Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение основных характеристик кисломолочных продуктов, их химического состава, пищевой ценности и других факторов, а также постановка и проведения экспертизы на примере исследуемых образцов.
Задачи курсовой работы:
Изучение тенденций молочной отрасли Челябинска;
Определение химического состава и пищевой ценности кисломолочных продуктов;
Изучение классификации кисломолочных продуктов;
Определение дефектов и болезней кисломолочных продуктов;
Изучение требований к качеству кисломолочных продуктов в соответствии с нормативной документацией;
Определение влияния отдельных операций на качество кисломолочных продуктов;
Проведение экспериментальной части – постановка опыта, характеристика образцов кисломолочных продуктов.
Введение 4
1. Обзор литературы 6
1.1. Становление массового производства кисломолочных продуктов в городе Челябинске. Состояние и перспективы развития молочной промышленности в Челябинске в наши дни 6
1.2. Химический состав и пищевая ценность кисломолочных продуктов 12
1.3. Особенности производства кисломолочных продуктов 17
1.4. Влияние отдельных операций на качество кисломолочных продуктов 21
1.5. Классификация ассортимента кисломолочных продуктов по различным признакам, их характеристика 24
1.6. Требования к качеству кисломолочных продуктов в соответствии с НД 30
1.7. Дефекты кисломолочных продуктов 32
1.8. Условия хранения и транспортирования, срок хранения 33
1.9. Современные исследования по улучшению качества продукции 34
1.10. Разработка новых видов кисломолочных продуктов 36
2. Экспериментальная часть 38
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «УралАгроторг». Основные поставщики 38
2.2. Классификация кисломолочных напитков, реализуемых предприятием 38
2.3. Объект, методы исследования 39
2.4. Постановка опыта, характеристика образцов 40
2.5. Анализ результатов сравнения с нормативными требованиями 42
2.6. Влияние условий торгового предприятия и срока хранения на товарное качество продукции 45
2.7. Рекомендации по сохранению качества продукции в процессе реализации 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
Оглавление
К кисломолочным относятся
Для кисломолочных продуктов
Цель курсовой работы - изучение основных характеристик кисломолочных продуктов, их химического состава, пищевой ценности и других факторов, а также постановка и проведения экспертизы на примере исследуемых образцов.
Задачи курсовой работы:
При написании курсовой работы использовались различные источники – специализированная литература, учебники, журналы, нормативные акты, а также материалы Интернет.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников.
Молочная отрасль России традиционно занимает одно из ведущих мест в продовольственной отрасли страны. Молоко пользуется повышенным спросом, что определяет жесткую зависимость отрасли от уровня социально-экономического развития страны.
По данным бюджетной статистики потребление на душу населения молока увеличилось с 216 кг в 2000 году до 233 кг в 2008 году.
Несмотря на увеличение потребления белковосодержащих продуктов, Россия отстает в потреблении молока от развитых стран.
В 90-годы молочная отрасль переживала значительный спад производства. Сложившуюся за этот период ситуацию характеризуют следующие тенденции1:
Рынок молочных продуктов по количеству брэндов, интенсивности рекламы, присутствию крупных игроков – как правило, партнеров европейских производителей, а также по интенсивности развития смело можно сравнивать с рынком пива. Но, если пивной рынок почти полностью сформирован, и едва ли на нем возможны какие-либо глобальные изменения, то рынок молочных продуктов обладает значительными резервами для дальнейшего роста и развития.
Тенденции развития отрасли
По оценкам специалистов, несмотря на имеющуюся значительную потенциальную емкость рынка, радикальных изменений в молочной промышленности в ближайшей перспективе не предвидится. Рынок будет плавно увеличиваться в объемах, темпы прироста не превысят 10%. Процесс концентрации среди молокозаводов продолжится до тех пор, пока в стратегически важных регионах еще будут оставаться небольшие и слабые в финансовом отношении производители.
С учетом низкой продуктивности в условиях сохранения устойчивой тенденции сокращения поголовья животных в сельхозпредприятиях и в личных хозяйствах существенного прироста производства молока не ожидается3.
Однако поскольку уровень
Наблюдается тенденция к диверсификации рынка – в том числе за счет появления продуктов в упаковках новых объемов и форматов.
Другой важной тенденцией молочного рынка стал рост доли молока в пол-литровой упаковке. Урбанистический стиль жизни предполагает индивидуальное потребление. Кроме того, с каждым годом уменьшается среднее число людей в городской семье. Многие потребители молока – это пары, одинокие люди или семьи с одним ребенком. Литровый пакет для них – это слишком много. Поэтому спрос на упаковки меньшего объема постоянно растет и будет расти впредь.
Еще один важный показатель качественного развития российского молочного рынка – стремление производителей создавать дополнительные удобства для потребления своего продукта. Этим, в частности, обусловлен рост интереса молочных компаний к упаковке с различными видами крышек.
Помимо прочего, меняется не только упаковка, но и само молоко. Растущий интерес к здоровому образу жизни заметно повлиял на содержание в молоке жиров. По оценкам экспертов, рыночная доля молока с жирностью до 2,5% составила в 2005 году около 30%.При том, что пять лет назад эта доля составляла всего 10-12%. За прошедшее время она выросла почти втрое.
На рисунке 1 показана структура потребления молочной продукции.
Рисунок 1 - Структура потребления молочной продукции
Перечень предприятий, функционирующих на территории Челябинской области.
На территории Челябинской области создан крупный молочный холдинг, в который вошли ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ОАО «ЧГМК»), ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат». Все три предприятия занимают доминирующее положение на рынке. Совокупная доля ОАО «ЧГМК» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» на рынке молочной продукции Челябинска в 2004 году составила 48,8%, доля ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» на рынке Магнитогорска – 59,2%4.
За последние четыре-пять лет количество производителей молочной продукции, представляющих свою продукцию в Челябинске, существенно сократилось. В настоящий момент в продуктовых магазинах города представлен широкий ассортимент продукции в основном только двух производителей – ОАО «ЧГМК» под торговым брендом «Первый вкус» и ОАО «Чебаркульский молочный завод». При этом далеко не в каждом магазине можно купить продукцию Копейского, Коркинского, Южно-Уральского молочных заводов и Еткульского «Ореола».
К ограничению выбора молочной продукции в большинстве торговых точек города привела сбытовая политика крупных производителей.
Характеристика основных производителей переработки и реализации молока
Чебаркульский молочный завод был основан в 1965 году. В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции составляет 42 наименования. Кроме традиционных продуктов - молока, кефира, сметаны, творога - налажен выпуск новых видов продукции: сухое молоко, сыр, йогурт, бифидок и др.
Завод реализует свою продукцию в Чебаркуле, Челябинске, Миассе, Златоусте, Учалах. Для санаторно-курортной зоны предприятие является основным поставщиком молочной продукции. Имеет стабильную сырьевую базу. 27 хозяйств Уральского региона поставляют ему молоко.
«Челябинский городской молочный комбинат №1» был основан в 1935 году. Первым продуктом, который начал выпускать комбинат - был кефир. В то время все операции выполнялись в ручную, в цехах стояли полуавтоматы по разливу бутылочной продукции и фасовке твердых изделий (сырков, творога). Сегодня предприятие успешно работает на рынке молочной продукции Челябинска и Челябинской области.
Продукция комбината неоднократно выставлялась на конкурсы и занимала призовые места. Товары ОАО ЧГМК экспонировались на выставках таких городов, как Москва, Екатеринбург, Челябинск. На всех выставках продукция ЧГМК отмечалась наградами и дипломами за высокое качество продукции.
Комбинат выпускает продукцию под торговыми марками «Первый вкус» и 27 гномов». «Первый вкус» - это традиционные молочные продукты: молоко, кефир, ряженка, снежок, творог, творожные изделия и сметана.
Комбинат начал свою работу в 1932 году. Продукция комбината занимает на рынке Магнитогорска 59,2% рынка.
История предприятия ведется с 1932 года, с момента основания города Магнитогорска.
В настоящее время ОАО «ГМК» предлагает широкий ассортимент, молочной продукции под торговыми марками «Первый вкус» и «7 гномов». Кроме того, масло сливочное «Крестьянское» (ГОСТ 37-91).
Помимо продукции
Функционирование рынка
В результате, в качестве «антикризисной» меры основными молокозаводами области с апреля 2009 г. было объявлено о снижении закупочных цен на молочное сырье с 13 руб. за 1литр до 7-8 руб. Для производства молока в области это будет иметь ряд серьезных последствий. На 1 сентября 2009 г. сельхозтоваропроизводители, специализирующиеся на выпуске сырого молока, получили только 16 млн. рублей прибыли. Это на 225 млн. рублей меньше, чем за тот же период 2008 года. 140 млн. рублей из этой суммы сельхозпредприятия потеряли из-за снижения цены на свою продукции.
Микроэлементы. Это ценные компоненты молока, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они входят в состав ферментов, витаминов, активируют или ингибируют деятельность многих из них. Некоторые микроэлементы катализируют химические реакции в молоке и молочных продуктах, которые ведут к образованию пороков. Например, излишек меди в молоке вызывает самоокисление жира и окисление аскорбиновой кислоты, в результате чего молоко приобретает окисленный привкус.
Витамины. В молоке находятся все
жизненно необходимые витамины, хотя некоторые
из них присутствуют в недостаточном количестве.
Витамины делятся на две группы: жирорастворимые
(A, D, Е) и водорастворимые (С, РР, группы
В). Между обеими группами витаминов существуют
функциональные различия. Так, жирорастворимые
витамины проявляют специфическое действие
при образовании тканей и клеточных группировок;
водорастворимые комплексы В входят в
состав ферментов, в том числе ферментов
молока. Многие витамины отличаются большой
чувствительностью к высоким температурам,
свету, действию кислот, оснований, кислорода.
Поэтому молоко следует подвергать щадящей
обработке, чтобы максимально сохранить
витамины от разрушения.
Витамины имеют большое значение для организма.
Они входят в состав ферментов, принимающих
участие в белковом, жировом и других обменах.
Недостаток их приводит к заболеваниям
— авитаминозам. Некоторые витамины оказывают
влияние на окислительно-восстановительный
потенциал молока, поэтому действуют как
антиокислители; есть витамины (каротин,
В2), которые придают определенный цвет
молоку и молочным продуктам. Витамин
С предотвращает окислительные процессы
в молоке и масле.
Макроэлементы. Обнаружены в золе
как катионы — кальций, калий,
натрий, магний, железо и др., так
и анионы — фосфор, сера, хлор и
т. д. В молоке они находятся в
виде органических и неорганических
солей.
Микроэлементы в молоке обнаруживаются
в малом количестве (или в виде следов)
в форме ионов. К микроэлементам относятся
медь, марганец, кобальт, йод, цинк, рубидий,
барий, гелий, серебро, ванадий, титан,
олово, свинец, алюминий, хром, мышьяк,
никель, литий и др. Содержание микроэлементов
в молоке сильно колеблется в зависимости
от уровня кормления, стадии лактации
животных и других факторов. Так, содержание
меди колеблется от 0,06 до 0,21 мг, железа
— от 0,5 до 77,19, марганца — от 0,06 до 0,365,
никеля — от 0,010 до 0,329 мг/кг. В молозиве
микроэлементов, в особенности железа,
меди, кобальта, цинка, йода, значительно
больше. При использовании рационов с
недостаточным содержанием микроэлементов
от коров получают молоко с малым их количеством.
Информация о работе Разработка стандарта на предприятии кисломолочной продукции