Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель исследования - разработать и принять управленческое решение по выпуску новой продукции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рссмотреть понятия теории принятия решений.
2. Проанализировать основные этапы принятия управленческих решений.
3. Рассмотреть особенности принятия решений в стратегическом управлении.
4. Разработать управленческое решения по выпуску новой продукции для ОАО «Кемеровский хладокомбинат» и дать экономическое обоснование данного решения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль решений в процессе управления……………………………..5
1.1. Основные понятия теории принятия решений…………………..5
1.2. Основные этапы принятия решений……………………………13
1.3. Принятие решений в стратегическом управлении……………..22
Глава 2 Разработка управленческого решения по выпуску нового
товара (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)……...30
Глава 3 Экономическое обоснование решения……………………………34
Заключение…………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………..38
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1. Основные понятия
теории принятия решений…………………
1.2. Основные этапы принятия решений……………………………13
1.3. Принятие решений в
Глава 2 Разработка управленческого решения по выпуску нового
товара (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)……...30 Глава 3 Экономическое обоснование решения……………………………34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является ее квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что–то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Объект исследования – управленческие решения.
Предмет исследования – разработка и принятие управленческих решений по выпуску новой продукции.
База исследования – ОАО «Кемеровский хладокомбинат».
Цель исследования - разработать и принять управленческое решение по выпуску новой продукции.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия теории принятия решений.
2. Проанализировать основные этапы принятия управленческих решений.
3. Рассмотреть особенности
принятия решений в
4. Разработать управленческое
решения по выпуску новой
Разработанность темы в отечественной и зарубежной управленческой литературе достаточно широка. По данной проблематике можно встретить работу таких авторов, как: В.С. Диев, Р. Доусон, Н.Л. Карданская, Р.Л. Кини, Х. Райфа, М. Мескон, Л. Планкет, А. Фахрудинова и др.
1.1. Основные
понятия теории принятия
Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его центральное место в процессе управления. Это обусловлено, во-первых, тем, что структура решения в целом соответствует структуре управления.
Будем понимать управление
как процесс воздействия
Можно представить данное понимание процессов управления и принятия решения в виде схемы на Рис. 1 [4; 7].
СУ |
УТ |
ОУ | ||
ЛПР |
РиИР |
ОУ |
На данной схеме: СУ - субъект управления, УТ - управленческие технологии, ОУ - объект управления, ЛПР - лицо, принимающее решение, РиИР - процесс разработки и исполнение решения. Верхний ряд схемы представляет структуру процесса управления, а нижний - логику управленческого решения, которое также направлено на изменение объекта управления.
Можно показать роль и место принятия решений в процессе управления организацией, определив управление как процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятием решений. Согласно данному подходу, описанному в учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [9], процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс принятия решения не является одним из этапов управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления.
В процессе планирования принимаются решения:
- о миссиях и целях организации;
- о планах деятельности
организации и подразделений;
- о реакции на различные состояния на состояние внешней среды;
- о стратегии и тактике достижения целей организации;
- о бюджете организации;
- о выборе инвестиционных проектов.
В процессе организации и координации деятельности принимаются решения:
- об организационной структуре;
- о координации деятельности подразделений;
- о делегировании полномочий;
- о реорганизации (укрупнении, объединении) подразделений;
- о создании рабочих
групп, комиссий или комитетов;
В процессе мотивации принимаются решения:
- о выявлении степени
удовлетворенности сотрудников
условиями труда, оплатой
- о выявлении нужд и потребностей подчиненных;
- о поощрении или наказании сотрудников;
- о мерах повышения производительности труда.
В процессе контроля принимаются решения о:
- разработке критериев оценки результатов работы;
- введении процедур контроля;
- об определении периодичности контроля [9; 15].
Данные примеры показывают, что принятие решений сопровождает всю деятельность руководителя.
Понятийная база теории управленческих решений складывалась из терминов, разработанных в различных сферах: математике, психологии, теории управления, политологии и пр. Поэтому многие понятия теории управленческих решении многозначны. Можно встретить несколько трактовок понятия «решение».
Решение понимается и как результат выбора, и как процесс выбора, и как сам акт выбора.
Неоднозначность трактовки связана со спецификой конкретных исследований. Если решение понимается как процесс, то исследуются основные этапы его подготовки, реализации и контроля.
В БСЭ содержится следующее определение решения:
«Решение - один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т.п. Этот процесс заканчивается принятием решения» [10].
В.С. Диев [1] определяет решение как мыслительный процесс, предполагающий предварительное осознание целей v. способа действий, проработку раз-личных вариантов.
Решение как результат действия представляет собой предписание к действию. Так, Э.А. Смирнов определяет решение как «результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация» [11].
Многие авторы определяют
решение как акт выбора. М. Альберт,
М. Мескон, Ф. Хедоури определяют решение
как выбор альтернативы.
Общим для всех этих определений моментом является то, что решение - это выбор одной из возможных альтернатив. Процессы принятия управленческих решений являются центральным звеном управленческой деятельности, пронизывают все функции управления.
Управленческое решение является, во-первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а во-вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемым ими как обязательное к исполнению [2].
В процессе принятия решений можно выделить следующие элементы:
1. Лицо, принимающее решение (ЛПР) - человек или группа людей, наделенные необходимыми полномочиями для принятия решения и несущие за него ответственность.
2. Проблема - несоответствие между желаемым и действительным положением дел, зафиксированное ЛПР.
3. Проблемная ситуация - проблема в контексте конкретных условий и обстоятельств.
4. Управляемые переменные проблемной ситуации - факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР может управлять в ходе решения проблемы.
5. Неуправляемые переменные проблемной ситуации - факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР не может управлять в ходе решения проблемы.
6. Внешняя среда (фон) проблемной ситуации - совокупность управляемых и неуправляемых переменных, а также стабильных факторов проблемной ситуации.
7. Ограничения (внутренние и внешние) на значения управляемых и неуправляемых переменных, определяющие область допустимых решений.
8. Цель - желаемое для ЛПР идеальное состояние объекта управления или проблемной ситуации.
9. Варианты - возможные способы решения проблемы, средства достижения цели.
10. Альтернативы - взаимоисключающие варианты (средства) решения проблемы.
11. Критерий (или критерии) выбора альтернатив - основание выбора альтернатив или определения порядка предпочтения вариантов.
12. Правило выбора альтернатив - принципы или методы выбора альтернатив или вариантов решения.
13. Решение - собственно выбор как минимум из двух альтернатив или определение порядка предпочтения как минимум двух вариантов.
14. Допустимое решение (решения) - решение (решения), удовлетворяющее существующим ограничениям.
15. Оптимальное решение - наилучшее решение, решение, достигающее экстремума целевой функции по принятому критерию.
16. Эффективное решение - решение, оптимальное по двум критериям -реализации целевой функции и минимизациям затрат.
17. Возможные исходы - возможные последствия реализации тех или иных вариантов или альтернатив [4; 7].
Классифицировать решения можно по различным основаниям. Возможные типы решений представлены в табл. 1 [14].
Основание классификации |
Типы решений |
1 |
2 |
Ведущий психический фактор |
Волевые, эмоциональные, интеллектуальные
|
1 |
2 |
Методы принятия решений |
Интуитивное решение, решение, основанное на суждении, рациональное решение |
Степень структурированности проблемы |
Неструктурированные решения, слабоструктурированные решения, структурированные решения
|
Степень повторяемости |
Стандартные, нестандартные, типичные, нетипичные |
Степень запрограммированности |
Запрограммированные, незапрограммированные |
Специфика ЛПР |
Коллективные, индивидуальные |
Степень неопределенности проблемной ситуации |
Определенные (детерминистические), неопределенные, рискованные |
Срок реализации и степень воздействия на будущее |
Оперативные, тактические, стратегические
|
Сфера реализации |
Технические, правовые, экономические, политические, технологические, административные |
Степень новизны |
Адаптивные, инновационные |
Возможность корректировки |
Корректируемые, некорректируемые (обратимые, необратимые) |
Информация о работе Принятие управленческий решений по выпуску новой продукции