Роль целеполагания в управлении организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
3
1. Роль целеполагания в управлении организациями…………………….
4


1.1.
Миссия организации……………………………………………….
4


1.2.
Цели организации и их классификация ………………………….
6


1.3.
Процесс управления по целям …………………………………….
11
2.Организационная структура управления ……………………….……….
14


2.1.
Основные виды организационных структур управления и анализ организационной структуры на примере………………...
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….
34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет: «Бизнес и управление»

Кафедра: «Экономическая теория, маркетинг и менеджмент»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Менеджмент организации»

на тему: «Роль целеполагания в управлении организациями»

 

 

 

  Выполнил: студентка 2 курса

    очно- заочного отделения

Проверил: Алексеева С. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009 г

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................

3

1. Роль целеполагания в управлении организациями…………………….

4

 

 

1.1.

Миссия организации……………………………………………….

4

 

 

1.2.

Цели организации и их классификация ………………………….

6

 

 

1.3.

Процесс управления по целям …………………………………….

11

2.Организационная структура управления ……………………….……….

14

 

 

2.1.

Основные виды организационных структур управления и анализ организационной структуры на примере………………...

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций.

 

 

 

 

 

 

1. Роль целеполагания в управлении организациями

1.1.Миссия организации

Миссия организации- выражении ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, статус его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Существует широкое и узкое понимание миссии. Миссия в широком смысле- констатация философии и предназначения смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Миссия в узком понимании- сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия обязательно несет в себе что- то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решить свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого свои потребности;

• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанное в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого должны быть отражены следующие характеристики организации:

• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализация своего продукта;

  • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу.

Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации.

Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

  • миссия делает ясными для сотрудников общую цель предназначения существования организации. В результате сотрудники организации как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

• миссия способствует установлению определенного климата в организации, т. к. через нее до людей доводятся ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

1.2. Цели организации и их классификация

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение кот. является для неё желательным и на достижение кот. направлена её деятельность.

Существуют краткосрочные и долгосрочные цели. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость между краткосрочными и долгосрочными. Целями устанавливаются ещё и промежуточные цели (среднесрочные)

Выделяют 4 сферы применительно которых организации устанавливают цели, исходя из своих интересов:

- доходы организации

- работа с клиентами

- потребности и благосостояние сотрудников

- социальная ответственность

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и нескольких уровней управления складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня и цели более низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня.

Наиболее распространёнными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и др.

- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж и др.

- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости и др.

- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации и др.

- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, кол-ва единиц техники и др.

- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат, сроки введения в действие нов. оборудования и др.

- изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и др.

- человеческие ресурсы (кол-во прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и др.)

- работа с покупателями (скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и др.)

- оказание помощи обществу ( объём благотворительности, проведение благотворит. акций и др.)

Классификация целей организации.

 У организации могут быть разнообразные цели, особенно если говорить об организациях различных типов. Например, деятельность организаций, занимающихся бизнесом, сосредоточена главным образом на создании определенных товаров и услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибыли. Государственные учебные заведения и больницы и т.п. не стремятся получить прибыль, но их действия сопряжены с ограничением затрат. Это стремление некоммерческих организаций находит отражение в наборе целей, сформулированных как представление конкретных услуг в рамках бюджетных ограничений. Изложенное свидетельствует о том, что классификацию целей следует считать важной научно-практической задачей, способствующей пониманию возможностей их практического использования при проектировании организации или в процессе ее функционирования. Приведем несколько классификаций организационных целей по разным основаниям.

Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения.

1.              Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

2.              Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

Информация о работе Роль целеполагания в управлении организациями