Понятие и характеристика финансово-промышленных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:16, контрольная работа

Краткое описание

Фирмы-эксплеренты, в основном, небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет с начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, пригодными, чтобы революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, потоки представителей западных компаний на российские компании и «утечка мозгов» за границу.

Содержание

Основные черты, сферы деятельности и типы фирм- эксплерентов.........................................................................................стр3
Понятие и характеристика финансово-промышленных групп…………………………………………………………………..стр5
Органы государственного регулирования инновационного процесса. Правовые основы развития инновационной деятельности………………………………………………………….стр10
Список используемой литературы………………………………….стр18

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

  1. Основные черты, сферы деятельности и типы фирм- эксплерентов.........................................................................................стр3
  2. Понятие и характеристика финансово-промышленных групп…………………………………………………………………..стр5
  3. Органы государственного регулирования инновационного процесса. Правовые основы развития инновационной деятельности………………………………………………………….стр10
  4. Список используемой литературы………………………………….стр18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные черты, сферы деятельности и типы фирм- эксплерентов.

 

Фирмы-эксплеренты, в основном, небольшие организации. Их главная роль в экономике - инновационная, состоящая в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений, фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР. В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет с начала конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, пригодными, чтобы революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, потоки представителей западных компаний на российские компании и «утечка мозгов» за границу. 
 
Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако в данной фирме-пионере идет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. На рынок пока ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес - это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной ее задаче — подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный, по существу, дорыночный этап имеет скрытый характер. 
 
На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудный и рискованный процесс внедрения, или коммерциализации, открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов. Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею в инновационный продукт, вступает во второй этап развития — период бурного подъема.  
 
Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. Производитель получает возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль. У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становятся все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны». Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен. 
В настоящее время в отличие от того, что было сто лет назад, немногие компании - эксплеренты проходят все испытания конкурентной борьбы и становятся крупными специализированными фирмами, или новыми лидерами, При все более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у эксплерентов немного. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т.е. сменить стратегию. Он должен либо сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).

 

 

 

 

  1. Понятие и характеристика финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций :

  • промышленные;
  • торговые;
  • кредитно-финансовые организации;

В отличие от концерна во главе  финансовой группы стоит один или  несколько банков, которые распоряжаются  денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все  сферы их деятельности. Каждая фирма  самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:

  • по решению правительства с участием госпредприятия;
  • на основе договорного объединения частных предпринимателей;
  • по межправительственным соглашениям.

Кроме того, они могут  создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением  одним из участников пакета акций  других предприятий, становящихся участниками  финансово-промышленной группы.

Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):

  • во главе ФПГ стоит финансовая компания;
  • иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
  • важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
  • характерная единая политика ценообразования;
  • имеет единое имущество;
  • организационное единство и юридическая самостоятельность.

Предусматривается создание транснациональных ФПГ. На первом этапе — создание российской ФПГ, на втором — ее расширение за счет вложения структур других государств.

Финансово-промышленные группы формируются после проведения экспертизы проектов их создания госорганами и  проходят государственную регистрацию.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными  компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ — хозяйственное объединение  предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью  ведения совместной скоординированной  деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово- индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

перекрестного владения акциями  и представительствования в руководящих органах компаний — ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести  следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или  торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к  ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных  или банковских организаций.

Появление и возрастание  роли ФПГ в российской экономике  является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики  определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ  в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто  рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо  они имеют реальную базу развертывания  диверсификации производства, располагают  большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных  регионах страны.

ФПГ формируют смешанную  экономику, поскольку в них могут  участвовать и государственные  предприятия, стартовое участие  последних наряду с членством  ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ  необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в  России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и  акционирования, изменения структуры  инвестиций, увеличения доли предприятий  негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и  их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась  ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ  идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в  добровольном порядке на основе договорного  процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным  путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в  таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных  экономических структур, созданных  в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд  общих закономерностей. К их числу  относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный  закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп  в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства  РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и  «О реестре ФПГ и требованиях  к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Примерами уже созданных  ФПГ в Российской Федерации могут  служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с  капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ  в России сталкиваются с целым  рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой  механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто  в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать  различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения  ФПГ, вопросы их государственной  поддержки.

Информация о работе Понятие и характеристика финансово-промышленных групп