Роль инноваций в развитии стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить роль и необходимость инноваций в стратегическом развитии предприятия.
Задачи курсовой работы:
• выделить особенности стратегического управления в микроэкономике;
• определить отличие продуктовых и технологических инноваций;
• определить методику использования инновационного подхода в стратегическом менеджменте;
• выделить инструментарий для выработки инновационно-ориентированной стратегии;
• определить возможность использования инновационной политики как инструмент развития организации;
• выделить механизмы интеграции стратегического и инновационного менеджмента;
• определить особенности стратегий управления инновационно-ориентированными компаниями в России.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость и возможности интеграции стратегической и инновационной деятельности предприятия 4
1.1. Особенности стратегического управления в микроэкономике в современных условиях хозяйствования 4
1.2. Продуктовые и технологические инновации 8
2. Механизмы разработки и реализации стратегического управления предприятием на основе инновационного подхода 10
2.1. Инструментарий выработки инновационно-ориентированной стратегии 10
2.2. Инновационная политика как инструмент развития организации 15
2.3. Механизм интеграции стратегического и инновационного менеджмента 22
3. Особенности стратегий управления инновационно-ориентированными компаниями в россии 28
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Роль инноваций в развитии стратегии предприятия.docx

— 151.45 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт социально-гуманитарных технологий

Направление 080500 «Менеджмент»

Кафедра международного менеджмента

 

 

Роль инноваций в развитии стратегии предприятия

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Студент гр.11А81

 

И.О. Асканакова

 

(подпись)

 
     
 

(дата)

 

Руководитель

 

А.А. Козлова

канд. философ. наук, профессор

(подпись)

 
     
 

(дата)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Томск – 2012

Оглавление

 

 

 

Введение

 

В современных условиях конкуренции и глобализации производства на рынке становится сложнее рыночная стратегия предприятия, исчезают возможности для быстрого и легкого экономического роста. Товарное предложение в избытке, а предприятию сложно привлечь и удержать потребителей. Вырастает значимость интеллектуального капитала и нематериальных активов в экономике. Произошел сдвиг  от управления материальными активами к стратегиям знаний, которые создают нематериальные активы. Управление знаниями набирает популярность у инновационных компаний. Во всем мире  растет значимость маркетинговых нематериальных активов, соответственно повышается количество вложенных средств в маркетинг и коммерческие затраты. Необходимо определить, насколько остро стоит необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к системе управления инновационным предприятием.

Цель моей курсовой работы - определить роль и необходимость инноваций в стратегическом развитии предприятия.

Задачи курсовой работы:

  • выделить особенности стратегического управления в микроэкономике;
  • определить отличие продуктовых и технологических инноваций;
  • определить методику использования инновационного подхода в стратегическом менеджменте;
  • выделить инструментарий для выработки инновационно-ориентированной стратегии;
  • определить возможность использования инновационной политики как инструмент развития организации;
  • выделить механизмы интеграции стратегического и инновационного менеджмента;
  • определить особенности стратегий управления инновационно-ориентированными компаниями в России.
  1. В процессе написания курсовой работы была применена совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, классификации с целью выделения отдельных групп для исследования, моделирование микроэкономической ситуации, а также описательные методы.  
    Необходимость и возможности интеграции стратегической и инновационной деятельности предприятия
    1. Особенности стратегического управления в микроэкономике в современных условиях хозяйствования

 

Реформирование российской экономики привело к радикальному изменению условий хозяйствования, что значительно осложнило деятельность большинства предприятий. Новые условия вызвали необходимость перестройки системы управления экономикой. В этой связи предприятие должно сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечит ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Любая организация это сложная экономическая и социальная система. В зависимости от того, как спроектирована система, зависит характер ее адаптации к внешней среде и к изменениям при влиянии на нее внутренних факторов.

Естественно, для достижения поставленных целей, а также устранения неблагоприятных факторов, возникающих в процессе достижения определенных целей, необходимо организовать процесс управления предприятием, адекватный сложившейся ситуации, как во внутренней, так и во внешней его среде. На наш взгляд, такое суждение является важнейшим принципом построения управленческой организации.

Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления. Чем активнее влияние внешних факторов, тем больше внимания уделяется управленческим персоналом изучению процессов, происходящих в окружении организации.

Следует отметить, что для отечественных предприятий в современных условиях характерна структурная перестройка не только производства, но и управления. Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. В кризисный же период развития экономики реорганизация системы управления направлена на создание условий для выживания предприятия за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды.

В условиях современной экономики главным объектом микроэкономического исследования является предприятие. Это обусловлено тем, что в современной экономике именно предприятия производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Характерной особенностью рынка является то, что кризисные  ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия: в какие-то моменты оно может не производить прибыли, либо производить убытки. Но это краткосрочные ситуации, которые не меняют сущности предприятия как производителя прибыли. Названные ситуации могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Но если предприятие не эффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может привести к банкротству.

В этой связи следует говорить о необходимости повсеместного внедрения такого современного инструмента управления развитием фирмы в современных условиях, как стратегическое управление.

Стратегическое управление - это такая составляющая менеджмента, в основе которой лежит теоретическая деятельность высшего руководства, направленная на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде, и условиях жесткой конкуренции.

Стратегическое управление решает ряд важнейших задач, среди которых, проблемы связанные с генеральными целями организации, проблемы, связанные с каким-либо элементом организации, а также проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, учитывая при этом, что окружение и условия функционирования организации будут изменяться. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Для отслеживания их влияния необходима организация постоянного мониторинга внешней среды, что является важнейшим условием эффективности и конкурентоспособности предприятия.

Необходимо  выделить два вида развития стратегического управления:

  1. регулярное стратегическое управление: состоит из двух взаимодополняющих подсистем, подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации  стратегии.  В  рамках данного стратегического управления осуществляется управление стратегическими возможностями организации;
  2. стратегическое управление в реальном масштабе времени: связанное с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Здесь наряду с решением возникших стратегических задач осуществляется уточнение стратегии.

Критерием для оценки вида стратегического управления может послужить прибыль предприятия.

Проведенный выборочный анализ бухгалтерской отчетности предприятий пищевой промышленности Кемеровской области, имеющих организационно – правовую форму акционерного общества в 2009 году, показал, что предприятия имеющие убыток от продаж должно руководствоваться стратегией управления в реальном  масштабе, т.к. убыток от продаж является главным индикатором сигнализирующем о необходимости вмешательства в систему управления это 7 предприятий из 15 анализируемых. Т.е. организации, которые имеют положительный финансовый результат от продаж, но непокрытый убыток по результатам деятельности за год должны быть  подвержены регулярной стратегии управления.

Представляется, что экономическая масса и мобильность определяются в первую очередь ресурсами предприятия. В различных сферах экономики они различаются как по объему, так и по содержанию. Именно недостаток ресурсов финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных не позволяет экономическим субъектам успешно разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних условиях.

Справедливо, что для выработки и реализации стратегии предприятия необходимы большие затраты ресурсов. Однако не все фирмы способны одинаково точно избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои стратегические возможности, предприятия зачастую оказываются в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Важнейшая характеристика «стратегичности» субъекта - находить адекватную имеющимся ресурсам рыночную нишу и действовать в ней.

Таким образом, стратегическое управление определяется как технология  управления в условиях нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности по времени.

 

 

    1. Продуктовые и технологические инновации

 

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

  • они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
  • дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
  • означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
  1. нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.  
    Механизмы разработки и реализации стратегического управления предприятием на основе инновационного подхода
    1. Инструментарий выработки инновационно-ориентированной стратегии

 

Внедрение инноваций отождествляется с функциональным управлением отдельными производствами, а не с корпоративным развитием. В результате на освоение инноваций выделяется недостаточно ресурсов, а потенциал новых технологий неполноценно используется. Продвижение инноваций на рынок в промышленности и строительстве сдерживается также отсутствием методических разработок по интенсивному освоению современных технологий и производств.

Исследование проблемы стратегического управления в промышленности и строительстве в современных условиях развития рыночных отношений свидетельствует о том, что в настоящее время в число первоочередных задач, стоящих перед предприятиями, выдвигается необходимость активизации освоения новых технологий и производств вследствие наметившегося перехода к инновационной экономике. В то же время анализ литературы показывает, что в экономической теории не получили освещение разработки по интеграции стратегического и инновационного менеджмента предприятий промышленности и строительства.

Инструментарий разработки и реализации стратегии развития предприятия, ориентированной на внедрение новых или усовершенствованных продуктов и технологий, создает основу для механизма интеграции стратегического и инновационного менеджмента, предусматривающего непрерывное освоение современных технологии и производств.

Процесс выработки стратегии сгруппирован и осуществлен в четыре этапа: анализ, планирование, реализация и контроль.

При проведении стратегического анализа для целей разработки стратегии на основе инновационного подхода недостаточно ограничиться традиционным выполнением СВОТ-анализа (от SWOT – поначальным буквам английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats), направленного на выявление внутренних сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз. Для более эффективного осуществления инновационной деятельности в рамках анализа внутренней среды более целесообразно будет тестировать синергетический (интеграционный) эффект от внедрения возможных инновационных продуктов. При этом известные типы синергизма (синергизм продаж, менеджмента, оперативный, инвестиционный синергизм) могут быть дополнены инновационным синергизмом, который следует определить, как возможные совместные (положительные или отрицательные) эффекты между существующей товарно-рыночной номенклатурой предприятия и предполагаемым для внедрения новым товаром.

Информация о работе Роль инноваций в развитии стратегии предприятия