Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач :
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;

Содержание

Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса

1.1 Характеристика, особенности  и роль малого предпринимательства  в экономике страны

1.2 Развитие системы государственной  поддержки малого предпринимательства

Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области

2.1 Анализ состояния и  развития малого предпринимательства  в Волгоградской области

2.2 Проблемы, сдерживающие  развитие предпринимательства в  Волгоградской области

2.3 Меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области

Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области

3.1 Зарубежный опыт поддержки  малого предпринимательства

3.2 Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса в  России

3.3 Основные направления  развития системы поддержки малого  бизнеса в Волгоградской области

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени и от развития малого бизнеса. Но, создавая малые предпринимательские структуры, вряд ли кто-либо ставит своей задачей развитие именно экономики страны. Цели создания собственного бизнеса различны и более низменны и эгоистичны в нормальном смысле этого слова – работа на себя, самостоятельность, возможность проявить себя, прилично зарабатывать, получать доходы, эквивалентные своему уму и стараниям, и прочее, прочее, прочее.

Но, в то же время, особенностью малого бизнеса, как и другого любого законопослушного бизнеса, является его универсальность. То есть, развиваясь и функционируя в своих интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку.

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.

В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач :

- дать характеристику  малым предприятиям, а также рассмотреть  их роль в экономике страны;

- исследовать развитие  системы государственной поддержки  малого предпринимательства;

- провести анализ состояния  и развития малого предпринимательства  в Волгоградской области;

- рассмотреть проблемы, сдерживающие  развитие предпринимательства в  Волгоградской области;

- исследовать меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области;

- изучить зарубежный опыт  поддержки малого предпринимательства;

- рассмотреть проблемы  и перспективы развития малого  бизнеса в России;

- предложить основные  направления развития системы  поддержки малого бизнеса в  Волгоградской области.

Деятельность малых предприятий, вопросы регулирования и саморегулирования этой системы активно прорабатывались российскими учеными. В связи с этим хотелось бы отметить научные работы Л. Абалкина, А. Аганбегяна, П. Бунича, С. Брагинского, Е. Гайдара, В Гальперина, С. Глазьева, А. Добрынина, Г. Журавлевой, С. Ильина, А. Лившица, Б. Мильнера, Н. Петракова, С. Шаталина, Е. Ясина и др.

Существенный вклад в исследование проблем предпринимательства внесли зарубежные экономисты К. Веспер, Д. Гелбрэйт, П. Друкер, Д. Маклеланд, А. Маршалл, А. Смит, Ж-Б. Сэй, А. Шапиро, Й. Шумпетер и др.

Значительное внимание проблемам развития малого бизнеса и предпринимательства в современных условиях уделили российские ученые: В. Н. Афанасьев, Л. В. Бабаева, А. В. Виленский, А. Р. Горбунов, А. Н. Колесникова, Д. Н. Кузин, М. Г. Лапуста, Ю. М. Осипов, Л. Н. Прилуцкий, В. В. Радаев, Ю. А. Ровенский, Ф. И. Шамхалов и др.

Объектом исследования является механизм поддержки малого бизнеса на региональном и федеральном уровнях.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого бизнеса.

Теоретической основой исследования являются научные работы классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области предпринимательства, малого бизнеса, статистики, микро- и макроэкономики, теории управления.

Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.

В процессе работы над дипломной работой были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.

Структура работы . Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса

1.1 Характеристика, особенности  и роль малого предпринимательства  в экономике страны

Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям (критериям).

Говоря о понятии юридического лица следует отметить, что оно должно обладать рядом отличительных признаков:

1. Наличие обособленного  имущества (имущество, принадлежащее  предприятию по праву собственности, например недвижимость, по праву  хозяйственного ведения (субъектом  этого права являются государственные  предприятия), по праву оперативного  управления (субъектом права является  унитарное государственное предприятие), а также денежные средства  организации, находящиеся на расчетных  счетах в банках).

2. Приобретение и реализация  гражданских прав (имущественных  и личных неимущественных прав) от своего имени, а также самостоятельная  ответственность по своим обязательствам. В зависимости от видов деятельности  предприятие приобретает статус  некоммерческой или коммерческой  организации, статус определенной  организационно-правовой формы (общества, кооператива, фонда и т. п.).

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.

3. Возможность быть истцом  и ответчиком в суде. Правосудие  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности  осуществляется арбитражными судами  в Российской Федерации. Юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться  в арбитражный суд за защитой  своих нарушенных или оспариваемых  прав и законных интересов  в порядке, установленном Арбитражным  кодексом.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 208-ФЗ и подразделяются:

1) по цели деятельности

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.

2) по составу учредителей

Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.

Следует обратить внимание, что согласно данному критерию – как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, – не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.

До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.

Так нередко бывает достаточно сложно определить, выполняется или нет требование законодательства относительно состава учредителей. Например, такая ситуация часто наблюдается в открытых акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.

Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.

Следующий вопрос обусловлен неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.

Если же в спекулятивной игре будут участвовать акции относительно небольших компаний, то при достаточном интересе со стороны участников рынка будет происходить довольно частая смена владельцев акций, что приведет к постоянной необходимости определения статуса каждого из них, и соответственно постоянной потере и приобретении статуса субъекта малого предпринимательства в зависимости от статуса нового владельца пакета акций.

3) по средней численности  работников за отчетный период

Начиная с 2008 года к субъектам малого предпринимательства относятся фирмы, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона № 208-ФЗ.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малого предприятия или среднего предприятия.

Малыми предприятиями в настоящее время могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

– в промышленности – 100 человек;

– в строительстве – 100 человек;

– на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве – 60 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Для отнесения предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться ОК 029-2001 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее ОКВЭД).

Но не редкость ситуация, когда организация осуществляет несколько видов деятельности.

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предоставляемая законодательством альтернатива – годовой объем оборота или годовой объем прибыли – означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.

Информация о работе Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области