Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:35, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры, составление плана адаптации работника при переводе на вышестоящую должность. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
1. рассмотреть построение системы управления карьерой в организации;
2. дать анализ факторам продвижения персонала;
Введение 3 стр.
Теоретическая часть 5 стр.
Практическая часть 20 стр.
Заключение 24 стр.
Список используемой литературы 26 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономики труда и управления персоналом
Факультет менеджмента
и маркетинга Специальность экономика
труда
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Планирование и развитие карьеры
Вариант № 4
Студент Скворцова О.В.
Курс 5 № группы ____1_____
Личное дело № 08МЭБ02803
Преподаватель д.э.н.,профессор
Бондаренко В.В.
Пенза – 2012
Содержание
Введение
Теоретическая часть
Практическая
часть
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Карьера- это индивидуально осознанная позиция и поведение связанные с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека.
Каждый человек в определённый момент начинает серьёзно задумываться о своём будущем, о будущей карьере. Знания о том, что такое карьера, какие существуют виды и модели карьеры, как управлять карьерой, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон помогут ему выбрать работу в организации, которая предоставляет ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; получать более высокую степень удовлетворения от работы; чётче представлять личные профессиональные перспективы, планировать другие аспекты жизни; целенаправленно готовиться к будущей профессиональной деятельности; повысить конкурентоспособность на рынке труда.
С другой стороны, организации, в которых карьера является процессом управляемым, получают:
1. Мотивированных
и лояльных сотрудников,
2. Возможность
планировать профессиональное
3. Планы развития
карьеры отдельных сотрудников
в качестве источника
4. Группу заинтересованных
в профессиональном росте,
В этом и заключается актуальность контрольной работы. Целью моей контрольной работы является рассмотрение основных способов планирования и развития карьеры, составление плана адаптации работника при переводе на вышестоящую должность. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
1. рассмотреть построение системы управления карьерой в организации;
2. дать анализ факторам продвижения персонала;
3. сделать выводы
по планированию и
Теоретическая часть
1.Построение системы управления карьерой в организации.
Профессиональное обучение подготавливает работника к выполнению различных производственных функций, традиционно ассоциирующихся с определенной должностью. В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей называется профессиональной карьерой.
Последовательность
должностей, занимаемых сотрудником
в одной организации,
Для одних людей карьера становится результатом
реализации детального долгосрочного
плана, для других (исследования показывают,
что таких большинство) - это набор случайностей.
Очевидно, что для успешного развития карьеры недостаточно
одних пожеланий сотрудника, даже если
они принимают форму хорошо продуманного
плана. Для продвижения по иерархической
лестнице необходимы профессиональные
навыки, знания, опыт, настойчивость и
определенный элемент везения.
Чтобы свести все
эти компоненты воедино, сотруднику
часто необходима внешняя помощь.
Традиционно он получал эту помощь
от родственников и знакомых, учебных
заведений, которые заканчивал, обществ,
в которых участвовал, и даже от государства,
которому платил налоги. В современном мире
важнейшим источником поддержки сотрудника
в развитии карьеры становится организация, в
которой он работает. Такое положение
вещей легко объяснимо – современные организации видят
в развитии своих сотрудников один из основополагающих
факторов собственного успеха и поэтому
искренне заинтересованы в развитии их карьеры. Не
случайно планирование и управление развитием
карьеры стало в последние 20 лет одной
из важнейших областей управления человеческими
ресурсами [2,c.300].
Планирование карьеры состоит в определении
целей профессионального развития
Рис.1 Карьераная лесница сотрудника
завода [6,c. 231]
Развитие карьеры называют те действия,
которые предпринимает сотрудник для
реализации своего плана и профессионального
продвижения.
Планирование и управление развитием карьеры требует
от работника и от организации (если она
поддерживает этот процесс) определенных
дополнительных (по сравнению с рутинной
профессиональной деятельностью) усилий,
но в то же время предоставляет целый ряд
преимуществ, как самому сотруднику, так
и организации, в которой он работает.
Осознание этих и других преимуществ побудило
руководство многих организаций создать
формальные системы управления развитием
карьеры своих сотрудников. Одной из наиболее
распространенных моделей управления
этим процессом стала модель партнерства
по планированию и развитию карьеры (см.
рис. 2).
Рис.2 Процесс
планирования и развития карьеры [7,c.200]
Партнерство предполагает сотрудничество
трех сторон - работника, его руководителя
и отдела человеческих ресурсов. Работник
несет ответственность за планирование и развитие
Отдел человеческих ресурсов играет роль
профессионального консультанта и одновременно
осуществляет общее управление процессом развития
карьеры в организации.
После приема на работу специалисты по
человеческим ресурсам проводят обучение
нового сотрудника основам планирования и
Следующим этапом является разработка
плана развития карьеры. Сотрудник должен
определить собственные профессиональные
интересы и методы их реализации, т.е. должность
(должности), которую бы он хотел занять
в будущем. После этого ему нужно сопоставить
собственные возможности с требованиями
к интересующим его должностям и определить,
является ли данный план развития карьеры реалистичным,
и если да, то продумать, что ему необходимо
для реализации этого плана. На данном
этапе сотрудник нуждается в квалифицированной
помощи со стороны отдела человеческих
ресурсов и собственного руководителя,
прежде всего, для определения своих возможностей
и недостатков, а также методов развития. Многие организации
Управление развитием карьеры является
сложным, требующим значительных ресурсов
процессом. К сожалению, само по себе наличие
этого процесса не гарантирует реализации
профессиональных амбиций всем сотрудникам организации.
Как всякий организационный
1. текучесть персонала (сравнение показателей
для сотрудников, участвующих в планировании и развитии
карьеры и не участвующих в этом процессе);
2. продвижение в должности (сравнение
процентных показателей (отношение получивших
повышение сотрудников к общему числу
сотрудников в группе) для сотрудников,
участвующих в планировании и развитии
карьеры и не участвующих в этом процессе);
3. занятие освободившихся ключевых должностей
(см. следующий параграф) сотрудниками организации и
принятыми со стороны;
4. проведение опросов сотрудников, участвующих
в планировании и развитии карьеры.
Системы развития карьеры стали возникать
в Соединенных Штатах еще в конце 50-х годов
и широко распространились по миру к началу
80-х, став к этому времени практически
обязательным элементом системы управления
персоналом. Однако сегодня ученые и руководители
начинают задаваться вопросом об эффективности
и целесообразности данного метода управления.
Такое изменение отношения к развитию
карьеры связано, прежде всего, с двумя
факторами: увеличением скорости изменения
внешней и внутренней организационной
2. Анализ факторов продвижения персонала.
Развитие карьеры
происходит эффективно только тогда, когда
человек максимально использует
внутренние ресурсы и учитывает
возможное влияние внешних
Можно условно разделить все внешние факторы продвижения персонала на две сферы: общую (внеслужебную, внепрофессиональную) и специальную (служебную, профессиональную) (таблица 1) [9,c. 100]. Данное разделение условно, поскольку факторы, действующие во внеслужебной сфере, формируют многие, имеющие карьерное значение характеристики служащего, и, наоборот, служебное положение во многом определяет его отношение, поведение, связи в семье и обществе.
Таблица 1. Сферы продвижения персонала по внешним факторам
Общая сфера (внеслужебная) |
Специальная сфера (служебная) |
1. Семья. ( Семья
может быть источником |
1.Организационнаяструктура.( |
2.Близкое окружение
служащего и его семьи. ( Оно
складывается на основе |
2. Кадровая политика
организации (Какова философия
организации в отношении |
3.Макросреда: мировое
сообщество, Родина, город, село, где
живет человек. (Полноценная устойчивая
карьера не состоится, если
не быть в курсе международных
событий, пренебрегать |
3.Социальные, правовые нормы деятельности. ( Правила техники безопасности; правила |
4.Социальные
нормы, культура, экономический уровень
жизни, развитие техники, |
4. Условия труда. ( Режим труда и отдыха, медицинское обслуживание персонала; продолжительность рабочего дня и недели; возможности получения социальных льгот; наличие сверхурочных работ; наличие командировок и их продолжительность и т.д.) |
5. Знание жизни делового мира (Основа организации своей службы в соответствии с происходящими в ней переменами.) |
5.Закономерности
кадрового продвижения. ( Требования
к квалификации сотрудников на
каждом этапе |
Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма, распространенная в Японии. Эта система возникла после второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть этой системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сменить сферу деятельности, продвинуться по службе - и все это в рамках одной компании. Преимущества пожизненного найма в том, что каждый сотрудник в мыслях напрямую связывает себя с компанией, на которую он работает, понимает, что его личное процветание зависит от процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне, работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный найм имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространена только на 25-30% работников в крупных компаниях; в случае ухудшения финансового положения компании все равно проводят увольнения; соглашения о гарантиях занятости не записаны в официальных документах. Анализ внутренних факторов, влияющих на развитие карьеры, позволяет проверить внутреннюю готовность к будущей профессиональной деятельности и наметить пути дальнейшей профессиональной и личностной подготовки [5,c.20].
Внутренние факторы, влияющие на продвижение персонала
Интегральное выражение внутренних ресурсов человека - способ деятельности и его составляющие - способности индивидуума, его знания, умения, опыт, умение управлять ими при решении профессиональных задач и развитие этих составляющих.
1 ресурс - способности человека. Самый простой и достаточно верный способ выявления своих способностей - анализ опыта деятельности, выяснение того, в чем и в связи, с чем вы наиболее успешны. Целесообразно начать такой анализ с определения видов деятельности, которые доставляют вам наибольшее удовольствие. Однако деятельность всегда связана с решением комплекса задач, многие из которых не соответствуют сфере личных интересов. Внутренний ресурс может быть активизирован двумя способами. Первый - освоение того, что не интересно: в процессе наращивания знаний о предмете деятельности, умений обращения с ним, он становится “своим” и, следовательно, интересным. Второй способ - подключение воли, т.е. способности мобилизовывать свои усилия в нежелательной, но необходимой деятельности. Существенно, что систематическое целенаправленное повторение таких действий (тренировка) пробуждает интерес к самому процессу преодоления трудностей, что приводит к экономии волевых усилий.
2 ресурс - способность пробуждения, поддержания и развития активности в решении профессиональных задач и продвижении в профессиональном мастерстве. Эта способность тесно связана с наследственно обусловленной особенностью нервно-психической деятельности организма, проявляющейся силой, скоростью и устойчивостью возникновения и протекания соответствующих процессов (темперамент). При планировании карьеры необходима дифференцированная ориентация на тип темперамента. Если человеку свойственна быстрая, сильная и относительно недлительная реакция на события, то карьера будет более успешной в деле, связанном с решением задач в условиях высокоскоростных и труднопрогнозируемых изменений в профессиональной среде. Если человек замедленно реагирует на события, но, постепенно накапливая интерес, длительно сохраняет и актуализирует его, ему целесообразно ориентироваться на планомерную карьеру в деле, требующем методичности, целеустремленности и настойчивости в преодолении препятствий. Кооперация в профессиональной деятельности людей с разными типами темперамента дает системный эффект: первые придают работе динамизм, вторые ее стабилизируют.