Происхождение и содержание термина «менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода [5, c.114].
Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

0174 мен.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

1. Происхождение и содержание  термина «менеджмент»

 

Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода [5, c.114].

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Понятие "Менеджмент" в последнее, время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость изучать, но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует понятие " управление", а проблема управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова [2, c.197].  

Более глубокое изучение менеджмента приводит к пониманию основного различия. Оно состоит прежде всего в том, что в условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление в нашей стране подчинено плану, часто в ущерб не только удовлетворения? потребностей людей, но и эффективности производства, что в конечном итоге обусловливало увеличение любой ценой выпуска продукции, ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации.

Наблюдался принципиально разный подход к условиям, как мы тогда говорили, социалистического и капиталистического производства. А разные условия производства предполагали и различные подходы к управлению.

Во время перехода нашей страны к рыночной экономике, видоизменяются многие экономические категории, в частности управление человеческими ресурсами и персоналом. Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению: первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса), другой на управление человеческими ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности. Менеджмент человеческих ресурсов и персонала связан в свою очередь со следующими подходами к управлению: планирование по времени, разработка обоснованной программы реорганизации управления, определение места и способа мобилизации сил для достижения наибольшей эффективности, правильный выбор целей, рациональное сочетание указанных элементов в процессе принятия оптимального решения [1, c.59].

Один человек способен управлять другими людьми, но вместе с тем факт возможности управления самим собой не вызывает сомнения. Управляющие, которые не в состоянии направить свою деятельность в эффективное русло, вряд ли смогут правильно управлять своими сослуживцами и подчиненными. Управляющие, которые не знают, как эффективно организовать собственный трудовой процесс, показывают дурной пример для окружающих.

Для того, чтобы эффективно работать, еще не достаточно быть трудолюбивым, хорошо информированным или обладать высокими интеллектуальными способностями. Эффективность-это нечто самостоятельное и особенное.

Именно за эффективность труда получают свое вознаграждение управляющие, будь то руководители, отвечающие за свой личный вклад и за работу подчиненных, или специалисты, ответственные исключительно за свою собственную деятельность. Без эффективности невозможно выполнение современных задач, сколько бы знаний, умения и труда вы ни вкладывали в их решение.

До недавнего времени не было необходимости уделять особое внимание эффективности управляющих, а точнее - слишком беспокоится о низкой эффективности многих из них. В настоящее время большинство людей, особенно тех, кто имеет образование, работают в тех или иных организациях. Во всех развитых странах общество стало обществом организаций. Теперь эффективность отдельного человека все в большей степени зависит от его способности быть эффективным в своей организации, на руководящем посту [4, c.105].

            В настоящее время существует ряд понятий и направлений менеджмента. Это:

  • история, теория и практика управленческой мысли;
  • концепция управления, включающая знания и умение определять стратегию, планировать деятельность, добиваться поставленных целей, используя интеллект, труд, мотивы поведения людей;
  • по Ф. Тейлору это – «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым образом»;
  • научная теория эффективного управления производством, сбытом и людьми;
  • тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.

То есть необходима разделить два подхода к менеджменту:

  • теоретический менеджмент – теория эффективного управления;
  • практический менеджмент – эффективная управленческая  деятельность по организации производства, работ или услуг, благодаря которой на основе имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов можно добиться прибыльной, рентабельной работы предприятия (организации, фирмы и т.д.).

То есть менеджмент, как мы видим, непосредственно связан с управлением. Так что же такое тогда управление?

Управление, по определению М. Х. Мескона – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

По определению Анри Файоля тоже: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". Вот основные функции управления.

То есть управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля [5, c.87].

Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. В наиболее широком философском понимании управление представляют как функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей [2, с. 9].

Учитывая, что основное воздействие в человеческом обществе происходит на процесс трудовой деятельности, ряд авторов определяют управление как целенаправленное, систематическое, сознательное воздействие на коллективы людей в процессе их трудовой деятельности для эффективного использования имеющихся ресурсов при осуществлении общественного воспроизводства [2, с. 41]. Это воздействие также подразделяется на деятельность по согласованию, упорядочению, регулированию, координации и контролю общественного труда [2, с. 393].

Понятие управление “в узком смысле” включает в себя направления воздействия управленческого труда в зависимости от сферы приложения: управление производством, управление маркетингом, управление собственностью, управление качеством продукции, управление запасами, управление предприятием, организацией, подразделением в организации (например коммерческим отделом)  и т.д. Отсюда различают и виды менеджмента (табл. 1).

Таблица 1

Виды менеджмента

Критерии выделения видов менеджмента

Виды менеджмента

Воспроизводственный процесс

Управление производственной сферой

Управление непроизводственной сферой

Управление инвестиционными процессами Управление ВЭД

Региональное управление

Межрегиональное управление

Отраслевое управление

Межотраслевое управление

Другие

Развитие социально-экономических систем

Управление экономическим ростом

Антикризисное управление

Управление в условиях кризиса

Управление стабилизацией

Тип взаимодействия в системе корпоративного менеджмента

Управление предприятием

Управление АО

Управление  объединениями: концерном, консорциумом, синдикатом, трестом, ФПГ

Управление лизингом, факторингом, франчайзингом

Управление материнской компанией холдинга, дочерними предприятиями, филиалом

Жизненный цикл изделия (услуг)

Управление маркетингом

Управление научными исследованиями

Управление проектными разработками

Управление производством

Управление сбытом

Управление послепроизводственным обслуживанием

Факторы производства

Управление персоналом

Управление информационными ресурсами

Управление трудовыми ресурсами

Управление материальными ресурсами

Управление продукцией

Управление финансами


К закономерностям построения системы управления, характеризующим наиболее существенные объективные взаимосвязи процессов и явлений, относят:

  • соответствие управляющей системы управляемой;
  • поддержание пропорциональности, оптимального сочетания и соотношения всех частей и элементов;
  • соотношение внешнего воздействия и саморегулирования;
  • сочетание централизации и децентрализации в процессе управления;
  • оптимальная звенность управления;
  • гармонизация всех звеньев управления;
  • повышение комплексности управления;
  • повышение роли стратегической направленности;
  • гармоничное сочетание достижения стратегических целей и тактических задач;
  • соблюдение постепенности в приспособлении к новым обстоятельствам;
  • углубление кооперации и специализации управленческого труда;
  • обеспечение прибыльности в результате принятия управленческого решения;
  • учет конкуренции в борьбе за достижение лучших результатов хозяйствования [8, с.  87];
  • учет усиления зависимости хозяйственного управления от факторов внешней среды,
  • необходимость постоянного совершенствования способов и методов, а также технических средств управления;
  • достижение единонаправленности интересов управляющей и управляемых структур.

Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно,  нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития.

2. Исторические периоды развития  менеджмента

 

Принято считать, что управление возникло еще в первобытном обществе, когда добывание пищи и защита от врагов требовали согласования деятельности людей.

Зарождение менеджмента относится к IX – VII тысячелетиям до н.э.

По мере развития человеческого общества управление усложнялось. В период промышленной революции в Европе в 18-19в.в. управленческий труд отделился от собственности, собственники стали нанимать особых людей и зародилась профессия менеджера.

Первые научные работы по менеджменту, обобщающие накопленный практический опыт управления, появились за рубежом в конце 19-начале 20в.    

Человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Первый период в развитии теории и практики управления называется древним. Он наиболее длительный и охватывает время с 9—7 тыс. лет до н.э. примерно доXVIII века.

Второй период — индустриальный (1776—1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, который проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства.  

Большое влияние на формирование многих современных направлений менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Третий период — период систематизации (1856— 1960 гг.). Наука об управлении все время развивается. Менеджеры с течением времени изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. В условиях усложняющейся экономической жизни не всегда срабатывал опыт, выработанный в прошлые периоды. Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к управлению. Возникновение больших по масштабам типов производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников — обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Определенный прорыв был сделан на рубеже 30-х годов. Он ознаменовался появлением «школы человеческих отношений». Большой вклад в развитие этой школы был сделан в 40—60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behavior — поведение) было разработано несколько теорий мотивации.

Четвертый период — информационный (1960 г. — настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой «управленческой». Появление данной школы связано с применением математики и компьютеров в управлении. Сегодня математические методы используются очень широко (имитационное моделирование решений, применение общей теории систем для решения управленческих задач).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация потребителей

 

С точки зрения закона "О защите прав потребителей" потребитель:

1. Физическое лицо.

2. Приобретает или использует  товары (работы, услуги) исключительно  для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением  предпринимательской деятельности.

Информация о работе Происхождение и содержание термина «менеджмент»