Предвидение и прогнозирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ" (ТУСУР)

Кафедра экономики

 

 

Курсовая работа

по дисциплине "Основы Менеджмента"

Тема: Предвидение и прогнозирование в менеджменте

 

                                                                                              Студент гр. з-51э-1

                                                                                              ________ И.Е.Чукова

                                                                                              (подпись)

                                                                                              _______ ______20__г

                                                                                                (дата)

                                                                                         Руководитель

                                                                                         Доцент каф. экономики,

                                                                                         _______ Л.М.Поталицына

                                                                                          (подпись)

                                                                                         _____________20____г

                                 ________________                          (дата)

                                   место для оценки

 

 

 

 

 

 

2013

Реферат

Курсовая работа выполнена на стр.,  5источников.

ПЛАНИРОВВАНИЕ, ПРГНОЗИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕКСИЕ ЯВЛЕНИЯ, ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

Объектом исследования является планирование и прогнозирование предприятий

Цель работы – нахождения сходства и различия между планированием и прогнозированием, а так же определить с помощью каких методов достигаются данные результаты.

 

Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ   И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Зав.каф. экономики

___________А.Г. Буймов

___________ 20___ г

 

Кафедра экономики

 

ЗАДАНИЕ

По курсовой работе по дисциплине Основы Менеджмента

студенту  Чуковой И.Е.

группа       з-51э-1     Факультет  ЗиВ

 

1. Тема: Предвидение и прогнозирование в менеджменте

 

2. Срок защиты студентом курсовой  работы 19.03.2013 г.

 

3.Исходные  данные к заданию:

Учебно-методическая литература

Периодическая литература

 

4. Перечень подлежащих разработке  вопросов

Основные понятия

Методы прогнозирования

Планирование на современном уровне

Разновидности планов

Стратегическое планирование

 

5.Дата  выдачи задания:  12.03.2013г

 

Руководитель: _______________ Л.М.Поталицына

                                (Подпись)

Задание принял к исполнению (дата)_________ И.Е.Чукова

                                                              __________

                                                        (подпись студента)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прогнозирование одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе вырабатывания событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.

Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены, они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера.

Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Основные понятия.

Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например, при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например,  нельзя (или во всяком  случае  очень рискованно) просчитывать  сбыт продукции  даже на ближайший период, опираясь лишь на математический  аппарат.

Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации.

К числу этих направлений относятся процессы прогнозирования и планирования.

Прогнозирование – метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития, то есть метод, в котором описание возможных  ситуаций будущего базируется на имеющихся  практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики  развития объекта или процесса.

Под планированием понимают процесс выбора целей и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения.

Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный характер.

В ходе долгосрочного планирования (15-20 лет) определяются общие цели фирмы и стратегия. Основная задача среднесрочного планирования (обычно на 5 лет) — выбор средств для выполнения намеченных целей. В этих планах определяется общая кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика, общая маркетинговая стратегия.

Краткосрочное (или текущее) планирование (обычно на 1 год) с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм. Одной из них является разбивка среднесрочных планов на краткосрочные, с более детализированными отрезками. При этом на год составляются производственный план, финансовый план, план по маркетингу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы и методы прогнозирования

Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:

1.Экспертное прогнозирование;

2.Изыскательское прогнозирование;

3.Нормативное  прогнозирование;

4.Метод сценариев.

При экспертном прогнозировании осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.

В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.

  Перемещение в пространстве технологий  от технологий более низкого  уровня к технологиям более  высокого уровня относится к  изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что  потребности и цели должны  соответствовать средствам и  возможностям коммерческой организации.

  Примером изыскательского прогнозирования  может служить прогнозирование  в области электроники, когда  прогнозируемый процесс представляется  в виде последовательного перемещения  технологий, начиная от квантовой  электродинамики и кончая мгновенно  осуществляемой всемирной связью.

 Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

Примером нормативного прогнозирования может служить прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения - условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

  В рамках технологического прогнозирования  решаются такие задачи, как разработка  прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной  и политической.

  Одной из главных проблем точности  и эффективности прогнозов является  максимально полезное сочетание  методов изыскательского и нормативного  прогнозирования. Это является следствием  различия используемых методов. Так для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких  методов , как:

- экстраполяция;

- моделирование;

- метод исторической аналогии;

- написание сценариев;

- другие методы;

При использовании методов изыскательского прогнозирования предпочтение отдается количественной информации. Использование качественной (неколичественной) информации в изыскательском прогнозировании также возможно.

  Примером тому, является использование  интуитивных методов, того же  метода сценариев или метода  экспертных кривых, позволяющих  определять наметившиеся тенденции  изменения ситуации, базируясь не  только на эмпирических данных, но и на опыте высококвалифицированных  специалистов-экспертов.

К новым видам прогнозирования относят прогнозирование с использованием обратной связи, интуитивные методы, "обходные" и др. Но основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.

  Также следует отметить, что очень  важным моментом (как для процесса  сбора, так и для процессов  анализа и обработки данных) определения  того является ли информация  количественной или неколичественной (качественной).

  Количественная информация, если  она достаточно надежна, обладает  тем преимуществом, что позволяет  использовать точные математические  методы и модели и определять  тенденции развития ситуации  с определенной точностью, с указанием  доверительных интервалов, возможных  погрешностях при расчетах и  т.д. Но даже более существенным  является то обстоятельство, что  круг проблем, для которых удается  разработать адекватные математические  модели, оказывается значительно  уже того множества ситуаций, в которых необходимо принимать  реальные решения.

  Гораздо чаще при разработке  прогнозов приходится иметь дело  с качественной информацией.

  При разработке прогноза к  их числу относят ситуации, когда  данные представлены в виде  вербальных (словесных) описаний, когда  оценки получены с помощью вербальных или вербально - числовых шкал, когда имеется информация лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов.

  Существуют также ситуации, когда  полученная количественная информация  не может быть "вписана" ни  в одну из имеющихся математических  моделей, также может быть проанализирована  с помощью специально разрабатываемых  методов качественного анализа.

Таким образом, методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов.

Информация о работе Предвидение и прогнозирование в менеджменте