Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:34, реферат

Краткое описание

Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие - процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения - это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 112.10 Кб (Скачать файл)

1. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления

Управленческое  решение – это продукт управленческого труда, а его принятие - процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения - это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.

Решение должно отвечать ряду требований. Главные  среди них – обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).

Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими  полномочиями, возложив на них в  то же время ответственность за состояние  дел на управляемом объекте. Очень  важным условием положительного воздействия  решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).

2. Классификация управленческих решений

В организации  принимается большое количество самых разнообразных решений. Они  разнятся по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам  воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т. д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Классификация решений, принимаемых в организации

 

Программируемые решения – это решения повторяющихся  и четко определенных проблем. Как  правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация, а также готовые, разработанные  и успешно применявшиеся ранее  правила и процедуры. Процедура  устанавливает порядок, последовательность действий, права, обязанности участников взаимодействия в процессе принятия решения. В качестве примера можно  привести задачу оформления периодического заказа инвентаря для одного из цехов  предприятия. Для разработки и оптимизации  программируемых решений используются формализованные методы, которые  имеют четкий алгоритм решения задачи в виде экономико-математических моделей, методик анализа и расчета  данных, компьютерных программ, обеспечивающих высокую точность количественной оценки разрабатываемых вариантов.

Непрограммируемые решения связаны с новыми, сложными, не встречавшимися ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддающимися точной количественной оценке. Как  правило, их сложно определить и структурировать, они характеризуются неясной  формулировкой цели, неточностью  и неопределенностью информации, отсутствием четких правил и процедур решения. При разработке непрограммируемых  решений применяются эвристические  методы. Они характеризуются тем, что разработка альтернативных вариантов  решений основана не на точных расчетах, а на логике, суждениях и умозаключениях. При этом используются профессиональные знания, высокий уровень квалификации, творческие способности специалистов различных областей. К непрограммируемым относятся решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т. д. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов и сложности организации, усиления динамичности и неопределенности ее внешней среды.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. Принимающий решение не взвешивает «за» и «против» по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувство. Интуиция включает предчувствие, воображение, проницательность или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и в последующем принятии решений. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудно определяемыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.

Решения, основанные на суждениях – это  выбор, обусловленный знаниями и  накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в  подобных ситуациях раньше и прогнозирует результат альтернативного выбора. Здесь существует опасность упустить новую альтернативу, так как руководитель ориентируется на старый опыт решения  аналогичных проблем.

Рациональные  решения не зависят от прошлого опыта. Процесс их принятия предполагает выбор  такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Идет поиск наилучшего решения. Процедура  принятия рационального решения  включает семь последовательных этапов:

1) определение проблемы;

2) формулировка ограничений и критериев принятия решений;

3) выявление альтернатив;

4) оценка альтернатив;

5) выбор альтернативы;

6) реализация решения;

7) обратная связь.

3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

Определение проблемы. Необходимым условием принятия решения является сама проблема: если бы не существовало проблем, то не было бы никакой необходимости в решениях. Проблемы обычно бывают трех типов: благоприятные, кризисные и обычные.

Кризисные и обычные - это явные проблемы, которые должны рассматриваться менеджерами.

Благоприятные, напротив, обычно завуалированы, и менеджер должен их обнаруживать.

Поскольку большинство кризисных и обычных  проблем по своей природе требует  немедленного внимания, менеджер может  тратить массу времени, рассматривая их, и не иметь времени заниматься важными новыми благоприятными проблемами.

Многие  хорошо управляемые организации  пытаются отвлечься от кризисных  и обычных проблем и обратить внимание на более долгосрочные вопросы  посредством определения перспективных  целей, стратегий и программ планирования.

Первая  фаза определения проблемы – осознание  симптомов сбоев или имеющихся  благоприятных возможностей. Такими симптомами являются:

1) низкие прибыль, сбыт, производительность труда, качество продукции;

2) высокие издержки производства и обращения;

3) многочисленные конфликты в организации, большая текучесть кадров, низкая мотивация и преданность персонала. Вторая фаза диагностирования проблемы – определение причин возникновения проблем.

Следующим шагом является ранжирование проблемы в ряду других проблем. В основу ранжирования могут быть положены следующие факторы:

1) воздействие на организацию;

2) срочность проблемы и ограничения по времени;

3) поддержка проблемы извне в пользу ее решения;

4) жизненный цикл проблемы.

Формулировка  ограничений и критериев принятия решения.

На этом этапе учитываются ресурсы для  реализации решения. Они должны быть реалистичными. Ограничителями могут  быть лимиты времени на разработку и решение проблемы, размеры выделяемых для этого средств, параметры  эффективности достижения целей. Кроме  ограничений, руководитель определяет и стандарты, по которым необходимо оценивать альтернативные варианты выбора. Это критерии принятия решений. Они имеют разные содержание и  форму. Наиболее полно критерии разработаны  для программируемых решений, где  возможны использование методов  количественного анализа и электронная  обработка данных.

Применение  экономико-математических методов  к решению управленческих проблем  позволяет использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую  обычно надо максимизировать или  минимизировать; поэтому такой выбор  называется оптимизационным. Примерами  оптимизационных критериев могут  служить: максимизация прибыли, доходов, производительности, эффективности; минимизация - затрат, потерь от брака или простоев и т. д. Оптимальное решение выбирается на основании сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам; самым лучшим решением считается то, которое обеспечивает наиболее желательное значение целевого критерия. Примером таких решений являются оптимизация загрузки оборудования, складских запасов, раскроя материалов и т. д.

Для оценки вариантов слабоструктурированных решений применяют систему взвешенных критериев. Возможности такого подхода  к выбору наилучшего варианта можно  показать на несложном примере. Допустим, перед организацией стоит проблема выбора фирмы-поставщика нужных материалов. Таких фирм обнаружилось несколько, и все они в ходе предварительных  переговоров дали согласие сотрудничать с данной организацией. Однако ими  предлагаются разные условия в отношении  поставок, цен, скидок и т. д. Требуется определить самого подходящего поставщика. Для этого проводится сравнительный анализ предлагаемых вариантов с ориентацией на наиболее значимые для организации-потребителя критерии. Предположим, что в данном случае в качестве таких критериев избраны следующие:

1) цена за единицу поставляемого материала;

2) размер минимальных поставок;

3) условия предоставления скидок и льгот;

4) качество материала;

5) географическое расположение фирмы-поставщика;

6) статус последней.

По своему значению для организации они  неодинаковы, поэтому их необходимо «взвесить» относительно главного критерия. Пусть таковым определена цена на поставляемый материал, и ей придается  максимальная числовая оценка, например, 10. Остальные оцениваются путем  сравнения с наивысшей оценкой (табл. 2), в результате чего им присваиваются  указанные в таблице веса.

Таблица 2. Взвешивание критериев

 

Следует в частности обратить внимание на то, что организация придает географическому  расположению фирмы-поставщика такое  же значение, как и цене поставляемого  материала. Это обусловлено высокими транспортными тарифами на грузовые перевозки. Из таблицы видно и  то, что организация, о которой  идет речь, не очень озабочена по поводу минимального размера поставок и не придает большого значения статусу  поставщика, хотя все же принимает  его во внимание при отборе. По выбранным  и взвешенным критериям оцениваются  все возможные варианты решений. Условно рассматриваются четыре фирмы-поставщика, которые обозначаются как А,Б,В, и Г. На самом деле их может быть значительно больше, но они или неизвестны, или не принимаются во внимание (по тем или иным причинам). На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию (результат представлен в табл. 3); максимальная оценка равна 10. Если подытожить все оценки, полученные фирмами по всем критериям, то фирма А получит сумму 40, Б – 38, В – 34 и фирма Г – 37.

Однако  окончательное решение принимать  рано. Необходимо учесть разную «весовую категорию» каждого критерия и только после этого можно определить фирму, которой будет отдано предпочтение. Результаты этого этапа представлены в таблице 4, и из них следует  несколько неожиданный вывод: наивысшие  суммарные оценки со значительным опережением получает фирма Г, на предыдущем этапе занимавшая предпоследнее место.

 

 

Таблица 3. Взвешивание вариантов по критериям выбора

 

Таблица 4. Суммарное взвешивание вариантов по критериям выбора

 

Использование данного подхода построено на предположении, что существует возможность  определить все критерии и варианты решений, что известны приоритеты и  что они, как и приданные им весовые значения, носят постоянный характер. При таких условиях избирается вариант с максимальной оценкой.

Выявление альтернатив. Теоретически необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, но на практике руководитель редко располагает знаниями и  временем для этого. Поэтому число  альтернатив для дальнейшего  рассмотрения ограничивается несколькими  вариантами, которые считаются достаточно хорошими для улучшения проблемной ситуации. Нередко возникают новые, уникальные проблемы. Тогда выбор  альтернатив становится сложным  творческим процессом.

Имеется много методов творческого поиска альтернатив, основной целью которых  является генерирование идей: «мозговая  атака», групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, морфологический  анализ, метод электронного «мозгового штурма» и т. д. Задача руководителя – создать творческую атмосферу поиска альтернатив.

Условиями создания такой атмосферы могут  быть:

1) мотивация в поиске;

2) предоставление всей необходимой информации, позволяющей всесторонне познать проблему;

3) свободное обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы, исключение критики предложений;

4) выделение времени для вынашивания идей.

Оценка  альтернатив. На этом этапе определяются достоинства и недостатки выявленных вариантов решения проблемы. Для  сопоставления альтернатив используют критерии, установленные на втором этапе. Если какое-то решение не удовлетворяет  критерию, его дальше не рассматривают. Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления  каждой альтернативы.

Выбор альтернативы или принятие решения. Наилучшим  решением будет то, которое в наибольшей степени соответствует целям  и ценностям фирмы при использовании  наименьшего объема ресурсов.

Информация о работе Принятие управленческих решений