Принципы и методы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть и изучить принципы и методы стандартизации. В процессе выполненной самостоятельной работы были рассмотрены: стандартизация в системе управления качеством, принципы и методы стандартизации, а также проблемы и перспективы развития стандартизации. Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 7
1.1 Сущность процессов стандартизации 7
1.2 Система стандартизации России 15
1.3 Система международных стандартов 22
2 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 32
2.1 Основные принципы стандартизации 32
2.2 Методы стандартизации 34
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы и методы стандартизации.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования


 

ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

Факультет: Экономики  и менеджмента

Специальность: Менеджмент организации

 Кафедра: Экономики и автоматизированных  систем управления 

 

 

Тема: «Принципы и методы стандартизации»

Курсовая работа по дисциплине: «  Управление качеством»

 

 

Студент гр.10100        _______________          В.В. Шеховалов

                          (подпись)

 

Руководитель                       ________________  Л. К. Чистякова

Профессор, д.ф-м.н.                (подпись)

             

 

        

___________________

             (дата)

 

Юрга  2004

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования


 

ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ТОМСКОГО  ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО  УНИВЕРСИТЕТА

                                                 
                                                   Кафедра ЭиАСУ

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедры Э и  АСУ

___________Н.Ю. Крампит

«___»____________  2004г.

 

З А Д А Н И Е

на выполнение курсовой работы по дисциплине 

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТОВОМ»

 

Студенту  гр. _________    _______________________

 

на тему ___________________________________________

Курсовая работа должна содержать:

 

Титульный лист

Задание на курсовую работу

Реферат

Содержание

Введение

Теоретическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Срок сдачи  выполненной работы:  22.12.2004г.

 

Задание принял к исполнению __________________________

 

Руководитель работы

профессор, д.ф-м.н.    Л.К. Чистякова

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 49 страниц, 6 источников, 3 рисунков, 1 таблиц.

 

стандарт, Стандартизация, методы, принципы, гост р,  ИСО 9000

 

Объектом исследования является принципы и методы стандартизации.

Цель работы рассмотреть и изучить принципы и методы стандартизации.

В процессе  выполненной  самостоятельной работы были рассмотрены: стандартизация в системе управления качеством, принципы и методы стандартизации, а также проблемы и перспективы развития стандартизации.

Стандартизация –  это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

5

1 Стандартизация в системе управления качеством

7

1.1 Сущность процессов  стандартизации

7

1.2 Система стандартизации  России 

15

1.3 Система международных  стандартов

22

2 принципы и методы стандартизации

32

2.1 Основные принципы  стандартизации

32

2.2 Методы стандартизации

34

3 Стандартизация  сегодня: проблемы и перспективы

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

48


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия  для деятельности отечественных  фирм и предприятий. Право предприятий  на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

 Стандартизация, сертификация  и метрология в том виде  как это было в плановой  экономике, не только не вписывались  в новые условия работы, но  и тормозили либо просто делали  невозможной интеграцию России  в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств  измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и  его торговый посредник, стремящиеся  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта  и определяет прогрессивные, а также  экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это  образец, эталон, модель принимаемые  за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается  на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.           

Цель курсовой работы дать понятие стандартизации и раскрыть основные принципы и методы стандартизации.

В первой главе рассматривается стандартизация в системе управления качеством, а именно раскрывается сущность процессов стандартизации, рассказывается о системе стандартизации России и системе международных стандартов.

Во второй главе раскрываются основные принципы и методы  стандартизации.

В третье главе описываются проблемы и перспективы развития стандартизации.

 

1 Стандартизация в системе управления качеством

 

1.1 Сущность процессов стандартизации

 

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Стандартизация является одним  из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Действующая система  стандартизации позволяет разрабатывать  и поддерживать в актуальном состоянии:

  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

  • безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
  • техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
  • единство измерений;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
  • экономию всех видов ресурсов.

Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом:

  • стандарты должны быть социально и экономически необходимыми;
  • стандарты должны иметь определенный круг пользователей и конкретность требований;
  • стандарты не должны дублировать друг друга;
  • стандарты должны отражать взаимосогласованные требования комплексности по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от исходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления;
  • стандарты должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода;
  • стандарты должны своевременно пересматриваться.

Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготовляющих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу).

2. Системностъ стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы.

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.

4. Эффективность стандартизации. Применение нормативной документации (НД) должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасной жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

6. Гармонизация предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

Информация о работе Принципы и методы стандартизации