Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 13:43, доклад
Появление категорийного менеджмента (КМ) связывают с компанией Procter&Gamble. Именно Procter&Gamble в начале 90-х годов прошлого века создала программу Efficient Consumer Response, которая стала отправной точкой для развития концепции КМ.
ECR (Efficient Consumer Response) – управленческий подход, начинающийся с потребительского спроса и организовывающий поставки и продажу товаров в магазинах в соответствии с этим спросом.
Розничная сеть Schnucks из Сент-Луиса (США), состоявшая из 60 магазинов, в 1985 году стала сдавать позиции в конкурентной борьбе. Тогда Брайен Харрис, университетский профессор, предложил владельцам сети компьютерную программу «Аполлон», рассчитывавшую оптимальный размер полочного пространства для каждого продукта в определенной категории.
ВВЕДЕНИЕ
Появление категорийного менеджмента (КМ) связывают с компанией Procter&Gamble. Именно Procter&Gamble в начале 90-х годов прошлого века создала программу Efficient Consumer Response, которая стала отправной точкой для развития концепции КМ.
ECR (Efficient Consumer Response) – управленческий подход, начинающийся с потребительского спроса и организовывающий поставки и продажу товаров в магазинах в соответствии с этим спросом.
Розничная сеть Schnucks из Сент-Луиса (США), состоявшая из 60 магазинов, в 1985 году стала сдавать позиции в конкурентной борьбе. Тогда Брайен Харрис, университетский профессор, предложил владельцам сети компьютерную программу «Аполлон», рассчитывавшую оптимальный размер полочного пространства для каждого продукта в определенной категории.
Обычно менеджеры супермаркетов распределяли места на полках исходя из сложной комбинации личных предпочтений и наличия разного рода бонусов от поставщиков. Для пробы руководители Schnucks отвели больше места хотселлерам в секциях детского питания. В результате продажи в этих секциях подскочили на 20%. Вскоре Schnucks начала использовать программу «Аполлон» для всех своих категорий, и к 1987 году ее основной конкурент покинул Сент-Луис.
«Аполлон» дал толчок по-настоящему революционной идее: ритейлер может наращивать продажи, подходя к ассортименту не как к собранным воедино отдельным товарам, а как к совокупности определенных товарных категорий.
Такой подход к категориям не только как к оптимальным товарным группам, но и как к самостоятельным бизнесам внутри компании со своей организацией и бизнес-процессами обусловил быстрый рост популярности КМ.
КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – современный подход к управлению ассортиментом, который предполагает
ЦЕЛЬ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: повышение экономической отдачи от ассортимента за счет максимального удовлетворения потребностей целевых групп покупателей и повышения эффективности взаимодействия между производителем (поставщиком) и розничным торговцем.
По данным опроса, проведенного компанией ACNielsen летом 2005 года среди специалистов розничных сетей, 98% опрошенных заявили, что считают категорийный менеджмент критически важной задачей наряду с вводом новых товаров, эффективностью промоушен-акций, построением бренда розничной сети и т.д.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
ДОЛЖНОСТЬ КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖЕР
– скорее предприниматель, чем управленец, т.к. он отвечает за оборот и рентабельность категории товаров. Заинтересован сформировать категорию наиболее эффективным образом, купить товар на выгодных условиях, доставить его с наименьшими издержками, выложить его в соответствии с требованиями мерчендайзинга – т.е. оптимизировать все операции, относящиеся к товарной категории.
Круг обязанностей категорийного менеджера:
Традиционная система
закупок |
Категорийный менеджмент |
1. Эффективность управления
ассортиментом оценивается
2. Разорванность цепочки управления ассортиментом: выбор ассортимента, закупки осуществляют менеджеры по закупкам (товароведы, байеры), а за продажи отвечают магазины. Частая ситуация конфликтов между подразделениями, несогласованности действий, в результате чего одних товаров остро не хватает, другие закуплены в избытке, по третьим – недостаточный ассортимент, по четвертым – избыточный, а про какие-то товары вообще все забыли.
3. Проблема: оторванность процесса закупок от реальной ситуации в магазине и на рынке. Акцент на оперативных задачах (купить нужный товар вовремя по обозначенной цене). Игнорирование стратегических аспектов: управление ассортиментом и управление рентабельностью.
|
1. Эффективность управления
ассортиментом оценивается
2. Цепочка управления
3. Новое – формирование как всего ассортимента, так и ассортимента отдельных категорий подчинено стратегии компании. Процесс закупки не ограничивается составлением ассортимента и контролем остатков. Он акцентирует внимание на маркетинговой составляющей: от разработки концепции магазина до программы мероприятий по стимулированию продаж в торговом зале. |
ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Уточняется
конкурентная стратегия
Розничное предприятие, осознанно выбравшее свою конкурентную стратегию для достижения конкурентных преимуществ, должно строить управление ассортиментом в строгом соответствии с выбранной стратегией.
2. Повышается
ответственность каждого
Когда один сотрудник полностью отвечает за прибыль по определенной категории товаров и его мотивация зависит от результатов его работы, он работает эффективнее.
3. Повышается удовлетворенность покупателей
Поскольку структурирование и работа с категорией осуществляется с учетом психологии и потребностей покупателей, им становится удобнее делать покупки именно в вашем магазине, повышается процент «импульсных» покупок.
4. Повышается прибыльность продаж
Переход на управление ассортиментом по товарным категориям позволяет повысить продажи и прибыль как минимум на 5% в каждой категории (по опыту управления категориями в США и Европе).
5. Уменьшается противоречие между магазином и поставщиками.
Поставщик рассматривается как партнер, совместно с которым осуществляется управление товарами и брэндами категории – планируются и проводятся мероприятия по стимулированию продаж, осуществляется планирование и ротация ассортимента, оптимизируются закупки и логистика.