Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:53, курсовая работа
Персонал - коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Человеческие ресурсы являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность .
Тема представленной
курсовой работы «Предмет и
содержание управления
Сама формулировка «Предмет и содержание…» раскрывает весьма обширный спектр тем – это и «методы управления персоналом», и «организация работы персонала», а так же «планирование карьеры и управление мотивацией персонала», «оценка деятельности» и «что такое «деловая эффективность»… А по сему, правильнее, на мой взгляд, будет остановиться на основополагающих, то есть ключевых моментах.
Что являет собой
предмет «управления
Для того, чтобы творчески подойти к написанию работы необходимо не только изучить «книжный», то есть теоретический материал, но и познакомиться с журнальными и некоторыми газетными публикациями на тему. Среди множества печатных материалов мне посчастливилось натолкнуться на довольно интересную статью А. Боярского с оптимистическим названием «Каша из топора» или качественные услуги». Надо сказать, что управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или иными словами, три сферы: первая - планирование, т.е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; вторая - организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей, и, наконец, третья - управление персоналом. Последняя из составных частей - управление персоналом - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками – [персоналом или кадрами] - до 80% своего рабочего времени. Одной из основных социальных потребностей общества в переходной экономике является совершенствование систем управления всех уровней и видов деятельности. Среди мер по совершенствованию систем управления в России, как мне кажется, в первый ряд, несомненно, следует поставить качественное повышение эффективности управления самым важным ресурсом - персоналом организаций и предприятий.
«Персонал» (от латинского personalis —личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие»', «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация»2, «совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности». Персонал различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам.
Персонал составляет
основу любой организации.
В последнее время
в отечественной литературе
И.П. Герчикова пишет, что «управление персоналом - это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала» .
А.Я. Кибанов определяет управление персоналом как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом».
Профессура РАГС предложила
следующие определения: «
Немецкие исследователи
считают, что управление
Организационные цели явно доминируют в управлении персоналом. Персонал, наряду с другими ресурсами, работает на выполнение миссии и достижение цели организации. «Управление персоналом -деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей для достижения организационных и личных целей» или «управление человеческими ресурсами состоит в обеспечении достижения организационных целей» .
Однако некоторые
Есть попытки совместить
организационные и личные цели
в управлении персоналом: «Эффективность
управления персоналом - это достижение
организационных (
В зарубежной литературе
для характеристики целей
Под экономической эффективностью понимают достижение с минимальными затратами на персонал целей организации - экономических результатов, стабильности высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся внешней среде.
Под социальной
Желательно, чтобы экономическая
и социальная эффективность
Однако, понятие «экономическая
эффективность» ориентировано
Субъектами управления
персоналом являются
К внешним факторам, которые имеют влияние на деятельность по управлению персоналом в организации, относятся:
- государство (принимает законы, регулирующие сферу трудовых отношений);
- ассоциация предпринимателей (вырабатывает рекомендации в области управления);
- профсоюзы (занимаются вопросами организации труда)
- собственники предприятий (устанавливают свои «правила игры»).
Суть управления персоналом легче понять, проследив эволюцию взглядов на персонал, на принципы, функции и методы работы с ним.
Любое социальное управление
неразрывно связано с
Только с 60-х годов
XX века стали появляться идеи
о развитии систем по работе
с персоналом. Теория и практика
управления персоналом
В теории и практике
управления человеческой
Экономический подход.
Экономический подход
детерминировал взгляд на
Органический подход.
Органический подход
к управлению породил две
Гуманистического подхода.
В рамках гуманистического
подхода была предложена
Среди факторов повышения роли персонала в современном производстве выделяют: '
Во-первых, принципиальные
изменения в содержании труда,
вызванные применением новой
техники, технологии и методов
производственной деятельности. На
изменение содержания труда
Во-вторых, изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Усложнение труда, повышение роли знаний и навыков в трудовом процессе, современная техника, технология и методы хозяйствования ослабляют возможность и необходимость жесткого контроля. Требуется самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина.
В-третьих, изменение
ориентации и динамики спроса
и направленного на его
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом