Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 07:43, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение практики организации управления муниципальной собственностью на примере Владивостокского городского округа.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;
- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;
- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;
- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.
Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.
Предмет исследования – практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.
Введение 3
1 Имущественная база муниципалитета как основа муниципального хозяйства 5
1.1 Понятие и состав имущественной базы муниципалитета 5
1.2 Особенности управления имущественной базой в муниципалитетах 13
2 Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе 24
2.1 Цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока 24
2.2 Способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
Развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;
- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;
- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;
- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.
Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.
Предмет исследования – практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.
Теоретико-методологической основой для написания работы послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, муниципальные акты Владивостокского городского округа, а также труды отечественных авторов, таких как Шугрина Е.С., Попов Ю.Е., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Васильев А.А. и других.
Для исследования были использованы данные администрации Владивостокского городского округа, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровня, а также данные, размещенные в информационно-правовых системах в сети Интернет.
Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 мая 1991 года [1].
В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 125 и 215) и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее ФЗ №131-ФЗ) (статья 51) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Гражданскому кодексу РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [2].
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Находящееся в муниципальной
собственности имущество
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входили средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество [2].
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ представлен другой подход к определению муниципальной собственности. Концептуальной особенностью № 131-ФЗ является установление исчерпывающего перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 50 Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться (рис. 1).
В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых, предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами [3, c.235].
Рисунок 1 – Имущественная база муниципалитетов
Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления [4].
В Законе 131-ФЗ проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в собственности городских округов [5, c.206] (табл. 1).
Таблица 1 - Разграничение
объектов собственности между
В собственности поселений могут находиться: |
В собственности муниципальных районов могут находиться: |
а) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; |
а) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; |
б) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а |
б) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных |
Продолжение таблицы 1 | |
также имущество, предназначенное для их обслуживания; |
сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; |
в) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; |
в) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; |
г) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; |
г) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля; |
д) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; |
д) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; |
е) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; |
е) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; |
ж) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации; |
ж) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; |
з) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; |
з) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных муниципальные учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; |
и) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; |
и) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; |
к) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; |
к) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; |
л) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; |
л) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района |
Окончание таблицы 1 | |
межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; | |
м) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; |
м) имущество межпоселенческих библиотек; имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; |
н) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; |
н) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; |
о) обособленные водные объекты; леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения; |
о) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; |
п) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения |
п) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района; |
р) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
р) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района; |
с) имущество, предназначенное для обеспечения людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. |
с) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта; |
т) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; | |
у) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) |
В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, отнесённые к собственности поселений и муниципальных районов.
Перечень вопросов местного значения с перечнем видов имущества не полностью корреспондируют – имущество, необходимое для решения некоторых вопросов местного значения, не включено в перечни ст. 50 ФЗ №131-ФЗ. С точки зрения буквального смысла закона это означает, что такое имущество не может находиться в муниципальной собственности. Вместе с тем другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами прямо предусматривается возможность нахождения в муниципальной собственности таких видов имущества, например:
- законом РФ от 07 февраля 1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» [6] - муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания;
- федеральным законом от 12 февраля 1998 № 28 – ФЗ «О гражданской обороне» [7] - запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Некоторые из указанных «пробелов» могут быть преодолены полностью или частично путем использования для реализации тех или иных функций иного имущества [8, c.14].
Другим путем преодоления «пробелов» в имуществе является системное толкование норм закона и рассмотрение одних видов имущества в рамках других, поскольку вопросы местного значения подчас взаимопересекаются, являются однородными.
Так для установки указателей с названиями улиц и номеров домов может использоваться имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
Однако, указанное толкование не всегда помогает решить проблему или создает половинчатые решения. И выходит, что во всех иных случаях имущество муниципальных образований подлежит отчуждению или перепрофилированию и впредь приобретаться ими не может. Такова позиция и Минрегиона России, и многих представителей Государственной Думы, в т.ч. думского Комитета по вопросам местного самоуправления, дающих свои разъяснения, и других органов, организаций и лиц [9].
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, отнесённого к собственности поседений и муниципальных районов, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Порядок управления имуществом, не закрепленным в установленном порядке за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (далее – казенное имущество муниципального образования), устанавливается представительным органом муниципального образования.
Управление казенным имуществом муниципального образования осуществляет местная администрация (либо уполномоченный орган местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью), муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение по поручению главы муниципального образования (либо иного уполномоченного им должностного лица местного самоуправления).
Финансирование содержания
казенного имущества
В случае возникновения у муниципальных образований права муниципальной собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений либо не относящееся к видам имущества собственности поселений, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
При разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что собственность выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим при разграничении собственности в обязательном порядке за органами местного самоуправления должны быть закреплены имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления (земельные участки под инженерными сетями общего пользования, предприятия инженерной инфраструктуры и т.д.) [3, c.238].
Очень важно при этом обеспечить завершенность технологических циклов. Несмотря на то, что объекты муниципальной собственности определены во многих нормативно-правовых актах, нередко возникают судебные иски в связи с разграничением права собственности.
Таким образом, можно сказать, что современные изменения в законодательстве направлены на ограничение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, на исключение из него объектов, используемых в коммерческих целях (для пополнения доходов бюджета). В частности, не предусматривается существование муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений, упоминавшихся в федеральном законе 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны. Эффективное управление муниципальным имуществом обеспечивает качественное оказание муниципальных услуг.