Роль миссии в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания в данной курсовой работе является изучение роли, целей, требований миссии в управлении организацией.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Миссия как целевая функция организации……………………………....4
1.1 Понятие и содержание миссии организации……………………………4
1.2 Цели формирования миссии……………………………………………...8
1.3 Роль миссии в управлении организацией……………………………......9
2. Цели организации менеджмента………………………………..................13
2.1 Основные требования к формулировке целей…………………………..14
3. Построение «дерева» целей организации………………….……………...17
4. Задачи управления, затраты на их решение и результаты деятельности организации…………………………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………….....21
Список использованной литературы ……………………………………….. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (Теория менеджмента).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

           Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра

«Экономики и предприятия нефтяной и газовой промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Курсовая работа

по дисциплине: «Теория менеджмента»

 

на тему:

«Роль миссии в управлении организацией»

 

 

 

         

 

 

 

 

Выполнил: студ.гр БУТ-11-01            _________________  Мухарямова М.Н.

                                                                          подпись,дата

 

Проверил: преп.    _____________                                          Пономарева Е.В

                                                                                                                                  подпись,дата

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Уфа,2012

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ  

 

 

 

 

Введение …………………………………………………………………….…3

 1. Миссия как целевая функция организации……………………………....4

 1.1 Понятие и содержание миссии организации……………………………4

 1.2 Цели формирования миссии……………………………………………...8

 1.3 Роль миссии в управлении организацией……………………………......9

2. Цели организации менеджмента………………………………..................13

2.1 Основные требования к формулировке целей…………………………..14

 3. Построение «дерева» целей организации………………….……………...17

 4. Задачи управления, затраты на их решение и результаты деятельности организации…………………………………………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………….....21

 

Список использованной литературы ……………………………………….. 22                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации и фирмы должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для  всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления. Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организации является ее миссия. Именно миссия организации задает основное направление развития организации.

Целью написания в данной курсовой работе является изучение роли, целей, требований миссии в управлении организацией.

Для достижения поставленной в рамках курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Миссия как целевая функция организации;

 2. Цели организации менеджмента; 

 3.Задачи управления, затраты на их решение и результаты деятельности организации.

Объектом исследования является роль миссии в управлении организацией.

Под предметом понимается непосредственно задачи и аспекты принятия решений оказывающие влияние на результаты деятельности организации.

 

  1. Миссия как целевая функция организации

 

    1.  Понятие и содержание миссии организации

Понятие «миссия» трактуется по-разному. Например, в одном из основных зарубежных учебников по менеджменту  под «миссией», понимается основная общая цель или задача организации, которая ставится при планировании ее деятельности.

В энциклопедическом словаре миссия (от лат mission -- посылка, поручение) определяется как делегация, посылаемая в другую страну с определенными поручениями.

В более современной  научной литературе под миссией  подразумевается новое предназначение организации и разъясняется, что миссия - это стратегическая цель деятельности организации.

Также можно сказать, что  миссия - это четко выраженная причина существования организации, которая формулирована в виде ее основной общей цели деятельности. Все остальные цели разрабатываются и реализуются для того, чтобы осуществить миссию.

Бытует мнение, что  миссию можно трактовать в широком  и узком смыслах. Так, в широком понимании миссия - это сформулированная философия, предназначение и смысл существования организации. Философия определяет ценности и принципы поведения коллектива в производственно-хозяйственной, финансово-экономической, бытовой, коммуникативной деятельности на выбранных рынках.

Предназначение позволяет  сформировать тип организации (коммерческая, некоммерческая, государственная или муниципальная) и разрабатывать конкретные мероприятия, которые система управления планирует реализовать для воплощения философских идей и замыслов в реальную действительность рыночных отношений в долговременный период существования, составляющий не менее пяти лет.

В узком понимании  миссия это сформулированная причина  создания и деятельности организации. Иначе, миссия рассматривается как  утверждение, раскрывающее смысл существования  организации и содержащее признаки, отличающие данную организацию от подобных, позиционированных на одном и том же рынке потребителей продукции и услуг. Отличие миссии, понимаемой в узком смысле от широкого толкования этого понятия, заключается в том, что в первом случае, хотя и отражается общий философский смысл, более конкретно характеризуются отличительные особенности организации, степень ее уникальности на отраслевых и территориальных рынках по сравнению с конкурентами.

В практической деятельности системы управления хозяйствующими субъектами чаще используют понимание миссии в узком смысле. Проявление отличительных особенностей хозяйствующего субъекта в сформулированной миссии зависит от следующих факторов:

-наличия параметров, которые характеризуют процессы производства и управления в настоящем, и потенциальных, возможностей их увеличения в будущем;

-конкурентной позиции на рынке потребителей продукций услуг, определяемой их качеством, свойствами и ценой, как в настоящем, так и в перспективе;

-конъюнктуры рыночных условий и степени благожелательности контактных аудиторий;

-длительности или истории деятельности, в процессе которой изменялись или оставались постоянными философия, предназначение, отрасль и профиль производственно-хозяйственной деятельности, целевые рынки потребителей.

Проанализировав все  рассмотренные выше понятия «миссии» можно дать следующее определение, миссия - это предназначение деятельности хозяйствующего субъекта в избранных территориальных и отраслевых рынках производителей и потребителей продукции и услуг, сформулированное в виде долгосрочной стратегической цели.

Отличие миссии от главной  стратегической цели функционирования состоит в том, что:

-миссия отражает в общем виде лишь так называемую внешнюю часть главной стратегической цели, обусловленную причиной или необходимостью удовлетворения интересов потребителей продукций услуг на целевых рынках;

-миссия не имеет четких количественных границ своего достижения или критериев как главная стратегическая цель.

Миссия формулирует и формализует  статус предприятия и организации  на внешнем рынке и обеспечивает направления и ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию. Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

-она действительно может помочь предприятию стать лучше;

-в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;

-ее разделяют большинство сотрудников предприятия.

Как показывает практика менеджмента, наиболее сильное, устойчивое и продолжительное  влияние на выбор и формулирование миссии оказывает интересы потребителей продукции и услуг, учредителей (собственников), персонала (сотрудников). Сложность формулирования миссии заключается в необходимости сочетания интересов этих трех элементов и их отражения в виде либо частных, либо единого общего интереса, достигнутого на основе консенсуса.

Миссия переформулируется в том случае, если согласовать интересы невозможно.

Миссия считается сформулированной, если в ней четко отражены существующая позиция хозяйствующего субъекта во внешней среде; будущие его состояния, отличительные признаки организации  от подобных (конкурентов).

Так, формулировка миссии «Стать лучшей авиакомпанией в мире» означает следующее: хозяйствующий субъект - авиакомпания, которая в настоящее время оказывает услуги по перевозке в достаточно ограниченных территориальных пределах, причем они не отличаются высоким качеством, доступностью по цене и разнообразием свойств или сопутствующих услуг; авиакомпания стремится к охвату своими услугами отечественного и всех международных рынков авиаперевозок, т.е., к их расширению, повышению качества услуг и количества свойств; отличительными признаками будут служить масштаб авиаперевозок и комплекс высококачественных услуг. Однако, одной формулировки миссии для успешного выхода на соответствующий рынок явно недостаточно, необходимо подтвердить намерения с помощью описания следующих характеристик хозяйствующего субъекта:

-существующей и перспективных сфер деятельности, отражающих вид продукции или услуг, емкости рынка потребителей и конъюнктуры рынка производителей в отраслевых, географических и демографических масштабах;

-принятой философии ведения бизнеса, включающей ценности трех основных групп заинтересованных лиц, принципы поведения, к идеи коллектива, концепцию управления маркетингом;

-целевых ориентиров, складывающихся из комплекса стратегических целей развития и отражающих нормативные (Желаемые) будущие состояния параметров и эндогенных переменных (результатов деятельности);

-потенциальных возможностей и средств достижения целевых ориентиров, включающих программы, планы и конкретные мероприятия по достижению стратегических целей организации и количественные и качественные оценки желаемых результатов ее деятельности.

Так, содержание программ, планов и  конкретных мероприятий в значительной степени зависит от выбранной  концепции управления маркетинговой деятельностью. В настоящее время существуют пять таких концепций: товарная, производственная, бытовая, традиционная и социально-этическая. Каждая из них применима для определенных сфер управленческой деятельности, требующих совершенствования. Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность. Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Необходимо помнить, что при  определении миссии организации необходимо учитывать:

-формулировку задачи организации с точки зрения производства товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

-положение фирмы по отношению к внешней среде;

-культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

-кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой  при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при  планировании. Цели различают:

1. По масштабу деятельности: глобальные  или общие; локальные или частные.

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3. По рангу: главные и второстепенные.

4. По временному фактору: стратегические  и тактические.

5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6. По подсистемам организации:  экономические, технические, технологические,  социальные, производственные, коммерческие  и т.д.

7. По субъектам: личные и групповые.

8. По осознанности: действительные  и мнимые.

9. По достижимости: реальные и  фантастические.

10.По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11.По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

Информация о работе Роль миссии в управлении организацией