Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:14, реферат
Вглядывайтесь в своих работников - и вы увидите, что в каждой ситуации они ведут себя совершенно определённым образом. И только зная как они себя поведут, можно ими руководить.
«Незаменимый» Универсал. Соглашается подменить, замещать и сверх своей работы. Полон гордости, что всё может. Два раза просить не надо - может обидеться. Обращение «Надо» понимает с полуслова, иногда даже сам работает на опережение.
Вглядывайтесь в своих работников - и вы увидите, что в каждой ситуации они ведут себя совершенно определённым образом. И только зная как они себя поведут, можно ими руководить.
«Незаменимый» Универсал. Соглашается подменить, замещать и сверх своей работы. Полон гордости, что всё может. Два раза просить не надо - может обидеться. Обращение «Надо» понимает с полуслова, иногда даже сам работает на опережение.
«Себялюбец» На первом месте собственное «Я». Берётся за дело только тогда, когда можно показать своё "Я". Любит общественную работу. Его надо держать в рамках. Из тщеславия может сделать любую работу.
«Деловой» Силён такой работник прагматизмом. Может идти к конечному результату любыми средствами. Всё подчиняет пользе. Но он не способен соотносить задачи своего участка работы с задачами общей работы. Абстрактное мышление считает философствованием. За ним «глаз» не нужен, перед ним обязательно надо ставить цели, разъясняя их, воспитать привычку смотреть вперёд, оглядываться назад и посматривать по сторонам. Обращаться к нему лучше так:»Эту работу необходимо сделать побыстрее - до 15-го числа. Но эта работа важна не для отчёта, а чтобы застолбить за собой направление. Это же новое дело. Тут дров можно наломать.»
«Игрун» Развит избирательный интерес к деятельности, он может работать только тогда , когда работа ему нравиться. Но его интерес неустойчив, он быстро загорается и так же быстро остывает. Время от времени необходимо «встряхивать». Обращение к нему: «Слушайте внимательно, работа поручена вам, за её выполнение отвечаете только вы.. Об исполнении доложите через ... дня. В противном случае будете иметь неприятности и премию не получите...»
«Энергичный» Ему важна не работа, а самообозначение. На месте бывает редко. Весь в общественных делах, вечно куда-то спешит, кому-то звонит, где-то заседает. Ему приятно представлять свой отдел в контактах с другими. Хорошо реагирует на слова: «Себя не щадите. Замотались совсем. И здесь, и там. Но выглядите хорошо. Мы уже здесь по вас соскучились. И не согласитесь ли вы нам немного помочь? Надо наладить внешние связи с другими отделами. Ведь вы всех знаете».
«Моралист» Держится властно, любит всех поучать. Его не надо воспитывать, с ним надо быть очень осторожным, лучше держать его в роли консультанта. Обращаться к нему следует очень уважительно: «Будьте любезны, подскажите нам как лучше выполнить эту работу, как правильно её распределить? Ваш большой опыт.»
«Архивариус» Всё делает по инструкции. К нему обращайся за советом по поводу неясностей в документах. Поручи оформление документов. Желательно не поручать ничего нового, так как засушит на корню. Спокойно можно доверять папки с входящими и исходящими документами. Работа его приобретает масштабность и смысл. Иначе он не чувствует себя нужным. Обращение: «Эти документы так к вам и просятся. Поработайте с ними, пожалуйста, чтобы никто нам не предъявил претензий».
«Скептик» Начинает выполнять любое задание после второго, третьего напоминания. Смысла в выполнении задания не видит. К нему индивидуальный подход не нужен. Обратной связи не ищет.
«Творец» Всё делает играючи, ему всё интересно, работает умно, красиво, хочет сделать лучше, больше, быстрее. Уязвим, раним, не умеет и не хочет подлаживаться к окружающему порядку, уважает открытость отношений и честность. Нуждается в доброжелательной поддержке и признании. Необходимо предостерегать его от ошибок и некоторой наивности. Наладить с ним творческое взаимодействие и в процессе передачи решений на исполнение, и в организации контроля, и на стадии оценки конечного результата. Обращаться к «творцу» следует, подчёркивая его деловые достоинства: «Я хочу поручить вам одно, которое требует напряжения сил. Вы именно тот, кто не боится трудностей. Вы - тот самый человек, который может это сделать наиболее качественно. При опасении «творца», что он не уложиться в сроки: «Не волнуйтесь. Всё будет в полном порядке. Вы сами не подозреваете, что вы можете. Сделаете так, что сами удивитесь».
Самое важное в работе с различными типами подчинённых - это умение правильно распределить работу, чтобы она соответствовала их личным особенностям, стремлениям и возможностям. Если такая тактика неприемлема, в силу специфики труда, то следует попробовать изменить подчинённого, только после неудачной попытки это сделать, принимать другие решения [5;186].
Содержательные теории мотивации стремятся рассмотреть активные потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
Теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу, разделяет все множество потребностей на пять категорий (уровней).
Все эти потребности можно расположить в виде иерархической пирамиды, в основании которой положены физиологические потребности.
В вершине пирамиды будут потребности самовыражения. Первые две категории потребностей образуют потребности нижнего уровня (первичные потребности). Они требуют удовлетворения и влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней (вторичные потребности).
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной и важной (доминирующей).
Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным, определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять полностью потребность более низкого уровня. Таким образом, иерархические уровни не являются жесткими дискретными ступенями [1;52].
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации через потребности бесконечен.
Теория иерархических потребностей внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители разных рангов стали понимать, что мотивация поведения людей определяется широким спектром их потребностей.
Руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими.
Он должен удовлетворять важнейшие потребности подчиненных посредством такого образа действия, который способствует достижению целей всей фирмы.
Со временем потребности меняются. Поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Конечно, в принципе четкой пятиуровневой иерархической структуры потребностей в жизни, по-видимому, просто не существует [8;96].
Удовлетворение потребностей одного уровня приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня.
На человека большое влияние оказывает воспитание и опыт прошлого, особенно опыт потрясений войны, кризисов, депрессий и т.п. Поэтому на практике нет такой стройной пирамиды потребностей для каждого человека. Это также необходимо учитывать руководителю [5;10].
Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя людьми и более.
Его основная цель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникационном процессе выделяют четыре основных элемента:
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях. Вертикальные направление подразделяется на нисходящее и восходящее.
Нисходящее направление – это когда коммуникационный поток движется от более высокого уровня управления к более низкому (постановка задачи, описание работ, приказ, распоряжение).
Восходящее направление - движение информации от более низкого уровня управления к более высшему уровню в иерархии организации. Используется в качестве обратной связи подчиненных с руководителем (информация о результатах и возникающих проблемах).
Коммуникации имеют различные типы: внутриличностная, межличностная, коммуникация в малой группе и общественная.
Внутриличностная коммуникация – это коммуникация, возникающая внутри самого индивида. Это то, когда индивид говорит сам с собой. Он являет одновременно и посылающей и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств [8;23].
Межличностная коммуникация – это коммуникация с другим человеком.
Коммуникация в малой группе возникает тогда, когда небольшое количество людей (малая группа до 30 человек) собирается вместе с какой-то целью.
В общественной коммуникации посылающий передает послание аудитории (большой группе более 30 человек). Коммуникации можно классифицировать по следующим видам:
Тот или другой вид коммуникаций, в системе управления, используется в зависимости от целей деятельности и потребности в том или другом виде коммуникационных сетей [4;118].
По характеру восприятия информации, коммуникации делятся на прямые или целевые (цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (информация заложена скорее «между строк») и смешанные.
В процессе организационной деятельности персонал организации имеет отношение в большей степени с организационными коммуникациями.
Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Они служат необходимым инструментам в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.