Профессиональная ориентация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Ориентация - это деятельность, по введению новых работников в курс их новых задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами. Данный термин обычно используется при описании периода вхождения работника в должность

Вложенные файлы: 1 файл

5.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

Среднего  профессионального  образования

Колледж Малого Бизнеса № 40 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

Тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА».

                      
 
 

Студентки  Байбуриной Елены Марсовны 

Специальность  080402  «Товароведение» 

Курс  4 Группа  4 Тп-2 
 
 
 
 
 
 
 

2011-2012 учебный  год.

     Ориентация - это деятельность, по введению новых работников в курс их новых задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами. Данный термин обычно используется при описании периода вхождения работника в должность.

    Если  руководство заинтересовано в успехе работника па новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник - это личность. Когда новый  человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные  опыт и взгляды, которые могут  вписаться или не вписаться в  новые рамки. Попадая па новое  место работы, человек часто чувствует  себя одиноко и дискомфортно. Новичок  обычно не знает, кому и что говорить, когда и где ему находиться. Начало для любого работника затруднительно просто потому, что новизна означает сомнения, необходимость мириться с  большими жизненными изменениями, неуверенность  в будущем. И пройдет время, прежде чем новичок научится ориентироваться  на работе, а хорошая программа  ориентации может помочь сэкономить время. Первые несколько дней являются решающими в направлении новичка  на верный путь, в выработке позитивного  отношения, в обретении хорошего самочувствия.

    Следует отметить, что профориентациопная работа со взрослым населением в России только начинает складываться в систему, так  как вся предшествующая система  профориентации развивалась под  влиянием задач профессионального  обучения и воспитания молодежи. В  новых условиях требуется иной подход к вопросам профориептации. Основные ее задачи - помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства.

    Принципиальные  цели ориентации на конкретную организацию  состоят в следующем:

  • уменьшить стартовые издержки. Новый человек не знает работы и того, как работает организация. Это значит, что до тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, он требует дополнительных затрат. Эффективная ориентация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть общих стандартов исполнения работы;
 
  • снизить испытываемые новым работником озабоченность  и неопределенность. Озабоченность  здесь означает боязнь провалов в  работе. Это нормальный страх перед  новым, неизвестным, недостаточной  способностью уверенно и качественно  работать;
 
 
  • сократить текучесть рабочей силы. Если работники  ощущают себя неумелыми и нежеланными, то они могут отреагировать на это уходом с работы. Текучесть  высока как раз в период ломок, изменений, поэтому эффективное  ориентирование призвано свести на нет  эту дорогостоящую реакцию;
 
  • экономить время руководителя и сотрудников  по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять  свою работу, но требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются  сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время. Хорошие  программы по ориентации помогают экономить  время каждого из них;
 
 
  • развивать позитивное отношение к работе, реализм  в ожиданиях и удовлетворенность  работой. Новые работники должны с реализмом отнестись к изучению того, что от них ждет организация, а их собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком  маленькими. Каждый работник должен сочленить  цели предприятия и собственные  ценности. Ориентация помогает этому.

   Во  многих развитых странах предпринимаются  настойчивые усилия, направленные на обеспечение более тесной связи  целей и задач профориентации с потребностями производства. Все  большее понимание и поддержку  находит точка зрения, что эффективность  производства и обеспечение занятости  населения в значительной степени  зависят от согласованности в  работе служб профориентации, профподготовки и трудоустройства. Намечается тенденция  рассматривать профориентацию как  неотъемлемый элемент системы обеспечения  эффективной занятости населения  и всей работы с кадрами.

   Профориентационная  работа может быть ориентирована: на конкретную организацию; на трудовую деятельность; на рабочую специальность. Здесь  главными заинтересованными лицами выступают специальные учебные  заведения и предприятия, т.е. те организации, где осуществляется профессиональная подготовка. 

   Система проффессиональной ориентации включает: 

   1. Профориентационное обслуживание  населения (профпросвещение). 

   Цель - организация информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке  в регионе; формирующего представление  о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими  к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, В результате создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни.

   Профинформация, которая доводится до населения, должна даваться с учетом возрастных, социальных и национальных особенностей граждан, получающих данную услугу, а  качество и эффективность этого  направления работы зависят от ее полноты, достоверности, перспективности, доступности и выразительности.

   Профпросвещепие осуществляется путем бесед, лекций, публикаций во всевозможных средствах  массовой информации, через мероприятия, проводимые в индивидуальной и групповой  формах для разных категорий населения (например, реклама не очень популярных профессий по радио, выпуск проспектов, брошюр, плакатов о них).

   Профпросвещение может осуществляться как в учебной  работе по основам наук и трудовому  обучению школьников, так и во внеклассной  и внешкольной работе. Оно должно быть тесно увязано с потребностями  в кадрах региона. С 1998 г. начиная  с 7-го или 8-го класса в средних школах России будет введен новый курс - "Твоя профессиональная карьера". При его изучении школьников будут  знакомить с существующими профессиями, рассказывать об учебных заведениях, в которых их можно получить. Кроме  того, будет проводиться специальное  психологическое тестирование, которое  поможет определить школьнику свою склонность к определенным профессиям. Предполагается, что "карьеризму" старшеклассников будут учить час  в неделю.

   Расширение  и усложнение профориеитациониых связей привело в ряде стран (Великобритания, США) к возникновению понятий "развитие карьеры", "образование и ориентация по вопросам карьеры". Образование  по вопросам карьеры проводится в  школе во время уроков и отвечает общим интересам школьников, а  ориентация по вопросам карьеры включает мероприятия, направленные на удовлетворение их индивидуальных потребностей. Оба  вида этой деятельности помогают учащимся реально оценить свои способности  и соотнести их с имеющимися возможностями, готовят молодежь к переходу от школьной жизни к профподготовке, к непрерывному образованию, к выбору профессии  и места работы, т.е. к трудовой жизни. В то же время они не просто часть учебного курса, а его ядро, играющее координирующую роль в учебном  плане. В некоторых странах (Финляндия, Швеция, Япония) существуют подходы, близкие  к пониманию профориентации как  части более широкого процесса - развития карьеры. Например, в Японии такой подход нашел отражение  в законе о содействии в развитии людских ресурсов, предусматривающем  оказание систематического и поэтапного воздействия на развитие личности в  течение всей трудовой жизни с учетом профессиональных интересов человека, его намерений, способностей, опыта и других качеств, а также таких внешних факторов, как тенденции в техническом и экономическом развитии, ситуация на рынке труда, структурные изменения в промышленности и экономике, интернационализация экономических связей. Задачи профориентации в этом случае не ограничиваются только выяснением профессиональных способностей человека и предоставлением ему необходимой информации о профессиях и консультационных услугах, а рассматриваются шире - в процессе развития личности, как средство, помогающее планировать свой трудовой путь и продвигаться по нему.

   Во  многих странах профориентация в  школе играет роль "переходных услуг", связующего звена между учебой и  трудовой деятельностью и рассматривается  как одно из средств, регулирующих вхождение  молодежи в трудовую жизнь. В основном она выступает в форме профпросвсщсния  или профпропаганды и при необходимости  дополняется профконсультироваиием, проводимым копсультантами-психологами  или специально подготовленными  учителями школы. Следует отметить, что практика специальной подготовки учителей для проведения такой работы в последнее время получает все  большее распространение. Такая  подготовка учителей проводится в течение  одного года в университете. Подготавливаемые учителями данные о школьниках служат в большинстве стран базой  для работы с учащимися консультантов-психологов, которые не только дополняют, но и  корректируют деятельность учителей по вопросам профориентации молодежи.

   Следует отметить и некоторые негативные моменты, проявившиеся в развитии профориентации. Высказывается обеспокоенность, что  на нее все в большей степени  начинают возлагать главную ответственность  за решение вопросов занятости, что  задачи по трудоустройству молодежи все больше перекладываются на учителей, проводящих профориентациопную работу в школе.

   Профориентационная  работа может осуществляться также  через центры профориентации, которые  могут функционировать и как  самостоятельные подразделения  организаций, и как структурные  подразделения центров занятости  населения.

   В профориеитационной работе с населением систематизируются и используются различные фактические и статистические данные о текущем и перспективном  кадровом спросе, содержании, условиях, режиме и оплате труда по профессиям, рабочим местам, должностям, о требованиях  к знаниям, личности человека, предъявляемых  этими профессиями, и возможных  противопоказаниях к работе по ним. 

   2. Профессиональное консультирование.

   Цель - оказать обратившемуся содействие в выборе или перемене профессии  с учетом его пожеланий, склонностей  и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства. Профконсультант  помогает клиенту: 

  • снять тревожное состояние; 
  • определить проблему, если она неясна;
  • выявить круг его склонностей и подобрать соответствующую группу профессий; 
  • получить информацию о возможностях переобучения.

   Зачастую  дело заключается не в самой ситуации, в которую попал человек (увольнение с работы, сокращение штатов), а в  том, как он к ней относится. Задача психолога - помочь ему изменить взгляд на свое положение, оказать при необходимости  психологическую поддержку.

   Обращение посетителя к профконсультанту (психологу) носит добровольный характер, а сведения о нем не подлежат разглашению. Во внешний мир выдается только та информация, которую профконсультант предварительно обсуждает с клиентом.

   Основной  задачей профконсультанта в зависимости  от ситуации обратившегося является либо сужение поля выбора профессии (если клиент не определился относительно своей дальнейшей трудовой деятельности), либо расширение круга ее поиска (если он не видит возможности сменить  род занятий). Необходимо также раскрыть обратившемуся реальные варианты выхода из сложившегося положения, актуализировать  поиск новых путей профессионального  самоопределения. 

   Консультант в процессе работы с клиентом исследует: 

  • профессиональные интересы; 
  • профессиональные склонности; 
  • мотивацию профессионального самоопределения;
  • психологическую профпригодность к определенным видам деятельности. 

   В результате работы психолога расширяется  информированность клиента о  содержании различных профессий, приводятся в соответствие его самооценка и  уровень профессиональных притязаний с возможностями, корректируются профессиональные планы и намерения.

   Профессиональное  консультирование проводится с учетом состояния здоровья обратившегося, а также структуры региональной потребности в кадрах.

   Окончательное решение о выборе (или перемене) профессии, учебного заведения, места  работы принимает клиент. Не допускаются  какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в  сфере самоопределения путем  сокрытия или приукрашивания информации.

   Квалифицированная профориентационная помощь способствует тому, что клиент впоследствии получает удовлетворение от выполняемой работы.

   Исходя  из круга решаемых задач, к профессиональному  консультированию привлекаются представители  разных организаций, врачи, психологи  и социологи.

   В зависимости от своей квалификации профконсультант проводит беседы с  использованием различных информационных материалов, применяет методы психодиагностики, организует групповое обсуждение проблем, деловые игры, психологический тренинг.

Информация о работе Профессиональная ориентация персонала