Перспективы стратегического управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

Сказанное объясняет актуальность темы работы и основную ее цель – исследовать стратегическое управление в современной организации. Это в свою очередь ставит несколько задач, последовательно разрешаемых в последующих главах:
– дать общее представление о понятие и сущности стратегического управления организации;
– проанализировать содержание и структуру стратегического управления современной организации;
– показать границы возможностей стратегического управления организации и его влияния на принципы построения управленческих структур.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность стратегического управления
2. Содержание и структура стратегического управления
3. Стратегическое управление – его границы и влияние на принципы построения управленческих структур
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 162.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  
   УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

«Перспективы стратегического управления фирмой»

                                                                          

                                                                           

 

Выполнил:

Магистрант Закарлюк К.А.

Специальность «Маркетинг»

1курс 2г.о.

По специальности «Менеджмент  и Маркетинг»

                                                                           

 

                                                                  

 

Алматы 2013

 

Содержание.

Введение

1. Понятие и сущность стратегического  управления

2. Содержание и структура стратегического  управления

3. Стратегическое управление –  его границы и влияние на  принципы построения управленческих  структур

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Значение  стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко  возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой  конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в  компании, но и вырабатывать стратегию  долгосрочного выживания, которая  позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В  прошлом многие фирмы могли успешно  функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с  повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно  важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Если  раньше считалось, что большой имеет  лучшие шансы победить в конкуренции  по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Оказаться без стратегического управления – значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое и управление и учитывают ее при  формировании своих управленческих структур, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Для успеха необходимы правильно выбранная стратегия и структура управления способная реализовывать эту стратегию. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию и управленческую структуру, тот быстрее достигает успеха.

В настоящее  время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания  в усложняющихся рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Сказанное объясняет актуальность темы работы и основную ее цель – исследовать стратегическое управление в современной организации. Это в свою очередь ставит несколько задач, последовательно разрешаемых в последующих главах:

– дать общее представление о понятие и сущности стратегического управления организации;

– проанализировать содержание и структуру стратегического управления современной организации;

– показать границы возможностей стратегического управления организации и его влияния на принципы построения управленческих структур.

Проблеме  стратегического управления посвящено  множество работ, но большинство  из них принадлежат зарубежным авторам  и лишь в последнее время этому  вопросу стало уделяться внимание в отечественной литературе. Эти источники, а также публикации в периодической печати стали базой для написания этой работы.

 

 

 

1. Понятие и сущность стратегического  управления

стратегический управление организация

Термин  «стратегическое управление» был  введен в обиход на стыке 60–70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.

Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Причем  в своем развитии, как теория, так и практика стратегического  управления пошла интенсивный период развития.

В послевоенные годы управление фирмами практически  каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения  бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.

Стратегичность управления 50–60-х гг. – это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.

Можно указать  на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными  разработчиками теории стратегического  управления. Шендел и Хаттен рассматривали его – «как процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление – «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».

Существует  еще целый ряд определений, которые  делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

Но для  того чтобы дать развернутое определение  стратегического управления, сравним  это управление с преимущественно  оперативным (назовем его обычным  управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведенное по ключевым характеристикам управления организацией рассмотрено в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение  оперативного и стратегического  управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг  с целью получения дохода от их реализации.

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск  путей более эффективного использования  ресурсов.

Взгляд вовне организации, поиск  новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация  к изменениям в окружении.

Учет фактора времени

Ориентация на краткосрочную и  среднесрочную перспективу.

Ориентация на долгосрочную перспективу.

Основа построения системы  управления

Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология.

Люди, системы информационного  обеспечения, рынок.

Подход к управлению персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных  работ и функций.

Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и  источник ее благополучия.

Критерии эффективности  управления

Прибыльность и рациональность использование производственного  потенциала.

Своевременность и точность реакция  организации на новые запросы  рынка и изменения в зависимости  от изменения окружения.


 

 

Обобщая рассмотренные особенности стратегического  управления и приведенные определения, становится возможным понимать стратегическое управление следующим образом: «Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей».

Практика  бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии  для каждой фирмы уникален, так  как он зависит от позиции фирмы  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах  осуществления стратегического  управления. Конечно, всегда следует  помнить, что стратегическое управление – это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем  и выбора стратегии, а также осуществления  стратегического планирования и  практической реализации стратегии. Однако в целом на практике стратегическое управление – это:

– симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям;

– высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов;

– активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

Стратегическое  управление должно давать ответы на следующие  три ключевых вопроса:

1. Каковы  цели нашей организации?

2. Каков  существующий и будущий профиль  нашего бизнеса?

3. Что  мы должны сделать, чтобы обеспечить  достижение поставленных целей?

Информация о работе Перспективы стратегического управления фирмой