объект, выступающий одновременно коллективным субъектом скооперированной деятельности. Она также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных деятельностей в единый процесс во имя достижения общих целей. Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей.
Управленец - это социальный индивид, находящийся прежде всего «у права». Существуют правовые нормы, и управленец является держателем, охранителем и реализатором этих норм (например, распоряжение, приказ, директивное указание и т. п.). Но помимо норм имеются еще и правила стояния «у правила». Это тоже управление, инструментом которого являются должностные инструкции, наставления. Однако существует и более глубокий смысл, где управление - это стояние «у правды».
Формирование и интернализация единых правил и социальных норм, регулирующих поведение людей в организации, позволяет повысить устойчивость социальных взаимодействий поведения и деятельности участников. Власть нормы ограничивает власть руководителя.
Хотя управленец вносит существенный вклад в формирование и узаконивание норм и правил, регулирующих деятельность и деловые отношения, он не является их единственным творцом, поскольку их принятие предполагает конвенцию с исполнителями. Само установление этих универсальных социальных норм во многом ограничивает его произвол и позволяет обеспечить определенный уровень социального порядка без вмешательства управленца, сводя его деятельность к постановке общих целей, общему контролю и координации разнородной деятельности [3, с.193].
Объектом воздействия управленца являются организации, отдельные социальные индивиды и группы в целом. Это одна из самых сложных и разносторонних функций воздействия на работников организации, имеющих различные профессии, предполагающая разнообразные творческие и организаторские виды деятельности в условиях оперативного, весьма интенсивного режима служебной деятельности.
Свои функциональные обязанности управленец выполняет в определенной социальной среде. Будучи включенным в систему различных общественных отношений, он выполняет как минимум три взаимосвязанные социальные роли: гражданина РФ, управленца конкретной организации и непосредственного специалиста по штатно-должностному предназначению в реальном трудовом коллективе [4. с.125].
Таким образом, процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.
1.2. Роли руководителя
Руководитель - это человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.
Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.
Вертикальный принцип
разделения труда - это создание иерархии
уровней управления, чтобы скоординировать
горизонтально разделенную
Руководителей делят на три категории:
1. Руководители низшего
звена (операционные
2. Руководители среднего
звена. Они контролируют
3. Руководители высшего звена. Это самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения [6, с. 97].
Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы. Роли руководителя разделяют на три группы:
1) Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.
2) Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.