Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:34, реферат
Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие - процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения - это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.
1. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления
Управленческое
решение – это продукт
Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них – обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).
Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).
2. Классификация управленческих решений
В организации принимается большое количество самых разнообразных решений. Они разнятся по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т. д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 1).
Таблица 1. Классификация решений, принимаемых в организации
Программируемые
решения – это решения
Непрограммируемые
решения связаны с новыми, сложными,
не встречавшимися ранее, нетрадиционными,
непредвиденными проблемами, не поддающимися
точной количественной оценке. Как
правило, их сложно определить и структурировать,
они характеризуются неясной
формулировкой цели, неточностью
и неопределенностью
Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. Принимающий решение не взвешивает «за» и «против» по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувство. Интуиция включает предчувствие, воображение, проницательность или мысли, которые часто спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и в последующем принятии решений. Интуитивный подход может дать хорошие результаты при анализе проблем, требующих срочного решения, в ситуации с трудно определяемыми целями, неточной информацией и невозможностью количественной оценки.
Решения,
основанные на суждениях – это
выбор, обусловленный знаниями и
накопленным опытом. Человек использует
знание о том, что случалось в
подобных ситуациях раньше и прогнозирует
результат альтернативного
Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Процесс их принятия предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Идет поиск наилучшего решения. Процедура принятия рационального решения включает семь последовательных этапов:
1) определение проблемы;
2) формулировка ограничений и критериев принятия решений;
3) выявление альтернатив;
4) оценка альтернатив;
5) выбор альтернативы;
6) реализация решения;
7) обратная связь.
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
Определение
проблемы. Необходимым условием принятия
решения является сама проблема: если
бы не существовало проблем, то не было
бы никакой необходимости в
Кризисные и обычные - это явные проблемы, которые должны рассматриваться менеджерами.
Благоприятные, напротив, обычно завуалированы, и менеджер должен их обнаруживать.
Поскольку
большинство кризисных и
Многие
хорошо управляемые организации
пытаются отвлечься от кризисных
и обычных проблем и обратить
внимание на более долгосрочные вопросы
посредством определения
Первая фаза определения проблемы – осознание симптомов сбоев или имеющихся благоприятных возможностей. Такими симптомами являются:
1) низкие прибыль, сбыт, производительность труда, качество продукции;
2) высокие издержки производства и обращения;
3) многочисленные конфликты в организации, большая текучесть кадров, низкая мотивация и преданность персонала. Вторая фаза диагностирования проблемы – определение причин возникновения проблем.
Следующим шагом является ранжирование проблемы в ряду других проблем. В основу ранжирования могут быть положены следующие факторы:
1) воздействие на организацию;
2) срочность проблемы и ограничения по времени;
3) поддержка проблемы извне в пользу ее решения;
4) жизненный цикл проблемы.
Формулировка
ограничений и критериев
На этом
этапе учитываются ресурсы для
реализации решения. Они должны быть
реалистичными. Ограничителями могут
быть лимиты времени на разработку
и решение проблемы, размеры выделяемых
для этого средств, параметры
эффективности достижения целей. Кроме
ограничений, руководитель определяет
и стандарты, по которым необходимо
оценивать альтернативные варианты
выбора. Это критерии принятия решений.
Они имеют разные содержание и
форму. Наиболее полно критерии разработаны
для программируемых решений, где
возможны использование методов
количественного анализа и
Применение
экономико-математических методов
к решению управленческих проблем
позволяет использовать в качестве
критерия выбора целевую функцию, которую
обычно надо максимизировать или
минимизировать; поэтому такой выбор
называется оптимизационным. Примерами
оптимизационных критериев
Для оценки
вариантов
1) цена за единицу поставляемого материала;
2) размер минимальных поставок;
3) условия предоставления скидок и льгот;
4) качество материала;
5) географическое расположение фирмы-поставщика;
6) статус последней.
По своему значению для организации они неодинаковы, поэтому их необходимо «взвесить» относительно главного критерия. Пусть таковым определена цена на поставляемый материал, и ей придается максимальная числовая оценка, например, 10. Остальные оцениваются путем сравнения с наивысшей оценкой (табл. 2), в результате чего им присваиваются указанные в таблице веса.
Таблица 2. Взвешивание критериев
Следует
в частности обратить внимание на
то, что организация придает
Однако
окончательное решение
Таблица 3. Взвешивание вариантов по критериям выбора
Таблица 4. Суммарное взвешивание вариантов по критериям выбора
Использование данного подхода построено на предположении, что существует возможность определить все критерии и варианты решений, что известны приоритеты и что они, как и приданные им весовые значения, носят постоянный характер. При таких условиях избирается вариант с максимальной оценкой.
Выявление альтернатив. Теоретически необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, но на практике руководитель редко располагает знаниями и временем для этого. Поэтому число альтернатив для дальнейшего рассмотрения ограничивается несколькими вариантами, которые считаются достаточно хорошими для улучшения проблемной ситуации. Нередко возникают новые, уникальные проблемы. Тогда выбор альтернатив становится сложным творческим процессом.
Имеется
много методов творческого
Условиями создания такой атмосферы могут быть:
1) мотивация в поиске;
2) предоставление всей необходимой информации, позволяющей всесторонне познать проблему;
3) свободное обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы, исключение критики предложений;
4) выделение времени для вынашивания идей.
Оценка
альтернатив. На этом этапе определяются
достоинства и недостатки выявленных
вариантов решения проблемы. Для
сопоставления альтернатив
Выбор альтернативы
или принятие решения. Наилучшим
решением будет то, которое в наибольшей
степени соответствует целям
и ценностям фирмы при