Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 23:16, контрольная работа
Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди стали развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.
Ответ:
Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди стали развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
Управление – сложный социально-экономический процесс. Он в широком смысле слова означает воздействие на процесс, из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями. Его цель – получить наибольшие результаты в хозяйственной деятельности при наименьших совокупных затратах живого и общественного труда.
В условиях рыночной экономики предприятия становятся свободными в осуществлении хозяйственной деятельности, они функционируют на принципах самоокупаемости и самофинансирования, свободного предпринимательства и конкуренции. Все это порождает предприимчивость, основанную на здравом смысле и смекалке, что изменяет сущность управления и роль руководителя: руководитель превращается в менеджера, а управление в менеджмент.
В связи в этим менеджмент – это составная часть управленческой деятельности, реализацией теорию руководства и практику эффективного управления коллективами предприятий, функционирующих в условиях рыночных отношений.
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими процессами, организацию систем управления и его совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.
Менеджмент как понятие представляет собой методы и технику управления предприятием для достижения поставленной цели при оптимальном использовании людских, материальных и финансовых ресурсах. Критерием качества менеджмента выступает практический успех менеджера в деловой действительности, определяемой уровнем предприимчивости, основанной на здравом смысле, смекалке. Задача менеджмента состоит в рациональной организации работы предприятия и получении оптимальных результатов при рациональном использовании ресурсов.
Все виды управленческой деятельности перечислить здесь невозможно, но некоторые из них, имеющие для менеджмента наиболее важное значение, назвать необходимо.
Сведем их в несколько групп, в каждой из которых есть общие направления руководящей деятельности.
Одним из таких видов является хозяйственное управление. Оно включает управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами в государственных и частных предприятиях (организациях).
Хозяйственное управление охватывает широкий круг вопросов жизнедеятельности данных юридических и физических лиц.
Тесно связано с этим видом техническое управление. В него входят управление техникой и технологиями; ремонт и профилактика машин, технических устройств и механизмом; замена устаревшей техники и технологии; обучение персонала приемам и методам работы; научная организация труда и ряд других вопросов.
Во всех организациях, где имеет место коллективный труд, возникла необходимость еще одного вида управленческой деятельности–управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей.
На производстве появились специалисты – социологи и психологи, объектом работы которых стал морально-психологический климат в коллективе, психологическое состояние отдельных работников, решение социальных вопросов, организация отдыха, повышение культурного уровня трудящихся и т.д.
Хозяйственное, техническое и социально-психологическое управление как виды присущи внутрипроизводственной, внутренней жизни организации.
Однако предприятия не изолированы от внешнего окружения, они связаны с деятельностью государственных, общественных и международных органов и организаций. Эта внешняя среда имеет свои виды управления: государственное управление, управление общественными организациями и др.
Под воздействием научно-технического прогресса создаются условия еще для одного самостоятельного вида управленческой деятельности– креативно-эвристического менеджмента.
Менеджеры, работающие в научных и опытно-конструкторских организациях, руководят исследованиями и разработкой инновационных проблем, применением на практике научных и технических открытий и изобретений, математическим моделированием, разработкой программ для компьютерной техники и другими видами научной и опытно-конструкторской деятельности.
В сфере материального производства характерными являются следующие виды управленческой работы:
управление производством – выбор основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска продукции или оказания услуг, расстановка людей, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.;
управление снабжением и сбытом произведенной продукции – заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля.
Сюда же необходимо отнести и управление маркетингом, осуществляющим изучение рынков сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, коньюктура рынка, выработка ценовой политики и организации рекламы;
управление финансовой деятельностью – формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.;
управление кадрами – решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологического климата на предприятии, организация работы с профсоюзами в разрешении трудовых споров и конфликтов;
управление инновациями – организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления;
управление эккаутонгом – спрос и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.
В условиях рынка успешным менеджером является тот, который быстрее реагирует на изменение ситуации на рынке и создает для предприятия новый рынок, сам меняет рынок. Поэтому решающей задачей менеджмента принято считать: в начале сделать желаемое возможным, а потом и реальным. В этих условиях руководитель должен выступать не в роли проверяющего, а в роли созидающего непосредственно работающего. На это и нацелен менеджмент и его главное действующее лицо – МЕНЕДЖЕР.
МЕНЕДЖЕР - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решение по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Менеджеры делают очень много: они планируют, организуют, управляют и контролируют, выявляют проблемы, решают их, находят удачные возможности.
Организации обеспечивают четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.
Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.
Руководители низового звена. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими).
Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких, как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса.
Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации.
Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции.
В основном, однако, руководители
среднего звена являются
Руководители высшего звена. Высший организационный уровень – руководство высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена -– всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель совета, президент, вице-президент и казначей корпорации.
Руководитель высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Вопрос № 27. Нередко высказывается мнение, что оплата труда сотрудников фирмы должна складываться из трех частей:
- за выполнение должностных обязанностей;
- за выслугу лет;
- за достигнутые
результаты работы за
Предложите свою систему материальных и моральных компонентов, определяющих динамику оплаты труда сотрудников.
Ответ:
Правила вознаграждения
Вопрос № 39. Подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что Вы ему указываете. Как Вы будете поступать с ним в дальнейшем? Ответ обоснуйте.
Ответ:
В данной ситуации необходимо проанализировать обстановку, выявить причину отказа работника выполнять порученную работу, делает ли он это в интересах организации или во вред ей. Затем приступить к действиям по мобилизации подчиненного на решение выявленных проблем.
Если превышение полномочий функционально для организации, то необходимо учесть предложения подчиненного по организации работы.
Определение основных направлений деятельности организации и ее целей – обязанность высшего управленческого звена. Однако в организации со сложным механизмом управления, огромными масштабами работы, большой географической рассредоточенностью предприятий высшие управляющие не всегда имеют возможность дать указания по оптимизации организации работы и определить наиболее эффективные направления и цели деятельности для каждого конкретного участка работы. В подобных условиях нельзя ждать или добиваться указаний от высшего руководства, нельзя занимать пассивную, выжидательную позицию. Нужно действовать самостоятельно и инициативно. При этом будет правильным, если подчиненный возьмет ответственность за принятые меры на себя.
Если же действия подчиненного вредят организации, то необходимо немедленно среагировать на проступок подчиненного, сделав ему выговор. Постепенное нарастание меры наказания нецелесообразно; лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось. Наказывая, не следует забывать внятно растолковывать подчиненному желательный образец поведения.
Вопрос № 44. Планирование и организация работы менеджера. Составьте свой личный план работы на день.