Совершенствование организационной структуры управления на ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организационной структуры управления предприятием ОАО «Белгород Мобил ТелеКом».
Задачи курсовой работы:
• изучить теоретические основы организационных структур управления;
• проанализировать организационно-экономическую характеристику предприятия;
• предложить пути совершенствования организационной структуры предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Организационные структуры управления предприятием…….……….5
1.1. Виды организационных структур управления….................................5
1.2. Методы управления организацией…………..…..……………………11
1.3. Формирование эффективной структуры управления организацией…………………………………………………………………17
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»………………………………………..............22
2.1. Организационная характеристика предприятия……………………...22
2.2. Анализ финансового состояния предприятия………………………...27
3. Совершенствование организационной структуры управления на ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»………………..................................................33
3.1. Проектирование процесса совершенствования организационной структуры………………………………………………….…………………33
3.2 Формирование эффективной организационной структуры ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»…..…………………………………………………………39
3.3. Эффективность управления персоналом……………………………….44
Заключение……………………………………………………………………50
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование организационной структуры управления на ОАО Белгород Мобил ТелеКом.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Организационные структуры управления предприятием…….……….5

1.1. Виды организационных структур управления….................................5

1.2. Методы управления организацией…………..…..……………………11

1.3. Формирование эффективной структуры управления организацией…………………………………………………………………17

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»………………………………………..............22

2.1. Организационная характеристика  предприятия……………………...22

2.2. Анализ финансового состояния  предприятия………………………...27

3. Совершенствование организационной структуры управления на ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»………………..................................................33

3.1. Проектирование процесса совершенствования организационной структуры………………………………………………….…………………33

3.2 Формирование эффективной организационной структуры ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»…..…………………………………………………………39

3.3. Эффективность управления персоналом……………………………….44

Заключение……………………………………………………………………50

Библиографический список…………………………………………………..52

Приложения……………………………………………………………………54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях развития рыночных отношений особое внимание уделяется эффективности системы управления предприятием, которая во многом определяется рациональностью действующей организационной структуры управления. Основной характеристикой организации является формальная организационная структура управления предприятием.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Рассматриваемые в данной работе подходы к построению организации занимают важное место в теории и практике управления. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Возможные направления совершенствования организационной структуры управления выявляются в результате ее системного анализа.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Белгород Мобил ТелеКом», предметом исследования послужил формирование организационных структур управления персоналом.

Целью курсовой работы является анализ организационной структуры управления предприятием ОАО «Белгород Мобил ТелеКом».

Задачи курсовой работы:

  • изучить теоретические основы организационных структур управления;
  • проанализировать организационно-экономическую характеристику предприятия;
  • предложить пути совершенствования организационной структуры предприятия.

Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях нестабильной экономической среды  применение наиболее эффективных организационных структур управления предприятием влияет на:

    • эффективность управления предприятием;
    • рост дохода и производства.

Методами исследования при написании курсовой работы послужили:

  • сбор эмпирических данных;
  • контент-анализ документов;
  • анализ бухгалтерской и статистической отчетностей за 2007-2009 года.

Главным фактором формирования организационной структуры управления производством было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.

 

 

 

 

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1. Виды организационных  структур управления

 

 

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

Под организационной  структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и  подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням.

Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся к основным типам организационных структур: линейным, функциональным, линейно-функциональным, матричным, дивизиональным и множественным [13].

1. Линейная структура управления (Приложение 1). Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Данный тип организационной  структуры управления применяется  в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами одно родной и несложной технологии [17].

2. Функциональная структура управления (Приложение 2). Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Традиционные функциональные блоки предприятия - это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставил бы свои собственные цели выше общих целей всего предприятия [2].

3. Линейно-функциональная структура управления (Приложение 3). На практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная, структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Эта система имеет  две разновидности: цеховую структуру  управления, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую структуру управления, применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цехи, а на участки.

Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом [20].

4. Дивизиональная структура управления (Приложение 4). Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся к 20-м гг., а пик их промышленного использования приходится на 60–70-е гг. Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в  управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация).

Организация подразделений  по продуктовому принципу является одной  из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство  крупнейших производителей потребительских  товаров с диверсифицированной  продукцией используют продуктовую  структуру организации.

При использовании дивизионально-продуктовой структуры управления создаются отделения по основным продуктам. Руководство производством и сбытом какого-либо продукта (услуги) передаются одному лицу, которое является ответственным за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему.

Данный тип организационной  структуры находит применение в  достаточно специфичных областях, например, в сфере образования, где в  последнее время наряду с традиционными  общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, - индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу [9].

5. Матричная структура управления (Приложение 5). Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления на ОАО «Белгород Мобил ТелеКом»