Принципы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение принципов управления. Основными задачами работы являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание принципов менеджмента
2. Классификация принципов менеджмента
3. Современные принципы менеджмента
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы менеджмента.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

1. Сущность и содержание принципов  менеджмента

2. Классификация принципов менеджмента

3. Современные принципы менеджмента

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является рассмотрение принципов управления. Основными  задачами работы являются изучение и  практическое применение принципов  развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических  и организационных условий для  эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение  этими закономерностями является необходимым  условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства  страны.

Наука управления имеет в своей  основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических  аспектов управления и искусству  воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные  основы менеджмента - его принципы.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются  на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и  совершенствуются методы, формы, техника  и сами принципы управления. Изменения  политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень  знаний наполняют новым содержанием  теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип  управления при неизменности его  сути называется в разных странах, в  различных национальных школах менеджмента  по-своему.

 

 

 

  1. Сущность и содержание принципов менеджмента

 

Основой любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту. Система менеджмента опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы.

В относительно недалеком прошлом  не было сложной системы хозяйственных  связей, обусловленной развитием  специализации и кооперации труда  и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные  практикой принципы менеджмента, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия  и экономики в целом.

Основные принципы определяют философию  и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются  его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов  и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих  методик, инструкций, положений и  нормативов.

Общественно-производственные отношения  определяют роль и место каждого  работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. От качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат - итог деятельности огромного  коллектива.

Принципы менеджмента относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей  управления.

Таким образом, принципы менеджмента  отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе  говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

 

  1. Классификация принципов менеджмента

 

В научной литературе нет единого подхода к классификации принципов менеджмента, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов менеджмента. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы менеджмента весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных  сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичной, так и общей цели повышения  эффективности производства, социально-экономического развития. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру  органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

В совокупности все принципы менеджмента можно разделить на 3 основные группы:

Общие и структурно-функциональные принципы:

1. Принцип научности управления. Этот принцип требует построения  системы управления и ее деятельности  на строго научных основаниях.

2. Принцип единства теории и  практики управления.

3. Принцип государственной законности  системы менеджмента организации.  Управление организацией должно  осуществляться в соответствии с законодательством.

4. Принцип унификации элементов  системы менеджмента. Необходимо  обеспечить оптимальный уровень  унификации объектов производства, элементов производственного потенциала, технологии, структур управления, информации, документов и т.д.

5. Принцип специализации и универсализации  процессов производства.

6. Принцип органичной целостности  объекта и субъекта. Управление  должно составлять единую комплексную  систему, имеющую вход, обратную  связь, связь с внешней средой  и выход.

7. Принцип развития системы менеджмента.

8. Принцип устойчивости по отношению  к внешней среде. При изменении  внешней среды система управления  организацией не должна кардинальным  образом меняться.

9. Принцип мобильности процессов  управления.

10. Принцип автоматизации управления.

11. Принцип многовариантности управленческого  решения.

12. Принцип плановости.

13. Принцип экономичности и эффективности.

14. Принцип оптимального сочетания  отраслевого и территориального  управления.

Развитие общества тесно связано  с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует  необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит  из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил  требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей  силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества

15. Принцип ответственности.

16. Принцип прибыльности.

17. Принцип маркетинговой политики. Он предусматривает направленность деятельности менеджера на покупателя, рынок сбыта продукции, возможность выпуска конкурентоспособной продукции.

18. Принцип иерархии и обратной  связи. Предусматривает возможность  построения многоступенчатых организационных  структур управления.

19. Принцип частной автономии  и свободы. Предполагает, что все инициативы исходят из свободно действующих экономических субъектов.

20. Принцип единоначалия и коллегиальности.  Любое принимаемое решение должно  разрабатываться коллегиально (или  коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов  по различным вопросам. Принятое  коллегиально (коллективно) решение  проводится в жизнь под персональную  ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.

21. Принцип нововведений и инноваций.  Предполагает создание внутри  организации специальных инновационных  подразделений, организации отделов  рискованных инициатив.

22. Принцип периодической полной  реорганизации производственных  и управленческих структур. Такая  реорганизация должна производиться  каждые 3-5 лет, а в наиболее  преуспевающих организациях - каждые 2-3 года.

23. Принцип контроля и проверки  исполнения.

 

Принципы, определяющие взаимоотношения  в коллективе:

Основной принцип -  это партнерство в отношениях между менеджером и коллективом. Означает замену жестких отношений подчиненности отношениями, основанными на уважении и доверии к подчиненному как к человеку, умеющему также хорошо, как и менеджер выполнять свои обязанности. А именно делегирование полномочий и ответственности, создание наилучших условий для персонала, отказ от привилегий, расширение сфер общения с подчиненными, принцип мотивации и рационального подбора, подготовки и расстановки персонала, принцип подчиненности личных интересов общим, принцип стабильности рабочего места для персонала, принцип единства направлений, принцип справедливости, принцип дисциплины, принцип инициативы, корпоративный дух.

Принципы, формирующие личность менеджера:

Целенаправленное воспитание и  самовоспитание личности менеджера.

Принцип кадровой политики. Включает широкий спектр вопросов - качество и уровень подготовки менеджера, формы обучения, способы и средства обучения.

 

3. Современные принципы менеджмента

 

1. Принцип системности и комплексности.  Этот принцип требует одновременно  и комплексного, и системного  подходов к управлению. Системность  означает необходимость использования  элементов теории больших систем, системного анализа в каждом  управленческом решении. Комплексность  в управлении означает необходимость  всестороннего охвата всей управляемой  системы, учета всех сторон, всех  направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех  особенностей структуры управляемого  коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных  и т. д. Таким образом, системность  означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность - к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

2. Принцип демократического централизма.  Этот принцип является одним  из важнейших и означает необходимость  разумного, рационального сочетания  централизованного и децентрализованного  начал в управлении. Централизация  означает концентрацию властных  полномочий на верхнем уровне  руководства организацией. Цель  централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение  ошибок на нижних уровнях управления. Негативные стороны централизации  заключаются в снижении оперативности  управления, уменьшения возможностей  адаптации к новым условиям  работы. Имеет несомненные преимущества  при решении глобальных, стратегических  задач, позволяет широко, масштабно  распределять все виды резервов  и ресурсов, но при этом неизбежно  подавляется творческая инициатива  исполнителей, не всегда оптимально  решаются тактические задачи. Но  в некоторых, чаще всего экстремальных,  ситуациях принцип единоначалия  совершенно незаменим. Важное  следствие имеет принцип единоначалия - работник должен получать приказы  только от одного непосредственного  начальника. Децентрализация управления - это передача или делегирование  прав и ответственности за  ряд ключевых решений на нижние  уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение  процессов принятия решений и  инициатив на нижних уровнях  управления. Оперативность руководства,  высокая адаптивность организации  к новым условиям. Негативные  стороны децентрализации - эмерджентность, обособленность частей, что часто  ведет к конфликтам, ослаблению  контроля и единства в действиях.  Освобождает членов коллектива  от постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия - соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим.

Информация о работе Принципы менеджмента