Принцип менеджмента качества - вовлечение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Внедрение в организации идей современного менеджмента качества предполагает значительное количество изменений, нововведений, не только единовременных, но, главное, постоянных. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так как именно поведение людей в организации в конечном итоге определяет, что и как можно изменить, какую это даст пользу.

Вложенные файлы: 1 файл

Смк000.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

 

  

1.1.Содержание  принципа менеджмента  качества «Вовлечение  персонала» 

Внедрение в организации идей современного менеджмента качества предполагает значительное количество изменений, нововведений, не только единовременных, но, главное, постоянных. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так как именно поведение людей в организации в конечном итоге определяет, что и как можно изменить, какую это даст пользу. Деятельность всех компаний осуществляется людьми. Несмотря на то, что компьютеризация и распространение роботов призваны заменить труд людей, персонал необходим для управления этими устройствами. Поэтому не будет преувеличением заявить, что будущее компании возможно лишь в том случае, если способности каждого работника в компании используются в полной мере благодаря менеджменту с участием каждого. "Менеджмент с участием каждого" означает, что менеджмент качества реализуется:

  • с участием каждого;
    • во всех подразделениях компании - планирования, проектирования, разработки, производства, закупок, маркетинга, общего управления (администрирования) и др.;
  • с участием всех уровней управления - высшего руководства, начальников подразделений, руководителей отделов и групп, менеджеров, производственных мастеров и рабочих.

 

     Определяя основные направления необходимой трансформации  системы управления персоналом, начнем с организационно-институциональной  ее составляющей. Здесь можно выделить следующее важнейшее изменение, адекватное требованиям всеобщего  управления качеством: "перераспределение" функций, ролей субъектов и объектов управления. Это перераспределение касается, прежде всего, превращения объекта управления - в субъект на основе самоуправления, делегирования полномочий, вовлечения всего персонала в процесс управления качеством, изменения принципов взаимодействия субъектов и объектов управления, изменения ответственности и роли лидерства. Такие изменения в системе управления персоналом предполагают новый подход к работе, фундаментальное преобразование корпоративной культуры, соответствующее изменение содержательной составляющей системы управления персоналом, всех ее элементов, начиная с отбора и обучения персонала, и, конечно, использование новых методов управления персоналом в части технологической составляющей системы.     

Одним из важнейших  принципов взаимодействия в системе  управления персоналом и в целом  во взаимоотношениях в рамках TQM-ориентированной  организации являются уважение к  человеческому достоинству и  идеям, которые выдвигают работники, а также взаимное доверие. Только осуществляя их, можно добиться действительного  участия всех сотрудников в процессе улучшения работы. Руководители должны знать и всегда помнить, что без развитого чувства взаимного доверия, взаимного уважения практически невозможно привлечь работников организации к процессу улучшения, к выявлению и решению проблем, к высказыванию своих идей, так как при отсутствии такого доверия сотрудники рискуют при высказывании своих мыслей потерей собственного достоинства. Формируя атмосферу уважения к каждому работнику и взаимного доверия, руководство создает ситуацию, при которой никто не боится сделать ошибку, выдвинуть "неумную" идею и т.п. Необходимо, чтобы к любым предложениям, идеям прислушивались, чтобы они не отбрасывались, а накапливались и по мере возможности реализовывались. Таким образом, руководитель должен сменить авторитарный стиль взаимоотношений с подчиненными на сотрудничество, он во многом становится руководителем-помощником, который побуждает к активности работников, прислушивается к их идеям, реагирует на них. Одна из важнейших задач руководства и во многом системы управления персоналом - создание климата, способствующего изменениям, постоянному улучшению, новаторству, достижению высокого личного качества.     

Впервые принцип «вовлечение персонала» появился в стандарте ИСО серии 9000 в версии 2000г. Этот принцип является одним из восьми принципов менеджмента качества. Сущность этого принципа заключается в том, что улучшение результативности и эффективности организации, в том числе и система менеджмента качества, происходит за счет вовлечения работников, их поддержку и поощрение.      

В соответствии со стандартом ИСО 9004-2001 «Рекомендации по улучшению деятельности»  необходимо поощрять вовлечение и  развитие работников с помощью:

    • планирования обеспечения постоянной подготовки и карьеры;
    • определения ответственности и полномочий персонала;
    • разработки индивидуальных и групповых целей, менеджмента выполнения процесса и оценивания результатов;
    • содействия вовлечению работников при постановке целей и принятии решений;
    • признания и вознаграждения;
    • содействия открытому, двустороннему обмену информацией;
    • постоянного анализа потребностей своих работников;
    • создания условий, поощряющих нововведения;
    • обеспечения эффективной групповой работы;
    • информирование о предложениях и мнениях;
    • использования измерений степени удовлетворенности работников;
    • выяснение причин прихода и увольнения работников.

 

     Вовлечение  персонала в процесс улучшения  качества возможно осуществлять в двух формах: как индивидуальной, так  и групповой. Групповой подход заключается в объединении совместных усилий двух или более лиц для участия в процессе улучшения.     

Концепция самоуправляемых команд была введена  в теорию и практику управления в  середине 20-х годов XX века и более  глубоко разработана в конце 50-х  годов ХХ века. Японский менеджмент первым официально признал эту концепцию, хотя зародилась она в США. К настоящему времени в мире накоплен богатый опыт использования групп (команд) в деле улучшения качества, который достаточно широко освещен в специальной научной литературе как по проблемам качества, так и управления персоналом.     

В мировой практике широко используются следующие типы групп при вовлечении работников в процесс управления, в том числе качеством:

  • кружки качества;
  • группы совершенствования деятельности подразделений;
  • группы совершенствования процессов;
  • целевые группы.

 

      Как это видно, лишь одна характеристика едина во всех типах групп - это  характер нахождения решения, а именно коллегиальный, при участии всех членов группы. Это один из важнейших  принципов организации и функционирования групп.       

Второй  важнейший принцип организации  деятельности групп состоит в  том, что участие в команде (группе) не ограничивает личную инициативу как  в рамках группы, так и вне ее. Оба эти принципа предполагают использование так называемого коллективного управления - стиля руководства, при котором активная роль в решении производственных вопросов принадлежит рядовым работникам.       

Эффективность коллективного управления и, следовательно, деятельности групп во многом предопределена соблюдением следующих принципов:

  • Руководители должны быть готовы поделиться полномочиями и обязанностями.
  • Руководители должны доверять подчиненным.
  • Главное внимание должно уделяться обучению методам решения проблем путем их предотвращения.
  • Работа должна рассматриваться как совместная деятельность руководства и рядовых работников.
  • Руководство должно быть готово принять систему, децентрализующую процесс принятия решений. Руководство не должно взваливать ответственность за решения, принимаемые коллективом, на руководителя подразделения.
  • Руководство должно исходить из того, что каждый может иметь полезные идеи и что комбинирование различных идей поможет найти оптимальное решение.
  • Руководство должно быть готово к реализации предложений рабочих и служащих согласно их практической целесообразности.
  • Руководство должно обеспечивать условия, способствующие воспитанию рабочих и служащих в духе преданности организаций.
  • Руководство должно признавать заслуги коллектива и др.

 

     Важным  условием вовлечения работников в процесс улучшения вне зависимости от формы такого вовлечения (индивидуальная, через группы) выступает налаживание оптимальных коммуникационных связей в организации, своевременное и качественное информирование персонала. Методы информирования сотрудников могут быть разные, как и способы передачи информации. Как правило, надо сочетать различные их виды, в частности:

А) еженедельные совещания (или чаще, в случае изменений, вносимых в систему управления и  ассортимент выпускаемой продукции, и проч.) по вопросам экономического состояния организации, стратегии ее деловой активности;

Б) отчеты групп (например, по совершенствованию  деятельности подразделения) по решению  конкретных задач с освещением полученных результатов и использованных методов  повышения качества работы.

В случае эффективного использования групп  и принципов коллективного управления организация получает, как правило, следующие преимущества:

  1. возрастает уровень качества продукции и эффективность производства;
  2. повышается деловая активность;
  3. улучшается передача информации снизу вверх и сверху вниз;
  4. у работников повышается чувство собственного достоинства;
  5. решаются проблемы, которым в иных условиях не уделялось бы внимания;
  6. цели неформальных лидеров в подразделениях сближаются с целями руководства, и сами сотрудники способствуют налаживанию дел в организации;
  7. улучшаются взаимоотношения рядовых работников и руководителей;
  8. создается система критериев оценки основных видов деятельности в рамках подразделений;
  9. лучше взаимоувязываются индивидуальные цели отдельных работников, цели подразделений и общеорганизационные цели.

Персонал  организации получает:

  1. большие возможности для роста;
  2. ощущение причастности к общему делу;
  3. большее удовлетворение от своего труда;
  4. лучшую систему подготовки кадров, возможность профессионально-квалификационного продвижения, роста;
  5. новые возможности морального и материального вознаграждения;
  6. повышение гарантий занятости в результате роста эффективности организации;
  7. новые возможности для своего интеллектуального развития.

 

     Отмечая высокую эффективность групповой  формы вовлечения персонала, нельзя признать ее как единственно приемлемую, как абсолютно оптимальную и  универсальную для всех условий  и ситуаций. Прежде всего, следует  иметь в виду, что коллективное решение не всегда лучшее, так как:

·  коллективное решение часто является компромиссным;

·  коллективное мнение людей сложится под нажимом или в результате заблуждения;

·  часто трудно найти ответственного за коллективное решение и его реализацию. 

1.2. Функции и  роль персонала в реализации  концепции TQM      

Персонал  в системе качества, особенно соответствующей  TQM, присутствует  в управляющей подсистеме качества в лице работников соответствующих структур и ли руководителей, а также всех работников (исходя из принципа вовлечения сотрудников) и в управляемой подсистеме, как ее важнейший элемент, наиболее «активно» обеспечивающий создание продукции (услуги ) определенного качества. Учитывая такое обоюдное место персонала в подсистеме качества, можно определить и его роль в функционировании данной системы, которое строится на ряде основополагающих положений, вытекающих из принципов TQM. Роль персонала раскрывается через выполняемые им функции и представлена в таблице 1.2. [ ссылка ]  
  
  
  
  
  

 

 

     Таблица 1.2. – Роль персонала  в системе качества TQM-ориентированной организации

Принцип концепции TQM

Характеристики  системы качества

Функции и роль персонала  в рамках подсистем:

Управляемой

Управляющей

1

2

3

4

1. ориентация  на потребителя

Определение (установление) целей, задач и функций, учитывающих потребности потребителей (1- внешних и 2 – внутренних), выделение соответствующих ресурсов, необходимых для проведения политики качества и достижения целей.

Подбор (подготовка персонала), по своим профессионально-квалификационным качествам соответствующего  стратегии удовлетворения потребительских запросов; формирование системы управления персоналом, ориентированной на внешних и внутренних потребителей.

Совершенствование, развитие рабочей силы, необходимое  для производства соответствующей продукции (услуг), (самообучение)

2. Лидерство

Инициирование разработки, внедрения, поддержания  в рабочем состоянии и развития системы качества. Ответственность  руководителя.

Обеспечение лидерства  и ответственности через достижение заинтересованности руководства, создание соответствующих «органов» (руководящий совет) и т.п.

Восприятие  инициативных действий руководства, их адаптация и реализация.

3. Вовлечение  работников

Партисипативный стиль управления, коллективное участие

Обеспечение условий  вовлечения (мотивация, организация работ групп, обучение, продвижение, информирование и т.п.).

Саморазвитие, самореализация, повышение качества выполнения работ, самоконтроль.

4. Процессный  подход

Взаимосвязь системы  качества со всеми видами деятельности организации, со всеми этапами цикла жизни продукции; все виды деятельности в рамках системы менеджмента качества – суть процессы.

Процессное  управление всеми видами деятельности организации и этапов, постоянство  управляющего воздействия.

Функционирование  рабочей силы – процесс создания качсетва на всех этих этапах жизненного цикла продукции.

5. Системный  подход

Наличие комплексных  планов, увязывающих все процессы их составляющие

Комплексное, системное  воздействие на управляемую подсистему.

Персонал –  важнейший элемент каждого вида деятельности организации по созданию качества.

6. Постоянное  совершенствование

Наличие непрерывного улучшения качества, метод «кайзен», не отказываясь и от системы «кайрио»

Обеспечение непрерывного и инновационного улучшения, вовлечение всего персонала в этот процесс, обеспечение персонала возможностями постоянного совершенствования.

Непрерывность развития, совершенствования трудовых процессов, методов труда, в т.ч. саморазвития; непрерывность восприятия улучшающего  воздействия управляющей подсистемы.

7. Принятие  решений, основанных на фактах

Осуществление регулярного внутреннего аудита, самооценки и внешней оценки; строгая  документация всех элементов системы  качества, всех процессов.

Организация, проведение и учет результатов внутреннего  аудита, самооценки, внешней оценки, анализ данных опросов, пожеланий работников.

Самоаттестация, самооценка и саморазвитие на их основе, совершенствование рабочей силы, методов работы в результате аудита.

8. Взаимовыгодные  отношения с поставщиками

Наличие стратегических альянсов с поставщиками, обеспечивающих конкурентные преимущества организации

Формирование  и управление стратегическими отношениями  с поставщиками, обеспечение своевременной  и бездефектной поставки продукции

Функционирование, сотрудничество по схеме «поставщик - потребитель» внутри организации (в коллективе, в  процессе производства товаров и  услуг, в процессе труда).

Информация о работе Принцип менеджмента качества - вовлечение персонала