Роль информационной системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современных концепций государственного управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить современную концепцию государственного менеджмента;
рассмотреть концепция политических сетей;
изучить синергетические концепции государственного управления;
выявить роль информационной системы государственном управлении.

Содержание

Введение 3
Современные концепции государственного управления 5
Концепция нового государственного менеджмента 5
Концепция политических сетей 11
Синергетические концепции государственному управлению 14
Роль информационной системы государственного управления 19

Заключение 25

Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ГМУ.docx

— 46.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ

факультет Гуманитарного образования

кафедра социологии и социальных технологий управления

 

 

                                                                    Оценка

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ОСНОВАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНГО УПРАВЛЕНИЯ

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Выполнил:                                                                     

Студент гр.                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Проверил:

Доцент, к.социол.н.                                                                       

 

                  

 

 

 

 

Краснотурьинск

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение            3 

  1. Современные концепции государственного управления   5
    1. Концепция нового государственного менеджмента   5
    2. Концепция политических сетей      11
    3. Синергетические концепции государственному управлению  14
  2. Роль информационной системы государственного управления 19

 

Заключение          25

 

Список литературы         27

 

 

Введение

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

Несмотря на то, что в различных странах государственное управление имеет существенные особенности, можно констатировать мировую тенденцию в универсализации общих принципов и подходов в сфере государственного управления. В основном можно вести речь о распространении моделей государственного управления, выработанных в развитых странах на остальной мир. Однако адаптация этих моделей происходит неравномерно, во многих странах правящая верхушка заинтересована в сохранении статусов, поскольку на нем базируется их стабильное положение и связанные с этим экономические и статусные привилегии.

Государственное управление изменяется вслед за преобразованиями, которые протекают в обществе. Современные теории государственного управления содержат универсальные принципы, применимые для любых государств. В современной науке государственного управления существует множество концепций и подходов к анализу системы управления: ситуационный, процессный, мультипликационный, системный.  Новейшие тенденции в развитии теории государственного управления связаны с концепциями: «нового государственного менеджмента», «политических сетей» и синергетической концепцией государственного управления.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти целей, задач и функций государства. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Актуальность изучения  современных концепций государственного управления может быть как теоретической, так и практической. Теоретическая актуальность выражается в том, что эта тема широко изучается во всех странах, но можно с уверенностью утверждать, что она не может быть изучена до конца. Практическая же актуальность заключается в том, что эта тема интересна любому будущему управленцу для практического применения.

Объект изучения: современные концепции государственного управления.

Предмет изучения: современные концепции государственного управления, информационной системы государственного управления как составной элемент современных концепций государственного управления.

Целью данной работы является изучение современных концепций государственного управления.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. изучить современную концепцию государственного менеджмента;
  2. рассмотреть концепция политических сетей;
  3. изучить синергетические концепции государственного управления;
  4. выявить роль информационной системы государственном управлении.
  5.  
  6. Современные концепции государственного управления

 

    1. Концепция нового государственного менеджмента

Новый государственный менеджмент как концепция и модель государственного управления оформился в 1980-е гг. Он явился ответом на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, стабильности организации и государственной службы, единства управления, администрирования. Во многом концепция нового государственного менеджмента и соответствующие ей реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению. Выход из кризиса государственно-административного управления виделся многим на путях переосмысления теории государственного управления на основе предпосылок менеджмента как управления бизнесом в рыночной экономике.

Процесс переходы от государственного администрирования к государственному менеджменту применительно к теории организации характеризуется двумя основными моментами: 1) повышением самостоятельности нижних этажей иерархических государственных организаций и 2) перемещением акцентов с собственно построения организации на ее взаимоотношения со средой. Особенности перехода к государственному менеджменту находят выражение в приверженности действию и изменению, а не устойчивости, в принципе субсидарности современной организации управления, которая должна быть ближе к клиенту, в новых критериях эффективности деятельности системы государственного управления, ориентированного на качество услуг и рентабельность.

Существует десять принципов, на которых основывается новая модель: 1) скорее руководство другими, чем выполнение их функций; 2) скорее предоставление возможности выбора потребителям, чем обслуживание их; 3) включение конкуренции в предоставление услуг; 4) организация посредством скорее задач, чем правил; 5) вкладывание капиталов в результаты, а не в намерения; 6) интенсивная ориентация на потребителя; 7) поощрение скорее предпринимательского зарабатывания, чем бюрократической траты; 8) внимание скорее профилактике, чем лечению; 9) децентрализация организаций и усиление совместной работы; 10) достижение перемен посредством рыночно-ориентированных намерений.

Традиционно государственное управление строилось на предпосылке разделения между политикой и управлением. Считалось, что определение основных целей и задач государства, к которым прежде всего относились представительные органы и главы государства. Исполнение этих задач должно было осуществляться органами государственного управления. Хотя в действительности всегда существовала проблема ограничения государственного управления собственно исполнительскими функциями, так как органы государственного управления, бюрократия активно влияли на формирование политики.

Во-первых, теоретически новый государственный менеджмент стремиться избегать дихотомии (раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой) политики/управления. В наиболее радикальном виде концепция нового государственного менеджмента затрагивает всю политическую систему как систему управления публичными делами. Следует, однако, признать, что проблемы политики и управления в новом государственном менеджменте ставятся в соответствии со спецификой содержания этой отрасли знания.

Во-вторых, новый государственный менеджмент интересует скорее инициативное осуществление публичной/государственной политики, чем просто нормативная организация исполнения ее целей. В этом отношении государственная администрация в целом, чиновничество рассматриваются не как простой исполнитель внешне выработанных решений, а как участник принятия решений и поиск эффективных моделей их осуществления. Отмеченная политизация государственной службы ставит, конечно, проблему ответственности чиновничества и репрезентативности общественного интереса в его функционировании, но и политическая нейтральность бюрократически организованного управления не снимает эти проблемы.

В-третьих, наиболее популярным термином-концептом нового государственного менеджмента, с помощью которого, по мнению его разработчиков, снимается проблема дихотомии политики/управления, является понятие «руководство». Оно заменяет часто такие термины, как администрирование, управление/правительство. Именно руководство является понятием, с помощью которого пытаются выразить особенность государственного менеджмента. Это понятие лежит в основе понимания специфики предпринимательской модели государственного управления, но оно же как раз и отражает его политический характер.

В-четвертых, политический аспект в концепции нового государственного менеджмента выражается и в том, что преимущественное внимание обращается на политическую роль высших административных чиновников.

Новый государственный менеджмент в этом отношении отличается от теории государственно-административного управления. Хотя на поверхности он предстает как концепция неполитическая, тем не менее его внутренне содержание имеет явно политические основания. Теоретически новый государственный менеджмент стремится избегать дихотомии политика/управление. Его интересует скорее инициативное осуществление публичной/государственной политики (public policy-making), чем просто нормативная организация исполнения ее целей. В этом отношении государственная администрация в целом, чиновничество рассматриваются не как простой исполнитель внешне выработанных решений, а как участник принятия решений и поиска эффективных моделей их осуществления.

Наиболее популярным концептом нового государственного менеджмента, с помощью которого снимается проблема дихотомии политики/управления, является понятие «руководство» (governance). Оно заменяет часто такие термины, как администрирование (administration), управление (government). Политический аспект в концепции нового государственного менеджмента выражается в том, что преимущественное внимание обращается на политическую роль высших административных чиновников. Они привлекают внимание даже больше, чем бюрократия или бюрократическая организация в целом.

Новый государственный менеджмент противостоит концепции административного государства и использует для описания существа государственного управления понятие «руководство», а не «администрирование» или «управление».

Руководство здесь понимается как система кооперации общественных, государственных и международных институтов, частных, государственных и смешанных структур для обеспечения удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем.

В теории государственного менеджмента рыночные модели регулирования взяты за основу. Рыночная модель поведения считается приемлемой для государственных служащих всех уровней. Мотивация и оценка их деятельности строится, как если бы они были участниками операций на рынке. Сама структура организации управления публичным сектором рассматривается по аналогии со структурой организации бизнеса. Государственное управление, по мысли сторонников рыночного подхода, должно быть предпринимательским. Общие установки предпринимательского управления формулируются следующим образом:

- нет существенных различий  между публичным и частным  секторами, а следовательно, публичными  и частными организациями можно  управлять более-менее одинаково;

- необходимо переходить  от оценки эффективности процесса  управления к оценке эффективности  результата управления, а следовательно, к сокращению затрат и к  повышению прибыльности государственных  организаций;

- менеджериальное управление  в целом должно сопровождаться  понижением роли управленческого  контроля одновременно с развитием  усовершенствованной отчетности, мониторинга  и механизмов ответственности;

- необходимо преобразовать  большие бюрократические структуры  в полуавтономные агентства, отличающиеся  высокой степенью подвижности, способностью  к конкуренции и склонностью  принимать рискованные решения. Одновременно необходимо отделение  коммерческих функций от некоммерческих  и политико-консультативных функций  от функций предоставления услуг;

- государственное управление  должно отдавать приоритет частному  бизнесу, конкурентному снабжению  и контрактной системе. При этом  необходимо переходить от традиционных  долговременных и плохо специфицированных  контрактов к кратковременным  и более определенным контрактам;

- в государственном управлении  необходимо использовать практику  менеджмента, которая касается кратковременных  трудовых соглашений, развития стратегических  планов, корпоративных планов, соглашений  об эффективности деятельности, введения системы оплаты за  качество, развития новых менеджериальных  информационных систем, заботы о  корпоративном имидже;

- большое внимание в  новом государственном менеджменте  уделяется денежным предпочтениям; что касается этических проблем, то им уделяется меньшее внимание;

- отношение к потребителю  общественных услуг предполагает  рыночные характеристики. К потребителю  относятся как к покупателю  общественных услуг со всеми  вытекающими отсюда последствиями.

Одним из коренных вопросов в концепции нового государственного менеджмента выступает обоснование эффективности управления. Понятие «эффективность» здесь приобретает экономический характер. Оценка деятельности осуществляется не по уровню активности соответствующих структур управления, а по результату, как говорят, «на выходе». В государственном управлении трудно найти единый показатель эффективности деятельности, подобный прибыли для бизнеса. Тем не менее в принципе концепция нового государственного менеджмента содержит в себе идею возможности оценки деятельности государственных структур и программ, используя понятия продуктивность, результативность, действенность. Понятия производительности и экономичности включаются в деятельность государственного управления. Это означает, что при сокращении государственных затрат результат деятельности государства должен возрастать.

Информация о работе Роль информационной системы государственного управления