Персонал – основа успеха предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Одним из важных видов деятельности менеджеров при управлении человеческими ресурсами является приём на работу. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учётом места и времени, а также эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задачу. Существуют определённые технологии подбора персонала, многочисленные формы и методы отбора, с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1. Персонал – основа успеха предприятия………………………………………………………..4
2. Научно-методические принципы подбора персонала: системный подход и профессиография……………………………………………………………………………………………….7
3. Кадровое планирование………………………………………………………………………………12
4. Подбор кандидатов………………………………………………………………………………………15
5. Методы подбора персонала на вакантные должности………………………………18
6. Формирование кадрового резерва……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по управлению персоналом..docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

1. Персонал – основа успеха предприятия………………………………………………………..4

2. Научно-методические принципы подбора персонала: системный подход и профессиография……………………………………………………………………………………………….7

3. Кадровое планирование………………………………………………………………………………12

4. Подбор кандидатов………………………………………………………………………………………15

5. Методы подбора персонала на вакантные должности………………………………18

6. Формирование кадрового резерва……………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление персоналом является одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности  предприятия. Тем более что эффективность  предприятия в первую очередь  зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы  прироста вырабатываемой продукции, использование  материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим  условием развития производительных сил  страны и главным источником роста  национального дохода.

 

Управление персоналом - это система  механизмов и технологий кадровой деятельности в целях достижения определенных результатов. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается  как невозобновляемый ресурс или  человеческий капитал.

 

Одним из важных видов деятельности менеджеров при управлении человеческими  ресурсами является приём на работу. Задачей привлечения персонала  является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в  качественном и количественном отношении  с учётом места и времени, а  также эффективное соединение характера  решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту  задачу. Существуют определённые технологии подбора персонала, многочисленные формы и методы отбора, с помощью  которых фирмы и организации  отбирают наиболее подходящих им людей. Подбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Персонал – основа успеха предприятия

 

Руководители процветающих фирм любят  повторять, что главный потенциал  их предприятий, заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные  внешние условия, без хорошо подготовленного  персонала высокой эффективности  работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания  фирмы. Управление людьми имеет большое  значение для всех организаций –  больших и малых, коммерческих и  некоммерческих, промышленных и действующих  в сфере услуг. Без людей нет  организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь  своих целей и выжить. Человек  является важнейшим элементом производственного  процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для осуществления новых  инвестиций при создании нового предприятия  можно получить на рынке капиталов. Найти же компетентных сотрудников  намного сложнее.

 

Персонал предприятия – это  совокупность его сотрудников, работающих по найму при наличии трудовых взаимоотношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Персонал фирмы в современных  условиях – это та основа, на которой  только и возможно добиться рыночного  успеха. Наличие денежных и материальных успехов еще отнюдь не гарантия, а только предпосылка преуспевания. Надежным же фундаментом его являются работники, специалисты предприятия.

Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере  деятельности, профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации, наличие  психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности. Качественные характеристики предопределяют структуру персонала по категориям и по профессиям, специальностям, квалификационным признакам.

 

Персонал любой организации  делится на следующие категории:

  • Исполнители – люди, которые непосредственно исполняют ту или иную работу;
  • Технические работники – люди, которые не работают под непосредственным началом руководителя, но от их работы и отношений с руководителем зависит общий успех предприятия;
  • Руководители низшего звена. Это младшие начальники, в основном осуществляющие контроль над выполнением производственных заданий, использованием выделяемых ресурсов. Это, пожалуй, самая напряженная, наполненная разнообразными действиями работа, с которой начинают свою деятельность менеджеры. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой, необходимостью поиска оперативных решений при ограниченных информационных, коммуникационных, ресурсных возможностях, при наиболее частых общениях непосредственно с подчиненными и более редких с начальством высшего уровня. Типичными руководителями этой категории являются мастера, заведующие отделами, секциями, прорабы.
  • Руководители среднего звена. Эта категория руководителей призвана координировать действия руководителей низового звена. Типичными представителями являются начальники цехов, заведующие отделами, руководители филиалов. Руководители среднего звена часто возглавляют крупные структурные подразделения организации. Их деятельность связана со значительной работой по анализу производственной деятельности, планированию, взаимодействию с инженерно-техническими, экономическими, инспектирующими подразделениями. Они являются «буферами» между руководителями высшего и низового звена, наиболее ощутимо испытывают на себе воздействие внешней среды.
  • Руководители высшего звена. Эта менее значительная по численности категория, в организации их всегда всего несколько человек. Они отвечают за принятие важнейших решений, выстраивают организационную структуру управления в зависимости от рыночных изменений, определяют меры по борьбе с конкуренцией, постоянно работают на поддержание имиджа компании, нередко воздействуют на нормативно-законодательные изменения. Успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

 

Персонал работает на достижение определенных целей предприятия. Эффективность  его работы в значительной мере определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям предприятия. Лозунг «Кадры решают все» сегодня особенно актуален. Поэтому предприятия так  заинтересованы в привлечении наиболее способных сотрудников. Чем выше уровень развития работника с  точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее  совершенствуется и более производительно  используется вещественный фактор производства. Значительные средства направляются на гибкое и адаптивное использование  человеческих ресурсов, повышение творческой и организаторской активности персонала, развитие способностей и профессионализма работников, формирование гуманизированной организационной культуры.

2. Научно  - методические принципы подбора персонала: системный подход и профессиография

 

Подбор наилучших кадров – сложный и многоэтапный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы работы. Главные задачи кадровых служб могут быть представлены в виде следующих этапов работы с  персоналом:

1)Планирование кадров

2)Вербовка кадров

3)Отбор кадров

4)Определение зарплаты  и льгот

5)Профессиональная адаптация

6)Обучение персонала

7)Аттестация кадров

8)Перестановка кадров

9)Подготовка руководящих  кадров

10)Социальная защита  персонала

11)Юридические и дисциплинарные аспекты

 

Для успешного решения  указанных задач кадровые службы должны работать в тесном контакте с руководителями всех уровней и  узкими специалистами «человековедческих»  наук. Руководители лучше всех осведомлены  о требованиях, предъявляемых конкретной деятельностью к людям, занимающимся ею, о потребностях в кадрах, о  профессиональном мастерстве. В большинстве  случаев именно руководители делают запрос кадровым службам о подборе  требуемых специалистов. Хорошо, когда  руководители понимают при этом круг задач кадровых служб, а специалисты-кадровики  обладают коммерческим опытом и хорошо разбираются в каждодневных проблемах своей фирмы. В решении кадровых задач на всех этапах работы необходимы знания в области юриспруденции, экономики, социологии и психологии.

Системный подход к подбору  персонала представляет собой единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:

  • научно-методической
  • организационной
  • кадровой
  • материально-технической
  • программной

Научно-методическое обеспечение  определяет общую методологию отбора, научные принципы, методы, критерии, и применяемый математический аппарат. Большое значение имеют оценка и  проверка эффективности подбора, анализ и обобщение данных, разработка рекомендаций по совершенствованию работы кадровых служб.

 

Организационное обеспечение  подбора кадров – это комплекс научно-обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно  на разных этапах работы с целью  сокращения сроков и повышения качества отбора.

 

Кадровое обеспечение  подбора – это привлечение  всех необходимых специалистов на разных этапах работы: руководителей высшего  звена, руководителей соответствующих  подразделений, специалистов-мастеров, психологов, юристов, экономистов, внешних  экспертов.

Материально-техническое  обеспечение отбора – необходимое  финансирование проводимых мероприятий  и оснащенность их требуемой организационной  техникой.

Программное обеспечение  предусматривает автоматизацию  отдельных этапов подбора кадров с использованием соответствующих  компьютерных программ.

 

Научно-методические принципы подбора кадров следующие:

Комплектность – всестороннее исследование и оценка личности кандидата (изучение биографических данных, профессиональной карьеры, уровня профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья, мнение коллег о нём);

Объективность – повторяемость  результатов оценки указанных качеств  кандидата при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияние  субъективного мнения консультанта, принимающего окончательное решение;

Непрерывность – постоянная работа по вербовке и отбору лучших специалистов, формирование кадрового  резерва для руководящих должностей;

Научность – использование  в процессе подготовки и проведения подбора последних научных достижений и новейших технологий.

Научно методически обоснованный подбор кадров позволит избежать главной  и широко распространенной ошибки –  субъективности оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления  о человеке на последующее решение  о его приёме на работу. Чтобы  быть в своих оценках более  точным, необходимо более внимательно  анализировать различные детали, привлекать больше информации и быть готовым в любой момент скорректировать  свою оценку.

 

Научно обоснованный подбор кадров начинается с составления  профессиограммы – перечня требований, предъявляемых данной профессией, специальностью и должностью к человеку. Другими словами, прежде чем подбирать людей, необходимо детально и точно представлять, какими они должны быть. Перечень требуемых характеристик составляется по результатам специального научного исследования профессиографии.

Профессиография – это  технология изучения требований профессии  к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим  показателям, природным задаткам и  способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию  здоровья человека.

 

Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и  формирующих практических рекомендаций в целях повышения эффективности  профессионального труда. Профессиография  охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности:

1)социальные

2)социально-экономические

3)исторические

4)технические

5)технологические

6)правовые

7)гигиенические

8)психологические

9)психофизиологические

10)социально-психологические

 

Объём, глубина, и детальность  их изучения зависят от заказа руководства  фирмы.

Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу руководителей  кадровых служб. Управляющий персоналом получает готовый результат в  виде профессиограммы.

Успех любой организации  в современных условиях ускоряющегося  научно-технического процесса и усиливающейся  конкуренции зависит, в первую очередь, от её способности максимально эффективно отбирать персонал и использовать уже  имеющиеся в её распоряжении ресурсы  для достижения стоящих перед  ней целей. В свою очередь эта  способность во многом зависит от компетентности руководителей и  специалистов по управлению персоналом, владения современными методами управления персоналом. Подбор наилучших кадров – сложный и многоэтажный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы работы, без которых невозможно осуществлять подбор наилучших кадров. Только системный, научно методически  разработанный подход, позволяет  быстро и качественно решать проблему подбора персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кадровое планирование

 

Кадровое планирование является важнейшим  инструментом (средством, методом), используемым в управлении персоналом. Как составная  часть всей системы планирования деятельности предприятия оно не может не испытывать на себе влияние  изменений, происходящих при ориентации на рыночные отношения.

 

Система планирования на предприятии  включает в себя разработку стратегического  плана, долговременного плана, текущих  и оперативных планов, инвестиционных планов, бизнес-плана и т.д. Если стратегический план определяет главные цели предприятия  на 10-15 лет вперед, долговременный нацелен  на решение отдельных проблем  стратегии фирмы в течение  ближайших нескольких лет, то текущее  планирование увязывает все направления  деятельности предприятия и работу функциональных служб предприятия, в том числе и службу управления персоналом. Текущие планы носят  детальный характер.

Информация о работе Персонал – основа успеха предприятия